АТО-мобилисты — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №33 (869) » АТО-мобилисты

АТО-мобилисты

Война войной, а обед по расписанию. Подобный принцип, судя по темпам работы парламента, исповедует большинство наших народных депутатов. Не было бы проблем, если бы качество принимаемых законов не хромало на обе ноги. Особенно четко это просматривается в нормативном регулировании вопросов мобилизации. Объявив о частичной мобилизации еще 17 марта этого года, украинская власть не позаботилась о разрешении очевидных для бизнеса, но таких непонятных для сытого чиновника вещах: возможности (невозможности) увольнения работника в связи с мобилизацией, уплате налогов и взносов, материальном обеспечении самих мобилизованных и т.д.

Фактически предприниматели узнали ответы на большинство жизненно важных для себя вопросов лишь по истечении почти двух месяцев с начала проведения АТО.

Для украинской власти стала полной неожиданностью истинная (плачевная) ситуация в украинской армии, связанная с наличием материальных и кадровых ресурсов, поэтому «донором» таких ресурсов должен стать, впрочем, как и всегда, украинский бизнес.

Долг перед Родиной

В конце мая этого года была принята очередная порция мобилизационных нововведений, которые вступили в силу в первой половине июня (Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования оборонно-мобилизационных вопросов во время проведения мобилизации» от 20 мая 2014 года № 1275-VII).

Примечательно, что отныне регистрация (снятие с учета) автомобилей, которые могут быть предназначены для комплектации украинской армии в особый период, должна быть предварительно согласована с военкоматом. Это однозначно добавит проблем автовладельцам, хотя законодатель мог просто открыть доступ военкоматам к соответствующим базам ГАИ.

Законодательство также изменилось и в части непосредственного исполнения военно-транспортного долга предприятиями и гражданами (статья 6 Закона Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации»).

Военно-транспортная обязанность устанавливается с целью удовлетворения потребностей украинской армии на особый период транспортными средствами и техникой и касается органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан, а также предприятий, учреждений и организаций, работающих в транспортной сфере либо имеющих в собственности транспортные средства.

В то же время на Украине продолжается третья волна мобилизации. 22 июля 2014 года Верховным Советом Украины был утвержден Указ Президента Украины «О частичной мобилизации» от 21 июля 2014 года № 607/2014 (Закон о мобилизации).

Данным документом определена обязанность местных органов исполнительной власти при участии органов местного самоуправления с привлечением предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности организовать и обеспечить в установленном порядке: оповещение и прибытие граждан, которые призываются на военную службу, доставку техники в определенные пункты и в воинские части; предоставление строений, домов, земельных участков, транспортных и других материально-технических средств, а также оказание услуг Вооруженным Силам Украины, Национальной гвардии, другим воинским формированиям в соответствии с мобилизационными планами.

Конкретные цифры, а также реальные потребности украинской армии закладываются в мобилизационных планах, к которым доступ общественности ограничен. С одной стороны, это и понятно — вокруг враги и предатели, однако почему-то этих самых врагов и предателей значительно больше во «властных» кабинетах, чем, скажем, на заводе или на шахте. А вот с другой стороны, как известно, ограничения в доступе порождают злоупотребления и безответственность.

Тем не менее статьей 41 Конституции Украины четко и однозначно предусмотрено, что принудительное отчуждение объектов права частной собственности может быть применено лишь как исключение по мотивам общественной необходимости, на основании и в порядке, установленных законом, и при условии предварительного и полного возмещения их стоимости. Принудительное отчуждение таких объектов с последующей компенсацией их стоимости допускается только при условии военного или чрезвычайного положения. На сегодня ни военное, ни чрезвычайное положение на Украине не объявлено, также не существует и закона о компенсациях в связи с отчуждением во время особого периода, хотя еще в 2012 году был принят закон на случай военного или чрезвычайного положения.

Однако, исходя из статьи 6 Закона о мобилизации, в условиях особого периода предприятия и граждане лишь передают в бесплатное пользование свои транспортные средства украинской армии, которые непременно им будут возвращены в течение 30 дней после демобилизации.

Возникают обоснованные сомнения в том, что свою обязанность государство по возврату транспортных средств украинцам исполнит должным образом.

Автомобиль со скидкой

Постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении Положения о военно-транспортной обязанности» от 28 декабря 2000 года № 1921 (Положение) предусматривает порядок исполнения военно-транспортного долга, возмещения государством стоимости имущества или вреда вследствие принудительного изъятия или отчуждения транспортных средств.

Привлечение транспортных средств во время мобилизации осуществляется военкоматами на основании распоряжений местных государственных администраций.

Прием-передача транспортных средств происходит на основании актов приема-передачи, в которых указываются сведения о собственнике, техническом состоянии, остаточной (балансовой) стоимости, иные сведения, которые дают возможность идентифицировать транспортное средство.

Стоимость транспортных средств и техники, переданных военным формированиям, определяется с учетом технического состояния и размеров скидки на их изношенность, которая определяется в соответствии с Положением (размер скидки может быть от 20 до 60 %). Именно такая стоимость будет компенсирована в случае невозврата транспортного средства. Также данным Положением предусматривается и обязанность укомплектовать для передачи военкоматам автомобиль соответствующими запасными частями.

За неисполнение своего долга должностными лицами компании предусматривается административная ответственность (штраф от 170 до 510 грн), а в отдельных случаях — уголовная (лишение свободы на срок от 5 до 8 лет).

Очень печально, что наше государство научилось лишь наказывать простых граж­дан, но малодушничает там, где должны быть проявлены политическая воля, последовательность и решительность.

 

ВЛАСОВ Евгений — юрист ЮК «Альянс Ратушняк и Партнеры», г. Киев


Мнение

Без желания

Андрей ЛАЗЕБНЫЙ,  
юрист Международной ассоциации «Сквайр Паттон Боггс — Салком»

Согласно положениям Закона Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации», исполнение военно-транспортного долга по мобилизации, если не введен правовой режим военного или чрезвычайного положения, осуществляется путем бесплатного привлечения транспортных средств (ТС) предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности для обеспечения потребностей Вооруженных Сил Украины, других военных формирований на условиях их возврата собственникам после объявления демобилизации.

Указанное означает, что во время мобилизации ТС их владельцы не лишаются права собственности на свои ТС, а потому оснований для применения к указанным правоотношениям предписаний статьи 41 Конституции Украины и Закона Украины «О передаче, принудительном отчуждении или изъятии имущества в условиях правового режима военного или чрезвычайного положения» относительно полного последующего возмещения стоимости привлеченных ТС нет.

Фактически обновленное законодательство позволяет принудительно и бесплатно забирать необходимые для украинской армии в соответствии с Мобилизационным планом Украины транспортные средства с последующим их возвратом после объявления демобилизации. По сути можно вести речь только о нарушении права собственности (а не о его прекращении), вследствие которого лицо может понести определенные убытки.

Вместе с тем порядок компенсации причиненного ТС ущерба и других понесенных в связи с такой мобилизацией убытков до сих пор действительно не определен, что явно не может добавлять соответствующим руководителям предприятий, учреждений и организаций желания должным образом исполнить свой почетный военно-транспорт­ный долг.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Государство и юристы

Уполномочен приступить

Акцент

Комиссионный сбор

Государство и юристы

Показать долю

Изменения неуместны?

Военный толк

Дань победы

Государство и юристы

Новости законотворчества

Внесен законопроект о национализации

На Украине станет возможным вынесение приговора заочно

Парламент одобрил создание военных прокуратур

Государство и юристы

На ответственных началах

Документы и аналитика

Фискальные рисунки

Неотменное качество

Спешите медленно!

Книжная полка

In memoriam

Неделя права

Грузинский акцент

Единственная истина

Ближе к народу

Оплата вторична

Неделя права

Новости из-за рубежа

Ограничение использования видеорегистратора

Избирательные права заключенных

Новости из зала суда

Судебная практика

Суд наложил арест на имущество ФК «Металлист»

Украина не должна выплачивать РФ долг корпорации ЕЭСУ

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ Sayenko Kharenko успешно представила интересы украинских производителей аммиачной селитры

Юристы FCLEX защитили интересы «АвтоКрАЗ»

Адам Мыцик присоединился к команде Dentons

АО Arzinger помогло «Розе ветров» выиграть в немецком суде

МЮФ Integrites выступает юридическим советником «УкрКофе» по корпоративным вопросам

МЮФ DLA Piper предоставила юридическую поддержку Discovery в получении разрешения на концентрацию

ЮФ «Гвоздий и Оберкович» отстояла интересы Национального медуниверситета

Отрасли практики

Злоупотребление правим

АТО-мобилисты

Грех не обжаловаться

Плоскости дела

Экспорт-услуги

Рабочий график

Уроки независимости

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Самое важное

Форум молодых

Помощь АТО освободили от налогов

Ограничение с корыстью

Чистые труды

Судебная практика

Грязные подробности

Вопрос по несуществу

Судебная практика

Судебные решения

Лица, отбывающие наказание, не могут иметь персональный компьютер для учебы

Судебная практика

Недвижимость в Крыму

Унификация кадров

Судебная практика

Судебные решения

Нюансы налогообложения лиц, предоставляющих транспортные услуги

Тема номера

Инкассовый аппарат

Показательные поступления

Частная практика

Марш несогласных

Інші новини

PRAVO.UA