Согласно сложившейся практике, на председателей судов ныне возложено достаточно много административно-хозяйственных полномочий, осуществление которых никак не связано с процессуальными правами и обязанностями судьи, а, скорее, препятствует последним. Исправить ситуацию намерен народный депутат Украины Валерий Бондик, который внес на рассмотрение парламента законопроект, предусматривающий изложение части 1 статьи 130 Закона Украины «О судоустройстве Украины» в новой редакции. Согласно предложению Валерия Бондика, предлагается расширение полномочий руководителей аппаратов судов в части осуществления административно-хозяйственных функций, соответственно ограничив компетенцию председателей и заместителей председателей судов.
Так, устанавливается, что организационное и хозяйственно-финансовое обеспечение работы суда осуществляет его аппарат, возглавляемый руководителем. Последний, в свою очередь, согласовывает с председателем суда предложения относительно финансирования расходов на содержание суда и организационного обеспечения его деятельности. Руководитель аппарата при этом подотчетен председателю суда, но в то же время согласовывает свою деятельность с соответствующим территориальным управлением государственной судебной администрации.
Таким образом, данный законопроект направлен на создание законной основы разграничения полномочий председателей судов и руководителей аппаратов судов как составляющей части процесса усиления независимости судей. По логике народного депутата, это будет оказывать содействие обеспечению независимости судей через создание механизма отмежевания судейского корпуса от ведения хозяйственных операций, и, как следствие, не допускать влияния на них со стороны контролирующих органов, а также органов, ответственных за финансирование судов. К примеру, административные суды решают публично-правовые споры, стороной в которых выступают органы государственной власти и местного самоуправления, соответственно выполнение судьями административно-хозяйственных функций может негативно отразиться на беспристрастии, полноте, всесторонности и объективности судебного разбирательства.
Обратим внимание и на то, что выполнение административных, организационно-финансовых и других подобных функций занимает достаточно много времени, препятствуя исполнению судьей своих основных полномочий — осуществления правосудия.
2 октября с.г. Высший хозяйственный суд Украины обратился с конституционным представлением в Конституционный Суд Украины относительно официального толкования части 1 статьи 130 Конституции Украины, согласно которой «государство обеспечивает финансирование и надлежащие условия для функционирования и деятельности судов. В Государственном бюджете Украины отдельно определяются расходы на содержание судов»
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…