Действующее законодательство Украины предоставляет множество возможностей для легального уменьшения уровня налогообложения бизнеса. Увы, предприниматели зачастую игнорируют их, отдавая предпочтение «легким и простым» методам увеличения расходов посредством услуг конвертационных центров, которые создают дополнительные проблемы.
Распространенной практикой ведения бухгалтерского учета на предприятиях является отсутствие должного внимания к распределению необоротных активов по группам. Как результат — их неправильный учет. В первую очередь, это распределение необоротных активов по таким группам:
— основные средства, которые подлежат учету на субсчетах 10-го счета;
— малоценные необоротные материальные активы, которые учитываются на субсчетах 11-го счета.
С 2012 года основные средства — это объекты стоимостью от 2500 грн, а не от 1000 грн, как это было ранее, а стоимость малоценных необоротных материальных активов — от 1000 грн. Срок использования — свыше 365 дней или свыше одного производственного цикла, если последний продолжительней 365 дней.
Для основных средств важен срок полезного использования (от 2 до 20 лет для разных групп), исходя из которого рассчитывается амортизация: разными методами, в том числе и методом ускоренного уменьшения остаточной стоимости. Стоимость малоценных необоротных материальных активов может быть перенесена на себестоимость продукции в размере 50 % стоимости при введении в эксплуатацию и 50 % — при списании с баланса, или в размере 100 % — при введении в эксплуатацию. Упорядочение только этого вопроса уже дает позитивный эффект — увеличение себестоимости и уменьшение налога на прибыль.
Приведем пример. Перевод объектов стоимостью 1 млн грн из группы 6 «Инструменты, приспособления, инвентарь (мебель)» (прямолинейный метод начисления амортизации) в группу 11 «Малоценные необоротные материальные активы» (списание 100 % стоимости на себестоимость) увеличит себестоимость продукции и цену (тариф) на 500 тыс. грн и уменьшит налог на прибыль на 105 тыс. грн при росте чистой прибыли на 395 тыс. грн.
Следует обратить внимание и на распределение основных средств в разрезе групп и субсчетов 10-го счета. В частности, в группе 3 «Здания» путают понятия «Сооружения» и «Передающие устройства», которые отличаются минимальным сроком полезного использования: сооружения — 15 лет, передаточные устройства — 10 лет. Определение этим понятиям дано в пункте 2 Национального стандарта № 2 «Оценка недвижимого имущества», утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 28 октября 2004 года № 1442. А именно:
— здания — земельные улучшения, в которых находятся помещения, предназначенные для пребывания человека, размещения движимого имущества, сбережения материальных ценностей, осуществления производства и т.д.;
— сооружения — земельные улучшения, которые не принадлежат к строениям и помещениям, предназначенные для выполнения специальных технических функций (дамбы, туннели, эстакады, мосты и т.п.);
— передающие устройства — земельные улучшения, созданные для выполнения специальных функций по передаче энергии, вещества, сигнала, информации и т.п. любого происхождения и вида на расстояние (линии электропередачи, трубопроводы, водопроводы, тепловые и газовые сети, линии связи и т.п.).
Экономический эффект от таких мер может быть существенным. Например, при упорядочивании основных средств (перевод из подгруппы «Сооружения» в подгруппу «Передаточные устройства») общей стоимостью 25 млн грн в 2012 году увеличится себестоимость, соответственно, и цены (тарифа) на 833,3 тыс. грн, уменьшится налог на прибыль на 175 тыс. грн, чистая прибыль вырастет на 658,3 тыс. грн.
Учитывая уровень распространения вируса «обнала» на предприятиях всех отраслей экономики, затраты на получение чистой прибыли в указанном размере 658,3 тыс. грн через этот самый «обнал» нуждаются в расходах на выплату процентов конвертационному центру, превышающие расходы на экспертизу, а также провоцируют проблемы с налоговыми и другими контролирующими органами, которые ведут к финансовым потерям (те же 175 тыс. грн доначисленного налоговиками налога на прибыль, плюс 150 тыс. грн доначисленного налога на добавленную стоимость, плюс 25 % или 50 % штрафов, плюс пеня), плюс возможное возбуждение уголовных дел.
Отметим, что меры по распределению необоротных активов по группам нуждаются максимум в расходах на проведение экспертизы (что необязательно) — для получения заключения о правомерности отнесения объекта к определенной группе или подгруппе.
Надлежащее внимание к вопросу учета необоротных активов и состояния начисления амортизации дает возможность правильно рассчитать фактическую себестоимость продукции. Например, политика Национальной комиссии регулирования электроэнергетики на практике требует расчета тарифа на уровне себестоимости и, соответственно, предусматривает нулевую рентабельность. То есть предприятиям ТЭК необходимо правильно начислять амортизацию для обеспечения полного покрытия фактических производственных расходов предприятия.
Следует также обратить внимание и на различение малоценных быстроизнашиваемых предметов (МБП) и малоценных необоротных материальных активов, которые часто путают. Материальные активы, которые используются свыше года, — это необоротные активы, а те, которые используются до года — это МБП. В этом вопросе следует руководствоваться стандартами бухгалтерского учета: П(С) БУ 7 «Основные средства» и П(С) БУ 9 «Запасы». На практике ориентируются не на фактический срок использования, а на ожидаемый, который определяют исходя из экономического назначения актива. Поэтому рекомендуем начислять амортизацию в размере 100 % при введении в эксплуатацию, что позволит избежать неопределенности, в случае если фактический срок использования активов будет отличаться от ожидаемого.
Важно определиться со сроком полезного использования и нормой амортизации, учитывая перспективы обновления парка основных средств и их модернизации. При определении срока полезного использования следует учитывать физический и моральный износ. В частности, если основные средства уже не новые, то их полезное использование рассчитывается исходя из фактического остаточного срока полезного использования. Амортизация основных средств осуществляется до момента достижения остаточной стоимости объектом его ликвидационной стоимости. Согласно пункту 4 П(С) БУ 7 «Основные средства», ликвидационная стоимость — это денежная сумма или стоимость других активов, которую предприятие ожидает получить от реализации (ликвидации) необоротных активов по окончании срока их полезного использования (эксплуатации), за вычетом расходов, связанных с продажей (ликвидацией).
Есть возможность использовать и ускоренную амортизацию (метод ускоренного уменьшения остаточной стоимости). Этому вопросу следует уделить внимание в приказе об учетной политике предприятия.
Практически не используются возможности увеличения амортизации (со всеми последующими позитивными эффектами от такого увеличения) через индексацию балансовой стоимости необоротных активов. Вместе с тем, эффект может быть существенным. Например, индексация основных средств предприятия А, стоимостью 24,7 млн грн (в разрезе групп), за 2008 — 2010 годы (индекс инфляции 2008 года — 122,3 %, 2009 — 112,3 %, 2010 — 109,1 %) сэкономила предприятию 560 тыс. грн налога на прибыль. Предприятие Б за счет индексации основных средств стоимостью 107,8 млн грн в период с 2002 по 2010 год сэкономило 8,3 млн грн налога на прибыль.
Мало используются преференции законодательства при ликвидации основных средств, например, в процессе реализации инвестиционной программы. Вместе с тем, сэкономленные за счет уменьшения налогообложения средства могут быть источником финансирования указанной программы. Так, при принятии собственником решения о ликвидации основных средств (с целью проведения технического переоснащения производства) их стоимость (стоимость приобретения, плюс стоимость ремонтов, минус уже начисленная амортизация) включается в состав расходов, это увеличивает себестоимость продукции и уменьшает налог на прибыль. Если при этом плательщик подает в орган государственной налоговой службы документ об уничтожении, разборке или превращении необоротных активов (основных средств), в результате чего такой актив не может быть использован по своему изначальному назначению (а также в случае уничтожения или разрушения в результате действия непреодолимой силы, хищения, в других случаях, когда ликвидация происходит без согласия собственника) — увеличение налогового обязательства по НДС не происходит.
Также рекомендуем обеспечивать полноту учета необоротных активов: любое приобретение активов (и не только необоротных), проведение ремонтов без оформления документов, за «черную наличку» — это потерянные деньги. Законное приобретение активов обеспечит перенос стоимости этих объектов на себестоимость продукции и, соответственно, сэкономит средства предприятия на налогах (налог на прибыль и налог на добавленную стоимость). В противном случае предприятие не может уменьшить свои налоги законным путем и для получения того же эффекта использует услуги конвертационного центра. Со всеми вытекающими проблемами.
Стоит отметить, что все вышеуказанные упорядочивания дают стойкий постоянный экономический эффект. Размер зависит от состава и стоимости производственных фондов.
ДУБИНА Наталья — советник директора по экономическим вопросам АО «АФ «АКТИО», г. Киев
Лариса ВРУБЛЕВСКАЯ,
управляющий партнер Международного аудиторского союза
Положениями Налогового кодекса Украины, а именно пунктом 16 статьи 146, предусмотрена возможность увеличения расходов субъекта хозяйствования при ликвидации основных средств на недоамортизированную часть их стоимости. При этом не имеет значения, по каким причинам происходит такая ликвидация: согласно решению самого плательщика налога либо вследствие причин, не зависящих от него. Что касается начисления НДС, ситуация несколько сложнее, но возможность не рассматривать ликвидацию как операцию поставки и избежать начисления обязательств у налогоплательщиков есть. Для этого необходимо подать в налоговый орган документы, подтверждающие разборку, уничтожение объекта основных средств и факт того, что использовать этот объект по назначению уже невозможно. Так что рекомендую всем уделять внимание документальному оформлению процедуры ликвидации.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…