Для успешности бизнеса важны инновации. Учитывая формализм юридической профессии, ее связанность с работой неповоротливого государственного аппарата, сложно себе представить новшества в данной сфере. Тем не менее мир ускоряется, и юридические услуги должны соответствовать потребностям стремительно развивающегося бизнеса.
Сопровождение рассмотрения спора в суде является наиболее непредсказуемой юридической услугой в части результата и затрат времени. Существуют ли альтернативные способы урегулирования споров, которые бы позволяли разрешать их с меньшими потерями по времени и финансам, а результат был бы ориентирован на интересы клиентов?
В этой статье мы расскажем о практических возможностях применения медиации в Украине как альтернативного способа разрешения споров и конфликтов в бизнесе.
Причины популярности
Медиация имеет достаточно продолжительную историю. Можно сказать, что в современном виде она зародилась в середине прошлого века в США, а бум развития пришелся на 70–80-е годы XX века. Причиной стремительного развития медиации стал кризис системы правосудия, а также удобство процедуры — возможность разрешить спор быстрее и дешевле и сохранить контроль над результатом.
Позитивный опыт применения медиации в США стал предпосылкой развития медиации в странах Европы. Как результат, в 2008 году в Европейском Союзе была принята Директива о некоторых аспектах посредничества (медиации) в гражданских и коммерческих делах № 2008/52/ЕС, которая дала определение медиации и установила возможность ее применения как для трансграничных споров, так и для споров внутри государств.
Так, медиация (от лат. mediare — «посредничать») — это переговорный процесс между спорящими сторонами при участии и под руководством нейтрального третьего лица — медиатора (посредника), не имеющего права выносить обязательное для сторон решение.
К ключевым отличиям медиации от переговоров можно отнести следующие: 1) участие нейтрального посредника–медиатора, который не имеет личного интереса в разрешении спора и не представляет ни одну из сторон; 2) четкую и завершенную структуру процесса медиации, соблюдение которой обеспечивает медиатор. По результатам медиации при желании стороны отражают договоренности в медиативном соглашении.
В директиве также отмечено, что медиация может обеспечить экономически эффективное и быстрое внесудебное разрешение споров через процессы, адаптированные к потребностям сторон.
Сегодня медиация популярна как во многих странах ЕС, например в Великобритании, Германии, Нидерландах, так и за его пределами — в Китае, Австралии, Канаде, Южной Корее и многих других странах мира.
Центром эффективного разрешения споров (CEDR, Великобритания) были проведены исследования эффективности применения медиации в Великобритании за 12 месяцев с июля 2017 года по июнь 2018 года. В результате установлено, что в 89 % случаев медиация завершилась успехом, в 74 % случаях договоренности были достигнуты сторонами за один день.
Правовое регулирование
В ноябре 2016 года в первом чтении был принят проект Закона Украины «О медиации» № 3665, который в настоящий момент подготовлен профильным комитетом ко второму чтению. В законопроекте определяется, что такое медиация и закрепляются основные принципы данного процесса, вводится понятие медиатора, устанавливаются профессиональные и этические стандарты его работы.
Проблема эффективного разрешения споров в экономической сфере признана приоритетной представителями бизнеса. Так, принятие закона о медиации внесено в топ-10 требований к власти, сформулированных общественным объединением СУП (Союз украинских предпринимателей) осенью 2018 года. Кроме того, закрепление на законодательном уровне медиации как альтернативного способа урегулирования споров поможет повысить позицию Украины в рейтинге Всемирного банка Doing Business, отражающем простоту ведения предпринимательской деятельности.
Перечисленные моменты создают позитивные предпосылки для принятия профильного закона в сфере медиации в ближайшее время.
В вопросе интеграции методов альтернативного урегулирования споров в национальное законодательство Украина выбрала путь внедрения медиации как добровольной внесудебной процедуры, посчитав преждевременным принятие норм об обязательном применении медиации в некоторых категориях дел, как, например, это организовано в Италии и Нидерландах относительно семейных споров. К тому же подобные инновации потребовали бы конституционных изменений. После вступления в силу новых редакций Хозяйственного процессуального кодекса (ХПК) Украины и Гражданского процессуального кодекса (ГПК) Украины начала применяться процедура урегулирования спора при участии судьи. По своей сути такая процедура не является медиацией, а представляет собой самостоятельный способ мирного урегулирования споров.
Следовательно, мы имеем возможность применять разные модели мирного урегулирования споров — добровольную медиацию с привлечением независимого посредника и урегулирование спора при участии судьи как дополнительную процедуру, организованную судом.
Возможности применения
Несмотря на отсутствие в Украине профильного закона, медиация может применяться как самостоятельный внесудебный способ решения споров или в качестве дополнительного инструмента параллельно с рассмотрением дела в суде, а также на стадии исполнительного производства. Результаты договоренностей, достигнутых в медиации, могут фиксироваться в медиативном соглашении или других документах, заключение которых согласовано сторонами. В случаях, когда медиация применяется одновременно с судебным рассмотрением дела, стороны вправе отобразить решения, принятые в медиации, в мировом соглашении. При этом в соответствии со статьей 192 ХПК Украины и статьей 207 ГПК Украины стороны могут выйти за рамки предмета спора, если договоренности не нарушают прав и интересов третьих лиц. Также стороны могут договориться о совершении иных процессуальных действий — об отказе от иска или признании иска ответчиком (статья 191 ХПК Украины). Заключение мирового соглашения возможно на любой стадии судебного рассмотрения — в первой инстанции, на стадиях апелляционного и кассационного обжалования.
Постановление суда об утверждении мирового соглашения является исполнительным документом со всеми правами и обязанностями, которые возникают в подобных случаях.
Государство стимулирует применение процедур мирного урегулирования споров, установив в Законе Украины «О судебном сборе» право на возврат 50 % суммы уплаченного судебного сбора при заключении мирового соглашения, отказе от иска или признании иска.
На законодательном уровне закреплен принцип конфиденциальности процесса медиации. Например, в пункте 2 части 1 статьи 67 ХПК Украины указано, что не могут быть допрошены в качестве свидетелей медиаторы в отношении информации, которая была ими получена в процессе предоставления услуг медиации. Аналогичная норма содержится в пункте 2 части 1 статьи 70 ГПК Украины.
Тем не менее данные положения пока не заработали в полной мере в связи c отсутствием закона, регулирующего услугу медиации и статус информации, полученной в медиации.
В настоящее время стороны регулируют вопрос конфиденциальности путем подписания соответствующих соглашений как между собой, так и с медиатором.
Суд или медиация?
Медиация может применяться к любым видам споров, возникающим при осуществлении хозяйственной деятельности. Выбирая между медиацией и судом, важно верно оценивать интересы и потребности клиента, а также специфику каждого из способов урегулирования, чтобы предлагать клиенту оптимальный вариант решения его проблемы. Предположим, для клиента важно создать определенную практику правоприменения либо публично восстановить статус и репутацию, тогда, возможно, наиболее верным будет обращение в суд. Медиацию целесообразно применять, когда для клиента важно разрешить спор максимально быстро, а также найти решение, основанное на взаимной выгоде, а не на компромиссе. Кроме того, ключевую роль при выборе способа решения спора играет реалистичная оценка альтернатив и ожиданий (как своих, так и клиента), а также адекватная оценка потенциальных результатов того или иного способа урегулирования спора, финансовых затрат и затрат времени.
Юридическое сопровождение
В процессе медиации возможно участие адвокатов и юристов. Если для представительства интересов в суде допускаются адвокаты, то в процессе медиации адвокатский статус не имеет значения.
Грамотное участие юристов обеих сторон в медиации существенно поможет продвинуть переговоры к успешному разрешению. Медиация требует иного подхода, чем при судебном или арбитражном разбирательстве. Подходы, применяемые в суде: активное отстаивание юристом правовой позиции клиента и состязательность с оппонентом, — в медиации являются скорее препятствиями. Задача юриста — «ювелирное» совмещение переговорных техник со стратегией защиты клиента, ведь для того чтобы найти решение, удовлетворяющее обе стороны, юристу необходимо установить взаимоотношения сотрудничества с другой стороной и медиатором.
На этапе подготовки юрист помогает клиенту выбрать адекватный его интересам способ урегулирования спора и рассказывает о структуре и особенностях процесса медиации. Затем юридический советник содействует в выборе клиентом медиатора или же, в зависимости от полномочий, выбирает медиатора самостоятельно. При оценке претендентов на роль медиатора необходимо проверить наличие у кандидатов образования в сфере медиации, опыта применения, оценить основные направления работы. Немаловажным фактором является ваше доверие к медиатору, поскольку именно этот человек обеспечивает достижение оптимальных результатов в медиации.
К медиации желательно тщательно подготовиться и разработать план сопровождения — собрать информацию об интересах клиента, фактические данные о деле, помочь клиенту оценить его альтернативы и наиболее вероятные сценарии.
В процессе медиации юрист помогает прояснять правовые вопросы с целью оценки реалистичности обсуждаемых вариантов решения спора. Немаловажной является фиксация договоренностей и последующая имплементация, которая зачастую требует подготовки юридических документов.
Выводы
Медиация может быть действенным методом решения споров. Эффективность применения медиации подтверждается позитивной практикой как в зарубежных странах, так и в Украине.
Решив спор с применением медиации, можно зафиксировать договоренности в мировом соглашении либо в иных документах, о заключении которых договорятся участники процесса.
Юристы и адвокаты могут участвовать в процессе медиации и помогать сторонам в достижении взаимовыгодных договоренностей и в их последующей имплементации.
ХМАРУК Ольга — сертифицированный бизнес–медиатор, партнер агентства медиации Decision Lab, г. Киев,
БЕЛОЗОР Елена — сертифицированный бизнес–медиатор, партнер агентства медиации Decision Lab, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…