Апостиль как альтернатива легализации — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №5 (318) » Апостиль как альтернатива легализации

Апостиль как альтернатива легализации

Присоединение Украины в феврале 2003 года к Конвенции 1961 года, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, (Гаагская конвенция), — важный шаг нашего государства на пути к унификации национального законодательства в этой сфере с международными частноправовыми принципами, а также к активному участию в Гаагской конференции по международному частному праву. 22 декабря 2003 года она вступила в силу для Украины.

Гаагской конвенцией предусматривается упрощенная процедура заверения подписи лица, подписавшего документ, статуса, в котором оно выступало, а также аутентичности оттиска печати или штампа.

Действие Гаагской конвенции распространяется на официальные документы стран-участниц, которые составлены на территории одного из государств и должны быть представлены на территории другого государства. На таких документах уполномоченным органом проставляется специальный штамп — «аpostille». Официальные документы с апостилем не требуют дальнейшего заверения (легализации).

Данный порядок применяется в отношениях между Украиной и государствами — участницами Гаагской конвенции, кроме ФРГ и Бельгии. В соответствии со статьей 12 они возражали против присоединения Украины к этой Конвенции.

Постановлением Кабинета Министров Украины «О предоставлении полномочий на проставление апостиля, предусмотренного Конвенцией, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов» от 18 января 2003 года № 61 полномочия на проставление апостиля предоставлены:

Министерству образования и науки Украины — на официальных документах, выданных учебными заведениями, государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, относящимися к сфере образования и науки;

Министерству юстиции Украины — на документах, выдаваемых органами юстиции и судами, а также оформляемых нотариусами Украины;

Министерству иностранных дел Украины — на всех остальных видах документов.

Процедура проставления апостиля установлена Правилами проставления апостиля на официальных документах, предназначенных для использования на территории других государств, утвержденными совместным приказом Министерства иностранных дел Украины, Министерства образования и науки Украины, Министерства юстиции Украины от 5 декабря 2003 года.

В соответствии с пунктом 2 указанных Правил апостиль проставляется:

— на документах, исходящих из органов судебной власти Украины;

— на документах, исходящих из органов прокуратуры Украины, органов юстиции;

— на административных документах;

— на документах об образовании и ученых званиях;

— на документах, оформленных государственными и частными нотариусами;

— на официальных свидетельствах, выполненных на документах, подписанных лицами в их частном качестве, таких как официальные свидетельства о регистрации документа или факта, существовавшего на определенную дату; официальные и нотариальные заверения подписей.

В соответствии со статьей 1 Гаагской конвенции, вышеуказанные Правила не распространяются:

— на документы, составленные дипломатическими или консульскими агентами;

— на административные документы, имеющие прямое отношение к коммерческим или таможенным операциям.

Вместе с тем апостиль не проставляется на оригиналах, копиях и фотокопиях паспортных документов, военных билетов, трудовых книжек, разрешений на ношение оружия, свидетельств о регистрации транспортных средств (технических паспортов), удостоверений личности, нормативно-правовых актов, разъяснений и правовых заключений относительно их применения, документов, имеющих характер переписки.

Говоря о категории официальных документов, на которых проставляется апостиль, особое внимание следует обратить на термин «административные документы». Действующие нормативно-правовые акты Украины не содержат определения данного понятия. Анализ законодательства государств — членов Европейского Союза, являющихся участниками Гаагской конвенции, свидетельствует о том, что под термином «административные документы» в каждом государстве подразумеваются различные их виды.

Знать, что означает данный термин, необходимо и для того, чтобы понять, какие документы подпадают под действие Гаагской конвенции и, соответственно, Правил проставления апостиля, а какие — нет. Например, согласно пояснительному докладу к данной Конвенции, принятому Гаагской конференцией по международному частному праву, на сертификатах происхождения товаров и импортных/экспортных лицензиях апостиль не проставляется, поскольку это администартивные документы, имеющие прямое отношение к коммерческим и таможенным операциям.

В связи с тем, что в законодательстве Украины существует правовой пробел в отношении этого термина, а также исходя из его толкования большинством других государств, можно было бы в правоприменительной практике использовать следующее определение: «административный документ — документ публично-правового характера, подтверждающий существование опреленных фактов или прав, выданный центральными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления в пределах их компетенции».

Новая процедура заверения подписи лица, утвердившего документ, статуса, в котором оно выступало, а также аутентичности оттиска печати или штампа содержит несколько важных отличий.

Во-первых, любой человек имеет право подать документ, на котором необходимо проставить апостиль. При этом уполномоченные органы не вправе требовать документ, удостоверяющий лицо или доверенность.

Во-вторых, уполномоченные органы не проверяют содержание официального документа на его соответствие действующему законодательству Украины и ее международным договорам. Они выясняют, подлежит ли данный документ проставлению на нем апостиля, заверяют подпись лица, подписавшего документ, и статус, в котором оно выступало, а также аутентичность оттиска печати или штампа. Ответственность за содержание документа несет лицо, подписавшее конкретный официальный документ, или учреждение (государственный орган, организация и т.д.), выдавшее его.

Для проставления апостиля необходимо подать оригинал документа или его копию, заверенную в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 10 вышеуказанных Правил в проставлении апостиля на документе отказывается, если:

— документ предназначен для использования в стране, которая не присоединилась к Конвенции или является ее участницей, но возражала против присоединения Украины согласно статьи 12 Конвенции;

— текст документа невозможно прочитать вследствие повреждения;

— документ написан или подписан карандашом либо получен через средства факсимильной связи;

— в документе есть неоговоренные исправления или дописки;

— к полномочиям компетентного органа не относится проставление апостиля на этом документе;

— компетентному органу не удалось получить образцы подписей, оттисков печатей и/или штампов.

Срок рассмотрения документов для проставления апостиля — пять рабочих дней. В связи с необходимостью получения образца подписи, оттиска печати и/или штампа, дополнительной информации или разъяснений срок рассмотрения документов для проставления апостиля может быть продлен до 20 рабочих дней.

Документы, на которые не распространяется действие Гаагской конвенции, должны быть легализированы в соответствии с Инструкцией о порядке консульской легализации официальных документов на Украине и за границей, утвержденной приказом Министерства иностранных дел Украины от 4 июня 2002 года № 113.

Таким образом, действия Министерства иностранных дел Украины по присоединению к Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов 1961 года, были направлены на упрощение процедуры заверения физическими и юридическими лицами подписи лица, подписавшего документ, и статуса, в котором оно выступало, а также подтверждения оттиска печати или штампа, проставленного на документе.

КРОТЕНКО Александр — атташе Департамента консульской службы Министерства иностранных дел Украины

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

FALSE

На войне как на войне, корпоративной

VOX POPULI

Один из кодексов «уйдет»?

Государственная практика

Отмен стало больше…

Деловая практика

«Мы все работаем одной командой»

Законодательная практика

Электроэнергетика конфликта

Комментарии и аналитика

Аренда недвижимости по новому ГК

Договор залога недвижимости «в законе»

«Как перевести вздох на другие языки»

Неделя права

Гражданское общество и Украина

КСУ о возмещении морального ущерба

Полномочия во ВСЮ — часть 2

Горячий спор за имя Тая

ГНАУ о социальных льготах

Новая практика

Апостиль как альтернатива легализации

Новости делового мира

Форма налогового расчета резидента

Учет должников

Новости законотворчества

Новая тарификация

Особые таможенные декларации

К вопросу имущественных сертификатов

Новости из-за рубежа

Министра юстиции США к ответу

Волочкова против директора Большого театра

Кабмин Франции утвердил закон, запрещающий носить головные платки

Новости профессии

На Запорожье новый прокурор

В зоне внимания - законопроектная работа

Ющенко подал иск к Кабинету Министров

В Минюсте новый руководитель аппарата

Союз юристов учредил свои награды

Новости юридических фирм

Председатель «Прависа» издал монографию

«Ариес» переехала в новый офис

«Династия» участвует в реализации крупного проекта

Реструктуризация в «Проксене»

Репортаж

Нелегкая борьба с собственной тенью

Какой же из кодексов применять?

Судебная практика

Налогообложение регрессных выплат

Прибыль — только при выходе из ООО

Мировое соглашение: мир хижинам или ...

Тема номера

Реорганизация как прекращение деятельности

Насущные проблемы работы органов АО

Передаточная надпись или цессия

Выход — только по заявлению

Трибуна

Сказка о толковании Конституции

Частная практика

Силовой орган всегда прав?

Юридический форум

Осужденные подали жалобу на судью

Суд обязал осужденную носить фотографию своей жертвы

Проблемы перевода терминов

Прикосновение к искусству

Інші новини

PRAVO.UA