В настоящее время в законодательстве отсутствуют правовые нормы относительно порядка проведения аккредитации на территории Украины представительств и филиалов иностранных компаний, то есть отсутствует система аккредитации обособленных подразделений иностранных субъектов хозяйствования. Парламент принял в первом чтении законопроект № 5148 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно аккредитации на территории Украины обособленных подразделений иностранных юридических лиц», которым предлагается урегулировать данный вопрос.
Предусматривается, что аккредитация — процедура, по которой госорганы, которые реализуют государственную политику в соответствующей сфере, по закону официально подтверждают возможность осуществления обособленным подразделением иностранного юрлица деятельности в соответствующей сфере на территории Украины путем выдачи такому подразделению документа об аккредитации.
Система аккредитации включает центральные органы исполнительной власти, на которые законами возложены полномочия по проведению на территории Украины аккредитации обособленных подразделений, не являющихся юридическими лицами согласно законодательным актам Украины (представительства, филиалы, отделения, структурные ячейки иностранных юрлиц, общественных (неправительственных) организаций, на установленных законами началах.
Юрист МЮФ Integrites Ирина Капалкина считает, что данный проект закона предусматривает следующие основные изменения. Во-первых, представительства и филиалы всех иностранных лиц будут подлежать аккредитации. Исходя из проекта закона, аккредитация будет проводиться Минэкономики, за исключением аккредитации филиалов и представительств иностранных банков, которая по-прежнему будет проводиться НБУ. Был дополнен необходимый пакет документов. Так, согласно действующему законодательству, пакет документов подается в уполномоченные органы на регистрацию представительства иностранного лица. А в соответствии с проектом — те же документы, но дополнительно с регистрационной карточкой о создании обособленного подразделения иностранного юридического лица.
Во-вторых, нововведением данного проекта является обязательное включение аккредитованных обособленных подразделений в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей (ЕГР). Основанием для включения информации об обособленных подразделениях иностранных юридических лиц в ЕГР является решение уполномоченного органа об аккредитации. При этом подача документов на внесение информации в ЕГР об обособленном подразделении иностранного юридического лица осуществляется органом аккредитации в течение трех дней с момента принятия решения об аккредитации. Решение об аккредитации выдается вместе с выпиской о включении обособленного подразделения иностранного юридического лица в ЕГР. Предусмотрена госпошлина за получение документа об аккредитации и внесение ведомостей в ЕГР, которая оплачивается после принятия решения об аккредитации.
По мнению старшего юриста ЮФ ILF Елены Колесниченко, юридическое сообщество давно ожидало разработки механизма легализации филиалов и представительств иностранных компаний на Украине. Наличие в законодательстве двух различных терминов «представительство иностранного субъекта хозяйственной деятельности» и «постоянное представительство нерезидента», а также различных процедур их регистрации и различных уполномоченных на это органов (Минэкономики и органы налоговой службы) позволяло обособленным подразделениям нерезидентов оставаться «вне закона», и информация о них была недоступна для третьих лиц.
Поэтому идея комментируемого законопроекта, безусловно, должна быть реализована. Легализация данных подразделений путем их аккредитации или регистрации позволит вывести их «из тени», а также сделать порядок их регистрации и закрытия прозрачным и понятным как резидентам, так и нерезидентам.
В то же время г-жа Колесниченко видит необходимость в доработке законопроекта. Некоторые положения проекта противоречат друг другу или вызывают сомнения в своей целесообразности, например, двойная плата за легализацию (за аккредитацию и за внесение подразделения в ЕГР), осуществление оплаты после принятия решения об аккредитации, отсутствуют сроки осуществления такой оплаты, как, впрочем, и сроки непосредственно аккредитации подразделений нерезидентов и т.д.
Партнер АК «Коннов и Созановский» Елена Яремчук отмечает, что, во-первых, законопроект вводит единое название процедуры легализации обособленных подразделений в форме филиалов, представительств и отделений иностранных юридических лиц на Украине. На сегодня понятие «аккредитация» употребляется лишь в отношении филиалов и представительств иностранных банков. К тому же процедура легализации обособленных подразделений любых иностранных юридических лиц на Украине приводится в соответствие с требованием части 2 статьи 58 Хозяйственного кодекса Украины.
Вторым и наиболее важным нововведением является то, что сведения обо всех обособленных подразделениях иностранных юридических лиц будут вноситься в ЕГР. Предусматривается, что внесение сведений в ЕГР будет осуществляться по местонахождению органа, осуществившего аккредитацию, и за внесение сведений планируется взимать плату. Следует отметить, что за внесение сведений в ЕГР об обособленных подразделениях украинских юридических лиц плата не взимается. Законопроектом вносятся соответствующие изменения в Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей». Примечательно, что в связи с предлагаемыми изменениями название реестра не планируется изменять. Законопроектом предусмотрена необходимость включения в ЕГР сведений обо всех ранее зарегистрированных, аккредитованных обособленных подразделениях иностранных юридических лиц в течение одного года с момента получения обособленными подразделениями соответствующих уведомлений от зарегистрировавших, аккредитовавших их органов.
Кроме того, вносятся изменения в Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий», которыми предусматривается, что такой плательщик налога, как постоянное представительство, должен быть аккредитован как филиал иностранного юридического лица. В связи с чем иностранной компании следует заранее определиться, какое обособленное подразделение она хочет создать на Украине: филиал или представительство.
В целом, по мнению г-жи Яремчук, принятие указанного законопроекта повлечет необходимость обновления/принятия новых нормативных актов, взамен действующих.
Как отмечает старший юрист ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» Иван Юрченко, на данный момент иностранные юридические лица имеют право зарегистрировать свое представительство на Украине (другие формы, в частности — филиал, не предусмотрены). При этом процедура такой регистрации четко не урегулирована (например, в части необходимости регистрации «некоммерческого» представительства плательщиком налогов на Украине), длительная (может занять более 60 рабочих дней), дорогостоящая (регистрационный сбор составляет 2500 долларов США), а сам факт создания такого представительства будет нести в себе существенные налоговые риски и регуляторные ограничения осуществления деятельности на Украине. Доступ к информации о зарегистрированных на Украине представительствах иностранных юрлиц ограничен.
Законопроектом предлагается некоторые из указанных вопросов решить. Например, вводятся новые формы осуществления иностранными юрлицами деятельности на Украине (кроме представительства, смогут быть зарегистрированы филиал и отделение), для налоговых целей уточнено понятие постоянного представительства (им является только филиал иностранного лица), а все такие структурные подразделения иностранных юрлиц будут подлежать регистрации в ЕГР.
Вместе с тем г-н Юрченко считает, что важные вопросы остались открытыми. Не устанавливаются сроки аккредитации и стоимость ее проведения, критерии аккредитации (то есть каким образом будет устанавливаться «возможность осуществления» деятельности на Украине), однако предусмотрена возможность принятия решения об отказе в аккредитации «в установленных законом случаях». Интересно, что согласно положениям проекта может сложиться ситуация, когда иностранные юридические лица не смогут зарегистрировать свое структурное подразделение на Украине только потому, что ранее было зарегистрировано подразделение другого иностранного лица с идентичным наименованием (закон не устанавливает, касается ли это лиц одного иностранного государства или разных государств).
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…