Нетрадиционная медицина после своего упадка, вызванного техническим прогрессом ХХ века и развитием ряда новейших наук (фармацевтика, косметология и т.д.), понемногу восстанавливает свои позиции на рынке медицинских услуг. Одной из основных причин этого является тенденция XXI века к экологизации, распространившаяся сейчас на большинство сфер общественной жизни, в том числе и на сферу здравоохранения.
Из поколения в поколение
Основой регулирования альтернативной сферы медицины служит статья 741 Закона Украины «Основы законодательства Украины о здравоохранении» (Основы). Основы сводят нетрадиционную медицину к народной (что на данный момент по сути является правильным, впрочем, целесообразным представляется использование термина «целительство», который в Основах употребляется как побочный и в скобках) и определяют ее как методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, базирующиеся на опыте многих поколений людей, устоявшиеся в народных традициях и не требующие государственной регистрации. Лучшим было определение в Инструкции «О порядке предоставления Комитетом по вопросам народной и нетрадиционной медицины при Министерстве здравоохранения Украины специального разрешения для осуществления медицинской деятельности в области народной и нетрадиционной медицины» (Инструкция), которая перестала действовать в 2013 году. Согласно пункту 1.2.2 Инструкции, народная медицина — это сумма всех знаний и практических методов, применяемых для диагностики, профилактики и ликвидации нарушений физического и психического равновесия, основанных исключительно на практическом опыте и наблюдениях, передаваемых из поколения в поколение как в устной, так и в письменной форме; а нетрадиционная медицина — это знания и практические методы народной медицины, которые имеют определенного автора.
Согласно статье 741 Основ, заниматься целительством могут лица, не имеющие специального медицинского образования, зарегистрированные в установленном законом порядке как физические лица — предприниматели и получившие специальное разрешение на занятие народной медициной (целительством), выданное центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере здравоохранения (а таким органом является Министерство здравоохранения Украины). Срок действия разрешения составляет пять лет, а решение о его выдаче принимается в течение 30 дней с момента подачи документов. Минздрав также осуществляет контроль за деятельностью таких лиц путем проведения проверок: как плановых, так и внеплановых.
Иной подход
Другой проблемой является несколько отличающийся от европейского подход к народной медицине. Так, согласно статье 741 Основ, методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанные на опыте многих поколений людей, устоявшиеся в народных традициях и составляющие народную медицину, не требуют государственной регистрации.
Основным принципом регулирования народной медицины в странах Европейского Союза (ЕС) является, в отличие от Украины, регистрация и контроль не только деятельности целителя, но и лекарственных средств и конкретных методов лечения. Эта норма введена Директивой 2004/24 парламента ЕС. Такой подход представляется правильным, поскольку в данной сфере необходимо обеспечение не только безопасности посредством контроля со стороны врача, но и реального лечения путем установления воздействия методик народной медицины на здоровье человека. Кроме того, целесообразным в данной сфере является предоставление возможности практиковать без специального медицинского разрешения вообще, то есть на основании общей лицензии на занятие медицинской практикой, опять же по примеру стран ЕС.
Ограниченное лечение
Еще одну существенную проблему спровоцировали последние изменения в законодательстве в этой области, а именно — утверждение нового Порядка выдачи и аннулирования специального разрешения на занятие народной медициной (целительством) (постановление Кабинета Министров Украины от 3 декабря 2012 года № 1145). Ранее данную процедуру регулировала вышеупомянутая Инструкция. Эта Инструкция в пункте 1.8 устанавливала ограничения пациентов, которых можно лечить методами народной медицины. Лечению методами народной и нетрадиционной медицины не подлежали онкобольные, больные инфекционными заболеваниями, наркоманией, психически больные, нуждающиеся в немедленной госпитализации, беременные (по уходу и лечению осложнений), лица, которым необходимо хирургическое вмешательство (в том числе аборты). Также прямо запрещалось предоставлять выводы о психическом здоровье и проводить рассчитанные на массовую аудиторию лечебные сеансы и другие аналогичные им мероприятия с использованием метода гипноза и других методов психического или биоэнергетического воздействия. В новом Порядке таких требований нет, что ставит в опасность ряд пациентов, которым необходимо срочное вмешательство с помощью методов традиционной медицины. Для устранения таких случаев должен действовать врач, который контролирует целителя, однако на практике такое ограничение действует очень условно. Целесообразным представляется возврат предыдущих положений и наложение ограничений в лечении методами народной медицины некоторых тяжелых болезней. Такие же подходы предложены в Европе, где нетрадиционная медицина преимущественно используется для самолечения болезней небольшой степени тяжести.
Итак, можем утверждать, что в правовом регулировании сферы нетрадиционной и народной медицины существует много проблемных моментов, которые необходимо урегулировать в ближайшее время. Современное законодательство в данной сфере является слишком громоздким и порой не устанавливает надлежащих гарантий прав пациентов, а ведь права пациентов должны соблюдаться в области любой медицинской практики. Следует принять во внимание опыт стран ЕС, которые установили ряд квалифицированных стандартов в данной сфере, и имплементировать директивы, особенно в свете возможной ассоциации с ЕС в будущем.
ВОЛКОВ Всеволод — партнер МЮФ Integrites, г. Киев,
ДАНИЛЕЙКО Владислав — юрист МЮФ Integrites, г. Киев
Возможность для мошенничества
Антон КАГАНЕЦ, старший юрист ЮК Prove Group
Несмотря на то что законодательство Украины предусматривает регулирование деятельности народных целителей и для такой деятельности даже нужно зарегистрироваться физлицом-предпринимателем и получить специальное разрешение, в этой сфере есть множество злоупотреблений. Проверить, действительно лицо обладает какими-то знаниями и способностями для лечения людей или же это обычный мошенник, практически невозможно. В итоге такие свидетельства получают люди, которые не имеют никакого отношения к народной медицине, а называют себя магами, экстрасенсами, ведуньями и занимаются законным отъемом денег. Получив разрешение на «народную медицину», они имеют право на законных основаниях подавать рекламу на ТВ и в прессе. Получается все законно, однако многие доверчивые люди оказываются обманутыми, а в худшем случае страдает и их здоровье. Законодателю не следует относиться к такой деятельности просто как к предпринимательству. Конечно, искоренить обман и практику лжецелителей нельзя, но можно как минимум запретить рекламу этих услуг. Если человек действительно может помочь и имеет способности — в таком случае будет достаточно «сарафанного радио». А вот те, кто рекламирует себя в метро, в газетах и на радио, вряд ли могут помочь кому-то, кроме как себе в процессе обогащения.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…