26 мая 2009 года Антимонопольный комитет Украины принял решение, согласно которому восемь операторов мобильной связи признавались такими, которые занимают монопольное положение на рынке завершения телефонных соединений, то есть взаимного доступа к сетям (интерконнекта). В частности, монополистами в пределах собственной сети мобильной связи признаны ЗАО «Украинская мобильная связь», ЗАО «Киевстар Дж. Ес. Эм.», ООО «Астелит», ЗАО «Украинские радиосистемы», ООО «Голден Телеком», ООО «Интернациональные телекоммуникации», ЗАО «Телесистемы Украины» и ОАО «Укртелеком». При этом ОАО «Укртелеком», которое, кроме мобильного, предоставляет услуги стационарной связи, также признано монополистом на рынке завершения телефонных соединений в собственной сети фиксированной связи.
Но операторы мобильной связи недолго оставались монополистами. Уже 3 июня с.г. АМКУ начал дело о пересмотре своего решения относительно рыночного положения операторов мобильной связи. До окончания дела решено остановить действие распоряжения Комитета от 25 мая 2009 года. Основанием для этого стали соответствующие ходатайства ЗАО «Украинская мобильная связь» и ЗАО «Киевстар Дж. Ес. Эм.». Свое обращение компании мотивируют тем, что во время принятия распоряжения Комитета не были учтены существенные обстоятельства. Похоже, что скорого завершения дела по интерконнекту, которое, напомним, продолжается уже не первый год, ожидать не приходится.
Обратим внимание, что одновременно с проведением расследования АМКУ на основании выявленной информации и практики правоприменения разработал проект нормативных изменений, которые должны разрешить спорные вопросы на рынке государственного регулирования естественных монополий и связи. Речь, прежде всего, идет о разграничении полномочий АМКУ и соответствующих национальных комиссий в вопросе определения компаний, имеющих значительное преимущество на рынке.
Соответствующий законопроект (зарегистрированный в парламенте под № 4524) предусматривает внесение изменений в Законы Украины «Об Антимонопольном комитете Украины», «О защите экономической конкуренции», «О телекоммуникациях», «О естественных монополиях» и в Кодекс Украины об административных правонарушениях. Исполняющий обязанности председателя АМКУ Александр Мельниченко настаивает на его скорейшем рассмотрении парламентом, уверяя, что предложенные изменения положительно повлияют на состояние конкуренции, в частности — на телекоммуникационном рынке.
Как уже отмечалось, главной целью предложенных изменений является законодательное обеспечение четкого разграничения полномочий Антимонопольного комитета и органов регулирования естественных монополий в части исследования рынков и определения правового статуса субъектов ведения хозяйства на этих рынках, осуществляемых с целью обеспечения их эффективного регулирования, уточнения механизмов участия органов-регуляторов рынков естественных монополий, в реализации государственной политики в сфере развития экономической конкуренции и ограничения монополизма, и с целью применения законодательства о защите экономической конкуренции. В действующей редакции Закона Украины «О естественных монополиях» прямо не указано, кто именно должен определять, что тот или иной субъект ведения хозяйства является субъектом естественной монополии.
Законом Украины «Об Антимонопольном комитете Украины» установлено, что Антимонопольный комитет является государственным органом со специальным статусом и обеспечивает государственную защиту конкуренции в предпринимательской деятельности. Основным заданием Антимонопольного комитета является участие в формировании и реализации конкурентной политики, в частности, в части осуществления государственного контроля над соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции. Полномочиями Антимонопольного комитета, в частности, предусмотрено проведение исследований рынков, положения субъектов ведения хозяйства на рынках и принятие соответствующих решений с целью применения законодательства о защите экономической конкуренции.
Реализация на практике модели регулирования, когда исследование рынков и определение субъектов с целью регулирования осуществляет Антимонопольный комитет Украины, а непосредственное регулирование сфер естественных монополий и телекоммуникаций осуществляет орган регулирования, делает такие механизмы недостаточно эффективными.
В законопроекте органам-регуляторам естественных монополий предоставляются полномочия определять конкретных субъектов естественных монополий, деятельность которых регулируется в соответствии с Законом Украины «О естественных монополиях». На основании этого они будут вести отраслевые реестры таких субъектов хозяйствования. За Антимонопольным комитетом Украины закрепляется ведение перечня естественных монополий с обобщением материалов реестров, которые складываются и ведутся национальными комиссиями регулирования естественных монополий.
При этом предусматривается, что порядок определения субъектов естественных монополий будет разработан АМКУ и центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение государственной экономической политики (Министерством экономики).
Возвращаясь к сфере телекоммуникаций, отметим, что в законопроекте предлагается заменить термин «монопольное (доминирующее) положение на рынке», который является по Закону Украине «О телекоммуникациях» основанием для применения режима регулирования, на определение «оператор, провайдер телекоммуникаций, с существенным рыночным преимуществом». Ведь в Директиве № 2002/21/ЕС Европейского парламента и Совета Европы от 7 марта 2002 года «Об общих правовых рамках для электронных коммуникационных сетей и услуг» приводится именно определение «предприятие с существенным рыночным преимуществом». То есть предложенная замена, ничего не меняя по существу, дает возможность адаптировать законодательство Украины к европейскому законодательству и определяет критерии отнесения к таким субъектам ведения хозяйства.
Далее — исследование рынков в сфере телекоммуникационных услуг, определение операторов, провайдеров телекоммуникаций с существенным рыночным преимуществом возлагается на регулятора. АМКУ должен согласовывать порядок, по которому Национальная комиссия регулирования связи будет определять операторов, провайдеров, с существенным рыночным преимуществом.
Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, для реализации таких полномочий НКРС необходима своевременная, объективная и достоверная информационная база о состоянии и развитии рынка определенных телекоммуникационных услуг, которая формируется с учетом соответствующих показателей производственной и финансово-экономической деятельности операторов связи. В частности, финансово-экономические показатели форм отчетности необходимы для осуществления всестороннего анализа деятельности оператора с целью определения его доли на рынке телекоммуникационных услуг и выявления факторов, которые положительно или негативно повлияли на конечные финансовые результаты. Поэтому предусматривается четкое определение права регулятора получать безвозмездно такую информацию (статья 18 Закона Украины «О телекоммуникациях»), а также обязательство операторов, провайдеров телекоммуникаций относительно своевременного предоставления НКРС отчетов и информации в соответствии с законодательством (статья 39 Закона Украины «О телекоммуникациях»).
Отметим, что обязательство поставщиков телекоммуникационных услуг относительно предоставления информации, необходимой для анализа рынков, задекларировано также нормативными документами ЕС. В частности, в соответствии со статьей 5 Директивы Европейского парламента и Совета Европы от 7 марта 2002 года №2002/21/EC, предприятия, предоставляющие услуги телекоммуникаций, подают в органы регулирования информацию, необходимую для принятия взвешенных регуляторных решений.
В заключение обратим внимание на еще одну инициативу АМКУ. Статья 2 Закона Украины «О естественных монополиях» определяет, что «действие данного Закона распространяется на отношения, которые возникают на товарных рынках, находящихся в состоянии естественной монополии, и на смежных рынках при участии субъектов естественных монополий». То есть сфера реализации полномочий национальных комиссий регулирования естественных монополий не распространяется на субъекты хозяйствования, которые не имеют статус субъектов естественных монополий, даже если они осуществляют деятельность на смежных рынках.
Это противоречит статье 13 этого же Закона, которая определяет функции комиссий, распространяющиеся на субъекты естественных монополий и субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность на смежных рынках, не ограничиваясь лишь субъектами естественных монополий. АМКУ предлагает устранить эту коллизию, предоставив возможность национальным комиссиям регулирования естественных монополий и Национальной комиссии регулирования связи регулировать отношения, которые возникают на товарных рынках Украины, находящихся в состоянии естественной монополии, а также на смежных рынках.
© Юридическая практика, 1997-2021. Все права защищены
Пожалуйста, подождите…