Неточности и противоречия действующего законодательства Украины, к сожалению, давно стали нормой нашей жизни. Особенно это касается налогового права. Не является исключением и налогообложение в сфере рекламной деятельности.
Контроль за правильностью соблюдения субъектами предпринимательской деятельности норм налогового законодательства возложен на налоговые органы, которые, в свою очередь, толкуют эти нормы весьма однобоко: чем больше размер поступлений в бюджеты по налоговым обязательствам и уплаченным финансовым санкциям за их нарушение, тем «лучше» выполняют свои служебные обязанности конкретные налоговые клерки в частности и налоговые органы в общем. При выполнении своих служебных обязанностей работники налоговых органов руководствуются письмами и приказами ГНАУ, которые зачастую противоречат нормам действующего законодательства Украины. Уплата налога с рекламы не является исключением.
НАЛОГ С РЕКЛАМЫ: НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ПОНЯТИЙ
Налог с рекламы в соответствии с Законом Украины «О системе налогообложения» № 1251-XII от 25 июня 1991 года с изменениями и дополнениями отнесен к местным налогам. Механизм взыскания и порядок их уплаты устанавливаются сельскими, поселковыми, городскими советами в соответствии с перечнем и в пределах ставок, установленных законодательством Украины, с некоторыми оговорками, предусмотренными этим Законом Украины.
Декретом Кабинета Министров Украины от 20 мая 1993 года № 56-93 «О местных налогах и сборах» с изменениями и дополнениями предельный размер ставок налога с рекламы не должен превышать: 0,1 % стоимости услуг за размещение одноразовой рекламы и 0,5 % за размещение рекламы на продолжительное время. Этот нормативный акт является превалирующим над другими нормативными актами в этой сфере, которые не должны ему противоречить.
Что касается г. Киева, то Решением Киевского городского совета народных депутатов от 17 мая 1994 года № 96 с изменениями и дополнениями ставка налога с рекламы в Киеве установлена в процентном отношении к стоимости услуг, предоставленных предприятию или физическому лицу по рекламированию его продукции: за размещение одноразовой рекламы всех видов ставка — 0,1 %; за размещение рекламы на длительное время, для рекламы, которая передается при помощи средств массовой информации (прессы, телевидения, радиовещания, афиш, плакатов, рекламных щитов и других технических средств на улицах, магистралях, площадях, домах, транспорте) — 0,5 %, а для рекламы на имуществе, товарах народного потребления и одежде — 0,3 %.
Исходя из вышеизложенного, возникает вопрос: что законодатель подразумевает под терминами «одноразовая реклама» и «реклама на продолжительное время» и какие же сроки продолжительности должны быть критерием такой оценки? Дать однозначный ответ довольно сложно.
На практике налогоплательщики при спорных вопросах предпочитают оплатить налог по ставке 0,5 %. Так, на всякий случай, чтобы не было потом проблем с налоговыми органами.
Декретом КМУ № 56-93 от 20 мая 1993 года четко определен объект налога с рекламы – стоимость услуг по установке и размещению рекламы. Как понимать термин «установка рекламы»? Такого юридического термина нет, значит, согласно здравому смыслу, установка и размещение рекламы — понятия лексически почти идентичные в этом контексте. Например, установка рекламных щитов (бигбордов), рекламных технических средств и так далее является одновременно и размещением рекламы. О таком объекте налога с рекламы, как стоимость изготовления рекламы, в этом Декрете КМУ речь не идет. Выходит, что Киевский городской совет народных депутатов превысил свои полномочия, предоставленные КМУ городским, сельским, поселковым советам народных депутатов в регулировании налогообложения в сфере рекламы на «подконтрольной» им территории.
Однако при заключении договоров подряда на изготовление рекламной продукции, например, рекламных буклетов, щитов, вывесок и т. д., изготовитель такой рекламной продукции, не являясь распространителем, выставляет рекламодателю счета для оплаты услуг с учетом размера налога на рекламу, который он должен удержать с поступившей суммы и перечислить в местный бюджет. Естественно, из-за относительно невысокой ставки (0,1-0,5 %) налога на рекламу субъект предпринимательства предпочитает выполнить данное требование и не связываться лишний раз с контролирующими органами.
САМОРЕКЛАМА ТОЖЕ НАЛОГООБЛАГАЕМА
Давайте теперь определимся с самим понятием «реклама». Реклама — специальная информация о лицах или продукции, которая распространяется в любой форме и любым способом с целью прямого или опосредствованного получения прибыли. Значит, информация (вывеска) о лице, размещенная на фасаде, возле входа (въезда), или о его продукции в витрине сооружения, где это лицо занимает помещение, тоже является рекламой. Вернее, саморекламой, так как такое лицо само себе оказать услуги по установлению и размещению рекламы (согласно нормам Декрета КМУ № 56-93) не может исходя из самой природы гражданских правоотношений. Значит, в этом случае отсутствует объект налога с рекламы. Но на практике налоговая инспекция и Киевский городской совет народных депутатов настаивают на необходимости уплаты налога с рекламы, изготовленной и размещенной собственными силами. Государственная налоговая администрация Украины в своем письме № 91/4/18-1114 от 23 февраля 2001 года определяет, что в случае размещения предприятием собственной рекламы (самореклама) оно должно начислять налог с рекламы из расчета тарифов на платные услуги за размещение рекламы, утвержденных для расчетов с иными организациями. А если предприятие размещает только собственную рекламу, а тарифов на размещение рекламы не существует, то оно должно исчислить налог из расчета себестоимости изготовления такой рекламы. К сожалению, такого же мнения придерживается и Киевский городской совет народных депутатов, который своим Решением от 17 мая 1994 года № 96 четко определил, что если рекламодатель выполняет рекламные работы, то стоимость таких работ в целях налогообложения определяется исходя из фактических производственных расходов, использованных при изготовлении средств распространения рекламы.
БЕСПЛАТНАЯ РЕКЛАМА?
Не может остаться без внимания такой неурегулированный вопрос, как база обложения налогом с рекламы в случае безвозмездного предоставления рекламных услуг. Так как их стоимость равна нулю, то и объект для начисления налога с рекламы также равен нулю. Но безвозмездных услуг, работ (бесплатного товара) на Украине нет. Не с юридической точки зрения, а в фактическом смысле. Как и в случае начисления и уплаты НДС, независимо от того, за плату или бесплатно предоставляются услуги по размещению рекламы, распространитель рекламы должен, исходить из действующих расценок (тарифов) на рекламу.
© Юридическая практика, 1997-2021. Все права защищены
Пожалуйста, подождите…