Идея всеобщей легализации доходов уже давно витает в украинском политикуме. Действительно, при введении принципов открытого декларирования доходов лицами, уполномоченными на выполнение функций государства даже на самых маленьких должностях, нельзя игнорировать тот факт, что многие состояния были сформированы в 90-е годы прошлого века. Требовать сегодня отчитываться за те капиталы, которые, безусловно, за годы приумножились, а тем более делать выводы, что они получены вследствие незаконных действий, смешно и даже глупо, ведь ни у одной стороны нет доказательств, подтверждающих обратное, следовательно, исходя из презумпции невиновности, государство никогда не сможет доказать незаконность происхождения капиталов. С другой стороны, граждане, имеющие такие доходы, также не смогут полноценно пользоваться ими. В результате многие капиталы вместо того, чтобы работать на экономику страны, надежно прячутся «под подушкой».
Изменить ситуацию могла бы обоюдная честность государства и граждан: государство должно «простить» гражданам все, что они накопили, а граждане в свою очередь — задекларировать имущество, активы, денежные средства и прочие доходы. Как только будет поставлена точка отсчета, можно будет эффективно отслеживать изменение благосостояния чиновников, судей, государственных служащих любого уровня, представителей органов местного самоуправления и прочих лиц, наделенных какой-либо властью в обществе.
Необходимость такого подхода понимают сегодня и общественные активисты, и политики, но камнем преткновения остается вопрос: что делать с доходами, которые получены вследствие нарушения закона? Одни утверждают, что если речь не идет об обогащении в связи с совершением особо тяжкого преступления против жизни или человечества, так и ответственности не должно быть: достаточно уплатить налог по специальной ставке. Другие настаивают на том, что любое доказанное преступление, даже минимальное уклонение от налогов, должно влечь за собой ответственность как минимум в форме конфискации полученных в результате этого доходов. Именно риск отслеживания правоохранительными органами источника происхождения доходов после подачи так называемой нулевой декларации может нивелировать всю идею легализации доходов.
Свой вариант легализации доходов граждан предложил парламенту народный депутат Украины Евгений Мураев, зарегистрировавший два законопроекта — «О легализации имущества в связи с добровольным декларированием имущественного состояния и незадекларированных доходов физических лиц» (рег. № 6504) и «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно легализации имущества в связи с добровольным декларированием имущественного состояния и незадекларированных доходов физических лиц)» (рег. № 6505).
В первом законопроекте предлагается установить, что в период до 30 июня 2018 года собственники или фактические владельцы могут задекларировать и тем самым легализировать имущество, приобретенное до 1 января 2018 года, а именно:
— денежные средства;
— ценные бумаги, в том числе акции;
— доли участия и (или) паи в уставном (составном) капитале юридического лица, в том числе контролируемой иностранной компании, или иностранной структуры без образования юридического лица;
— недвижимое имущество, оформленное на другое лицо, право на которое или сделки в отношении которого в соответствии с законодательством Украины подлежат государственной регистрации;
— здания (сооружения), находящиеся на территории Украины, соответствующие строительным нормам и правилам, а также целевому назначению земельного участка, принадлежащего субъекту легализации на праве собственности;
— недвижимое имущество, находящееся за пределами территории Украины;
— транспортные средства.
Точно так же легализовать можно имущество, находящееся за пределами территории Украины и переданное в доверительное управление имуществом в другие организации, с которыми у субъекта легализации установлены договорные отношения.
В то же время депутат предлагает сделать оговорку, что не подлежит легализации в рамках настоящего закона имущество, полученное в результате совершения преступлений, например, против основ национальной безопасности Украины, против жизни и здоровья человека, против журналистов, против мира, безопасности человечества и международного правопорядка, в сфере оборота наркотических средств и т.п. Исключаются из легализации и имущество, право на которое оспаривается в судебном порядке, имущество, подлежащее взысканию в пользу государства, исключенное из гражданского оборота или имущество, приобретение права собственности на которое не допускается, а также кредитные средства.
Согласно проекту, в случае легализации имущества, в том числе денежных средств, в порядке, установленном настоящим Законом, прекращается налоговое обязательство субъекта легализации по уплате разницы между суммой уплаченного налога и суммой налога на доходы физических лиц или аналогичного налога, действовавшего на момент возникновения налогового обязательства.
Статьей 8 проекта предлагается установить гарантии, получаемые лицом, подающим специальную декларацию. В частности, предлагается установить, что такое лицо освобождается от уголовной, административной налоговой ответственности, а сведения из декларации не могут служить основанием для начала уголовного или иного производства в отношении лица или использоваться как доказательства преступления или иного нарушения как в отношении лица, подавшего декларацию, так и в отношении третьих лиц. Исключение возможно, если на момент подачи декларации уже открыто или расследуется преступление, административное правонарушение или нарушение налогового законодательства. Вместе с тем народный депутат предлагает в дальнейшем усилить ответственность за нарушение налогового или другого финансового законодательства, повысив, в частности, предусмотренные Уголовным кодексом и Кодексом Украины об административных нарушениях штрафы.
При этом проект № 6505 предусматривает особые условия налогообложения доходов, отображенных в нулевой декларации, которые применяются в случае подачи такой декларации с 1 января по 30 июня 2018 года и уплаты налогов в этот же срок.
В частности, предлагается прописать непосредственно в Налоговом кодексе Украины, что для целей настоящего Кодекса не признается доходом получение имущества его фактическим владельцем от номинального держателя, если такое имущество и его номинальный владелец указаны в декларации о легализации имущества (специальной декларации), при условии выполнения плательщиком налога — субъектом легализации имущества в полном объеме требований Закона о легализации, а в переходных положениях Кодекса — предусмотреть особенности налогообложения таких доходов.
Как следует из законодательной инициативы, специальная ставка налога на доходы физических лиц должна составлять 10 % от базы налогообложения относительно доходов, легализуемых на общую сумму более 100 000 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц (ныне — 160 000 000 грн), и 5 % на меньшие суммы.
При этом к доходам может быть применена нулевая ставка налогообложения, если декларант всю сумму денежных средств перечислил на срок не менее двух лет на безвозмездной основе на специальные счета, открытые в банках Украины и их филиалах, расположенных на территории Украины, с целевым использованием, установленным Кабинетом Министров Украины. Также нулевая ставка может быть применена при условии, что налогоплательщик приобрел долгосрочные государственные облигации со сроком погашения пять лет без права досрочного погашения на общую сумму, равную 10 % стоимости задекларированного имущества, включая наличность, если сумма легализируемых доходов не превышает 100 000 прожиточным минимумов, и равную 12 % — если общая стоимость декларируемого имущества больше.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…