Алгоритм бесконфликтности — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №23 (702) » Алгоритм бесконфликтности

Алгоритм бесконфликтности

В деятельности любой юридической фирмы возникают ситуации, которые принято называть конфликтом интересов. И, как правило, чем фирма крупнее, тем подобных ситуаций больше и возникают они, соответственно, чаще. В каких формах может проявиться конфликт интересов в работе юристов, как его выявить и предотвратить, «Юридическая практика» выясняла у старшего партнера международной юридической фирмы CMS Cameron McKenna Александра Мартыненко и партнера юридической фирмы «Астерс» Вадима Самойленко.

— В каких формах может проявляться конфликт интересов в деятельности юридических фирм?

Вадим Самойленко (В.С.): Есть два типичных вида конфликта интересов. Первый — когда поступает запрос от потенциального клиента, но фирма уже ведет определенную работу по существующему клиенту. В этом случае интересы потенциального клиента вступают в конфликт с интересами существующего клиента.

Второй вид конфликта интересов возникает, когда существующий клиент фирмы просит сопровождать новый проект. При этом интересы такого клиента вступают в противоречие с интересами другого существующего клиента, который занимается тем же или подобным проектом.

Александр Мартыненко (А.М.): Фор­ма, собственно, одна — невозможность предоставлять профессиональные услуги. Юрист не может представлять интересы одного или нескольких клиентов в том случае, если у него имеется конфликт интересов. А вот что такое конфликт интересов — это уже совсем другой вопрос.

В США базовое понимание конфликта интересов установлено в ABA (American Bar Association) Code of Professional Responsibility. В соответствии с этим документом юрист попадает в ситуацию конфликта интересов, если он либо представлял ранее интересы противоположной стороны в вопросах, связанных с настоящей сделкой, судопроизводством или другим юридическим действием, либо имеет информацию о противоположной стороне, которая может быть использована против нее в рамках указанной сделки (либо может негативно повлиять на положение такой стороны в переговорах, судебной комнате и т.д.), даже если такая информация в прошлом была ему добровольно раскрыта указанной противоположной стороной либо получена юристом от третьих лиц (за исключением информации, находящейся в публичном поле).

Вот это базовое понимание конфликта интересов на юридическом жаргоне и называется «юридическим конфликтом интересов». Соблюдение принципа юридического конфликта интересов является минимальным профессиональным требованием ко всем практикующим юристам всех развитых юрисдикций.

Часто в среде практикующих юрис­тов встречается также термин «коммерческий конфликт интересов». Обычно под указанным термином понимают столкновение коммерческих интересов существующих либо потенциальных клиентов при отсутствии юридического конфликта интересов. Например, существующий клиент — компания «А» — не хочет, чтобы юрист представлял интересы компании «Б» в рамках какого-либо юридического действия, потому что компания «Б» — заклятый конкурент компании «А». В данном конкретном случае компания «А» может даже и не привлекать к работе юриста в конкретном проекте, однако она хочет возбранить ему работать в том же проекте с компанией «Б» только потому, что юрист является «ее юристом» и представлял ее интересы в прошлом.

Как относиться к таким коммерческим конфликтам интересов, каждый юрист или юрфирма решает самостоятельно. Некоторые четко заявляют, что они не признают коммерческих конфликтов интересов и поэтому все такие просьбы клиентов будут игнорироваться. Другие более лояльно относятся к клиентам и обещают консультироваться с ними либо учитывать их мнение в подобных ситуациях. Кто-то выбирает золотую середину, выделяя группу важных клиентов, к просьбам которых они будут относиться более внимательно. В некоторых случаях такой коммерческий конфликт интересов носит исторический либо глобальный (или и тот, и другой) характер во взаимоотношениях двух или более компаний. Если такая ситуация существует, то при подписании договора о предоставлении юридических услуг клиент четко определяет, что юристу возбраняется представлять конкретных конкурентов клиента по любым вопросам. Если юрист такой договор подписал, то он наложил на себя дополнительное договорное ограничение относительно конфликта интересов.

— Кто именно является субъектом конфликта интересов — юрист или юридическая фирма?

А.М.: Это зависит от юридической формы деятельности юриста или юрфирмы. Если юрист предоставляет услуги самостоятельно, то и ответ прост: только этот юрист и является субъектом конфликта интересов. Если же он практикует в составе юридической фирмы, то в таком случае надо учитывать организационно-правовую форму такой фирмы.

Если она организована по образу и подобию французского cabinet d’­avocats, то и клиентская база, и ответственность юристов (включая ответственность относительно конфликта интересов) является индивидуальной и не распространяется на всю фирму. Иначе говоря, один адвокат такой фирмы может выступать в суде в интересах своего клиента против другого адвоката той же фирмы, который представляет противоположную сторону.

Если же фирма организована как англосаксонские partnerships (включая их деривативы и другие, более модерновые, организационно-правовые формы деятельности, которые в последнее время нередко используют вместо партнерств), то клиентская база у таких юрфирм общая и не партикуляризирована по отдельным юристам. Отсюда следует, что и ответственность юрфирмы, в том числе ответственность относительно конфликтов интересов, является общей — для всех клиентов, с которыми работают все юристы фирмы.

Еще один интересный аспект — а что происходит, если у юрфирмы несколько офисов в разных городах, да еще и в нескольких юрисдикциях? А ничего не происходит, принцип конфликта интересов является нерушимым и общим для всех офисов фирмы во всех юрисдикциях, где она представлена. Если офис в Гамбурге принял клиента, не учтя при этом, что офис этой же фирмы в Рио-де-Жанейро представляет интересы клиента с противоположными интересами в том же проекте, — фирма попала в ситуацию конфликта интересов.

Кстати, в последнее время некоторые крупные глобальные юрфирмы пытаются уйти от этой проблемы, перестраивая организационно-правовую форму деятельности своей разветвленной системы офисов и предусматривая в типовых договорах о предоставлении услуг положения, ограничивающие применение принципа конфликта интересов какими-либо параметрами. Наиболее часто такие ограничения устанавливаются для конкретных юридических лиц — иначе говоря, принимая как клиента какую-либо компанию группы, юрфирма принимает только эту компанию, а не всю группу. Если возникает конфликт интересов по отношению к другой компании той же группы, которая, по сути, не является клиентом юрфирмы, то юрфирма умывает руки и говорит, что формально юридический конфликт интересов не возникает. Следующим по популярности ограничителем являются географические рамки. Например, оговаривается, что конфликт интересов будет существовать, если он возникает в рамках одной юрисдикции, а вот если в двух разных — то, увольте, конфликта нет. Иногда, вместо географических рамок (или даже дополнительно к ним), внедряются ограничения по практикам. Например, если ваш проект был по недвижимости, а теперь вы конфликтуете по вопросам конкуренции, то мы можем представлять интересы вашего противника, поскольку по вопросам конкуренции мы с вами не работали.

В странах с жестким регулированием профессиональной ответственности юрис­тов последний ограничитель в чистом виде не срабатывает, однако может срабатывать вместе с географическим ограничителем. Отношение регуляторов профессий к таким географическим ограничителям еще до конца не ясно, поскольку юридическая специальность традиционно рассматривалась замкнутой в рамках определенной юрисдикции, а не как некая транснациональная практика. Однако ясно, что многим клиентам такая постановка вопроса не нравится и они борются с ней, требуя удалить из договоров соответствующие пункты и, таким образом, восстановить былой status quo. Юридические последствия такого удаления тоже не очень понятны, поскольку если, скажем, во Франции клиенту удалось добиться результата, то этим он повлиял в лучшем случае на все французские офисы фирмы, но никак не на остальные в других юрисдикциях. Тем более, если соответствующий пункт остался в учредительном документе глобальной фирмы. А вот ограничения по конкретным юридическим лицам уже стали почти стандартом. Во всяком случае, существует видимость того, что регуляторы профессии относятся к ним толерантно. Так это или нет, покажет практика: при первом серьезном конфликте между юрфирмой и клиентом именно на этом основании либо суды, либо регуляторы профессии должны будут определиться с позицией. Короче говоря, неясности с ограничителями есть, вопросы возникают и возникать будут, но это уже тема отдельного исследования.

— Применяются ли в вашей фирме алгоритмы проверки потенциальных конфликтов интересов?

В.С.: Да, фирма имеет подробное внут­ренне положение о проверке конфликта интересов. Проверка происходит в ходе переговоров с потенциальным клиентом либо перед принятием нового поручения от существующего клиента. Она проводится путем рассылки по электронной поч­те типового запроса, который отправляется всем партнерам фирмы.

А.М.: Естественно! Причем вышеупомянутых ограничителей у фирмы не существует (кроме ограничителя по конкретным юридическим лицам).

Сперва каждый новый потенциальный клиент со всеми другими лицами, которые вовлечены в его проект, проверяется на наличие в базе данных клиентов фирмы. Если указанные лица в ней отсутствуют — конфликта интересов нет. Если присутствуют — смотрим, кто и что делал для них ранее. Ответственный парт­нер связывается с другими партнерами, указанными в качестве контактных лиц по предыдущим ­регистрациям, с просьбой проанализировать ситуацию. Если он получает подтверждение от других парт­неров, что конфликта нет, то он производит регистрацию клиента в указанной базе данных. Только после этого заключается договор о юридическом обслуживании нового клиента.

Если ситуация не совсем ясна, интересуются мнением существующего клиента. При этом запрещено раскрывать ему субъектность нового потенциального клиента либо сообщать подробности, по которым он сможет установить такую субъектность. Это в некотором роде искусство — предоставить исчерпывающую информацию, но не назвать вещи своими именами.

Когда клиент подтверждает, что конфликта нет, вперед — регистрируйте нового клиента и начинайте работать. Если нет — следуют дальнейшие переговоры с клиентом. И если они ни к чему не приводят, то «нет» значит «нет» — вы не можете брать нового клиента. Однако при этом существующий клиент обязан четко сформулировать аргументы в пользу наличия конфликта интересов.

— Каким образом проводится проверка? Применяется специальное программное обеспечение или проверку осуществляют «в ручном режиме»?

В.С.: Проверка проводится путем обмена сообщениями по электронной почте с последующей обработкой и архивированием результата.

А.М.: Программное обеспечение существует в виде сводной базы данных о клиентах. По ней проводится поиск в ручном режиме с помощью ключевых слов. Партнерской обязанностью является сформулировать полный перечень ключевых слов, с помощью которых можно произвести полноценный поиск.

— Как юридической фирме следует поступить, чтобы сохранить перспективного клиента, даже если по одному проекту выявлен конфликт интересов?

А.М.: Самый лучший способ — рекомендовать ему взять очень хороших юрис­тов-конкурентов для обслуживания указанного проекта. Подчеркиваю: не просто хороших, а очень хороших. Да, существует серьезный риск, что этот хороший клиент к вам больше не вернется, поскольку ему понравится работать с вашими очень хорошими юристами-конкурентами. Тем не менее я настоятельно рекомендую этот способ, поскольку, во-первых, клиент будет вам благодарен за хорошую рекомендацию и не забудет упомянуть это при случае на рынке (отчего у вас могут появиться другие хорошие клиенты), а во-вторых, ваши конкуренты тоже будут вам благодарны и не забудут сделать рекомендацию-алаверды в подобной ситуации.

В.С.: Во-первых, необходимо раскрыть информацию о возникновении конфликта интересов как потенциальному, так и существующему клиенту. Во-вторых, следует получить разрешение от существующего клиента на представление интересов потенциального клиента с применением при этом процедур, которые сделают невозможным ущемление чьих-либо интересов, — возведением так называемой «Китайской стены».

На практике дела таких клиентов поручаются разным партнерам и группам практик фирмы, подписывается ряд жестких договоров о конфиденциальности, проводятся инструктажи с персоналом, который предоставляет услуги по данным проектам. Также в электронной системе документооборота фирмы устанавливаются четкие ограничения на доступ к документам таких клиентов.

— Какие конфликты интересов возникали в вашей практике, а каких удалось успешно избежать? Приведите, пожалуйста, конкретные примеры.

В.С.: В практике нашей фирмы клиенты обычно соглашаются на представительство с конфликтом интересов при условии создания нашей фирмой «Китайской стены»: «Астерс» работает с клиентами премиум-сегмента, которые довольно разум­но подходят к таким ситуациям.

Например, в течение многих лет мы представляли голландскую судостроительную группу в отношении крупного судостроительного завода на Украине, который был приобретен группой в процессе приватизации. При последующей продаже завода норвежскому судостроительному концерну нам было поручено представлять интересы и покупателя, и продавца, т.к. опыт нашей фирмы как в судостроении, так и в сопровождении сделок M&A оказался для клиентов уникальным.

— Какие могут быть последствия умышленно допущенного конфликта интересов? Как это отразится на интересах клиента, результатах сделки, репутации фирмы? Возможен ли положительный эффект?

В.С.: Как правило, последствия умышленного конфликта интересов крайне негативны. Работой такой фирмы останутся недовольны оба клиента, так как фирма будет предлагать обеим сторонам не лучшие, а половинчатые, компромиссные для фирмы решения.

Искушенный клиент поймет, что фирма не работает в полную силу, не заинтересована в оптимальном для него результате проекта. Очень велик риск потери фирмой обоих клиентов, неполной оплаты счетов, открытого или публичного конфликта с клиентом. При этом репутация фирмы серьезно пострадает.

Кроме того, обман клиентов негативно влияет на персонал самой юрфирмы, что сказывается на мотивации и качестве работы ее сотрудников. Положительного эффекта от этого, естественно, ожидать не приходится.

А.М.: Положительного эффекта нет и быть не может. Допущенный конфликт интересов — это удар по репутации фирмы, а также готовый повод для иска в суд по обвинению в malpractice. Поверьте, это очень тяжелый вариант развития ситуации для юрфирмы. Если такое случается, фирма обычно идет ко дну. Выплыть и отмыть репутацию тяжело, а может быть, даже и невозможно. А юрист без репутации — это человек без профессии.

(Беседовал Алексей НАСАДЮК,
«Юридическая практика»)

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Юридический форум

Популярная защита

Актуальный документ

Документы и аналитика

Об объявлении умершим

Акцент

Торжество правосудия

Государство и юристы

Право на компенсацию

Государство и юристы

Новости законотворчества

Принят за основу проект Закона Украины «О судебном сборе»

О подведомственности споров с участием АМКУ

Проверок будет меньше?

Государство и юристы

Госзакупки под прицелом

Документы и аналитика

Директор «договорился не по уставу»

Книжная полка

Защитная деятельность адвоката

Неделя права

Новости из-за рубежа

Члена британской Палаты лордов осудили за махинации

«Машина времени» отсудила 2,5 млн рублей

Банку Ватикана вернули 23 млн евро

Неделя права

Сбалансированное проникновение

ВзъЯрошили судью

Организованные проверки

Кандидатский отбор

Новости из зала суда

Судебная практика

Суд удовлетворил кассационную жалобу ОАО «Телеканал «Тонис»

Дело о взыскании с ООО «Торговый дом «Вассма» около 150 тыс. гривен снова рассмотрит ВХСУ

По «делу Корнийчука» суд заслушал показания партнера МЮФ Magisters

Новости юридических фирм

Частная практика

«Юрбюро Писаренко» представило в суде интересы Verhoeven Holding Uden B.V.

«Астерс» консультирует МФК относительно финансирования компании «Евро Лизинг»

Юристы ЮФ AGRECA участвуют в разработке законодательства по привлечению инвестиций в портовую инфраструктуру

Общество

Опережая XXI век

Рабочий график

Юристы выбирают Президента

КАЛЕНДАРЬ на неделю

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Решения недели

Судебная практика

Одностороннее изменение договора

Неотъемлемое улучшение

Применение санкций

Самое важное

Узаконенное PRO BONO

Судебная практика

Судебные решения

Об обжаловании Регламента Высшей квалификационной комиссии судей Украины

О квалификации правоотношений как схожих, как основания для пересмотра решения по основаниям разного применения норм материального права

О налоговом учете расходов на приобретение ценных бумаг

Судебная практика

Особое приглашение

Инвалидное подзаконие

Тема номера

Админспоры: плательщики vs налоговая

Частная практика

Алгоритм бесконфликтности

Юридический форум

Сохранить и приумножить

Юрпремия

Красная дорожка к Премии

Інші новини

PRAVO.UA