Генеральный партнер 2021 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Выпуск №35 (245) » Аспекты уплаты налога с рекламы

Аспекты уплаты налога с рекламы

Рубрика Тема номера
Политику налогообложения рекламных услуг определяют органы местной власти и налоговая администрация

Неточности и противоречия действующего законодательства Украины, к сожалению, давно стали нормой нашей жизни. Особенно это касается налогового права. Не является исключением и налогообложение в сфере рекламной деятельности.

Контроль за правильностью соблюдения субъектами предпринимательской деятельности норм налогового законодательства возложен на налоговые органы, которые, в свою очередь, толкуют эти нормы весьма однобоко: чем больше размер поступлений в бюджеты по налоговым обязательствам и уплаченным финансовым санкциям за их нарушение, тем «лучше» выполняют свои служебные обязанности конкретные налоговые клерки в частности и налоговые органы в общем. При выполнении своих служебных обязанностей работники налоговых органов руководствуются письмами и приказами ГНАУ, которые зачастую противоречат нормам действующего законодательства Украины. Уплата налога с рекламы не является исключением.

НАЛОГ С РЕКЛАМЫ: НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ПОНЯТИЙ

Налог с рекламы в соответствии с Законом Украины «О системе налогообложения» № 1251-XII от 25 июня 1991 года с изменениями и дополнениями отнесен к местным налогам. Механизм взыскания и порядок их уплаты устанавливаются сельскими, поселковыми, городскими советами в соответствии с перечнем и в пределах ставок, установленных законодательством Украины, с некоторыми оговорками, предусмотренными этим Законом Украины.

Декретом Кабинета Министров Украины от 20 мая 1993 года № 56-93 «О местных налогах и сборах» с изменениями и дополнениями предельный размер ставок налога с рекламы не должен превышать: 0,1 % стоимости услуг за размещение одноразовой рекламы и 0,5 % за размещение рекламы на продолжительное время. Этот нормативный акт является превалирующим над другими нормативными актами в этой сфере, которые не должны ему противоречить.

Что касается г. Киева, то Решением Киевского городского совета народных депутатов от 17 мая 1994 года № 96 с изменениями и дополнениями ставка налога с рекламы в Киеве установлена в процентном отношении к стоимости услуг, предоставленных предприятию или физическому лицу по рекламированию его продукции: за размещение одноразовой рекламы всех видов ставка — 0,1 %; за размещение рекламы на длительное время, для рекламы, которая передается при помощи средств массовой информации (прессы, телевидения, радиовещания, афиш, плакатов, рекламных щитов и других технических средств на улицах, магистралях, площадях, домах, транспорте) — 0,5 %, а для рекламы на имуществе, товарах народного потребления и одежде — 0,3 %.

Исходя из вышеизложенного, возникает вопрос: что законодатель подразумевает под терминами «одноразовая реклама» и «реклама на продолжительное время» и какие же сроки продолжительности должны быть критерием такой оценки? Дать однозначный ответ довольно сложно.

На практике налогоплательщики при спорных вопросах предпочитают оплатить налог по ставке 0,5 %. Так, на всякий случай, чтобы не было потом проблем с налоговыми органами.

Декретом КМУ № 56-93 от 20 мая 1993 года четко определен объект налога с рекламы – стоимость услуг по установке и размещению рекламы. Как понимать термин «установка рекламы»? Такого юридического термина нет, значит, согласно здравому смыслу, установка и размещение рекламы — понятия лексически почти идентичные в этом контексте. Например, установка рекламных щитов (бигбордов), рекламных технических средств и так далее является одновременно и размещением рекламы. О таком объекте налога с рекламы, как стоимость изготовления рекламы, в этом Декрете КМУ речь не идет. Выходит, что Киевский городской совет народных депутатов превысил свои полномочия, предоставленные КМУ городским, сельским, поселковым советам народных депутатов в регулировании налогообложения в сфере рекламы на «подконтрольной» им территории.

Однако при заключении договоров подряда на изготовление рекламной продукции, например, рекламных буклетов, щитов, вывесок и т. д., изготовитель такой рекламной продукции, не являясь распространителем, выставляет рекламодателю счета для оплаты услуг с учетом размера налога на рекламу, который он должен удержать с поступившей суммы и перечислить в местный бюджет. Естественно, из-за относительно невысокой ставки (0,1-0,5 %) налога на рекламу субъект предпринимательства предпочитает выполнить данное требование и не связываться лишний раз с контролирующими органами.

САМОРЕКЛАМА ТОЖЕ НАЛОГООБЛАГАЕМА

Давайте теперь определимся с самим понятием «реклама». Реклама — специальная информация о лицах или продукции, которая распространяется в любой форме и любым способом с целью прямого или опосредствованного получения прибыли. Значит, информация (вывеска) о лице, размещенная на фасаде, возле входа (въезда), или о его продукции в витрине сооружения, где это лицо занимает помещение, тоже является рекламой. Вернее, саморекламой, так как такое лицо само себе оказать услуги по установлению и размещению рекламы (согласно нормам Декрета КМУ № 56-93) не может исходя из самой природы гражданских правоотношений. Значит, в этом случае отсутствует объект налога с рекламы. Но на практике налоговая инспекция и Киевский городской совет народных депутатов настаивают на необходимости уплаты налога с рекламы, изготовленной и размещенной собственными силами. Государственная налоговая администрация Украины в своем письме № 91/4/18-1114 от 23 февраля 2001 года определяет, что в случае размещения предприятием собственной рекламы (самореклама) оно должно начислять налог с рекламы из расчета тарифов на платные услуги за размещение рекламы, утвержденных для расчетов с иными организациями. А если предприятие размещает только собственную рекламу, а тарифов на размещение рекламы не существует, то оно должно исчислить налог из расчета себестоимости изготовления такой рекламы. К сожалению, такого же мнения придерживается и Киевский городской совет народных депутатов, который своим Решением от 17 мая 1994 года № 96 четко определил, что если рекламодатель выполняет рекламные работы, то стоимость таких работ в целях налогообложения определяется исходя из фактических производственных расходов, использованных при изготовлении средств распространения рекламы.

БЕСПЛАТНАЯ РЕКЛАМА?

Не может остаться без внимания такой неурегулированный вопрос, как база обложения налогом с рекламы в случае безвозмездного предоставления рекламных услуг. Так как их стоимость равна нулю, то и объект для начисления налога с рекламы также равен нулю. Но безвозмездных услуг, работ (бесплатного товара) на Украине нет. Не с юридической точки зрения, а в фактическом смысле. Как и в случае начисления и уплаты НДС, независимо от того, за плату или бесплатно предоставляются услуги по размещению рекламы, распространитель рекламы должен, исходить из действующих расценок (тарифов) на рекламу.

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 комментариев
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

Государственная практика

На страже прав и основных свобод человека

В Запорожской области новый прокурор

Деловая практика

Особенности налогообложения экспортеров

Особенности налогообложения экспортеров

Законодательная практика

Полномочия ГИС будут расширены

Необходим один кодекс — Гражданский

Зарубежная практика

Откупиться от армии по закону

Генеральный прокурор США нарушает права человека

Первая победа следствия в деле Еnron

Гаага доверяет Югославии

В России количество банкротств возросло

Конституция Чечни: референдум в ноябре

Москва отбирает присяжных

Неделя права

У ГНАУ новый аргумент — постановление ВСУ

Приговор руководителям «Союз-Виктан»

Новости профессии

Назначен директор института законодательства

Новая редакция Жилищного Кодекса

Апелляция ЗАО «Сармат» удовлетворена

Кабинет Министров одобрил программу профилактики преступности

Поставлена точка в деле журналиста Бойко

Прецеденты

Признание права на мирное владение имуществом

Признание норм учредительных документов недействительными

Возмещение налога на добавленную стоимость

Судебная практика

«Оболонь» — «Сармат»: судебная тяжба продолжается

«Проиндексированные вклады не являются собственностью вкладчиков»

Тема номера

Аргументы для беседы с ГНАУ

Аспекты уплаты налога с рекламы

Частная практика

В выдаче информации отказать

Юридический форум

«А вы попробуйте убедить в этом 12 тупоголовых присяжных»

Навещайте пуделя по выходным

Объект влияния — присяжные

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: