Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Акционная цена

Рубрика Тема номера
При проведении рекламных акций с розыгрышем подарков стоит понимать, что фискальные органы анализируют каждый шаг налогоплательщиков в их организации

Проведение рек­ламных акций с ро­зыгрышем подарков — широко распространенный способ формирования лояльности к бренду и продвижения своего продукта на рынке.

В то же время исторически сложилось так, что фискальные органы очень внимательно анализируют каждый шаг налогоплательщиков в организации таких акций и доначисляют налог при выявлении малейших ошибок или неточностей.

Ниже мы рассмотрим порядок документального оформления рекламных акций и их обложения налогами на прибыль, на добавленную стоимость и на доходы физических лиц (получателей подарков).

 

Налог на добавленную стоимость

Согласно пункту 185.1 Налогового кодекса (НК) Украины, налогом на добавленную стоимость облагаются операции по поставке товаров/услуг на территории Украины.

Поставкой товара считается любая передача прав на распоряжение товаром в качестве собственника другому лицу. Так, пункт 14.1.191 НК Украины к поставке относит продажу, дарение, обмен товарами или передачу товара по решению суда.

Поскольку вследствие проведения рекламной акции предприятие дарит некие товары другим лицам, такое дарение будет облагаться налогом на добавленную стоимость.

Это значит, что базу налогообложения подарка необходимо будет умножить на ставку налога на добавленную стоимость — обычно это 20 % — и отобразить эту сумму в своих налоговых обязательствах.

Базой налогообложения (суммой, которую нужно умножить на ставку налога) является цена, которая указана в договоре на поставку этого товара. В случае бесплатной передачи (подарка) такая цена равна нулю.

Однако, согласно пункту 188.1 НК Украины, база налогообложения не может быть ниже цены приобретения товаров или в случае с товарами, которые были самостоятельно изготовлены, должна быть не ниже обычных цен.

В случае дарения товаров в результате рекламных акций или продажи таких товаров по сниженной цене (например, по 1 грн) цена продажи товара будет ниже необходимой базы налогообложения.

Чтобы корректно отобразить свои налоговые обязательства, предприятию необходимо составить две налоговые накладные: одну на фактическую цену поставки, а другую — на сумму превышения цены приобретения такого товара цены его поставки (пункт 15 Порядка заполнения налоговой накладной, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 31 декабря 2015 года № 1307).

Таким образом, в случае, если предприятие дарит подарки в результате рекламной акции, от цены, по которой предприятие купило товар, необходимо отнять 0 грн и в первой накладной показать цену 0 грн, а во второй — цену, по которой предприятие этот товар ранее приобрело. В случае продажи товара по 1 грн в первой накладной необходимо указать цену 1 грн, а во второй — цену, по которой предприятие приобрело товар ранее, минус 1 грн.

Вторая налоговая накладная (накладная на сумму превышения цены поставки цены приобретения) покупателю не передается, а в строках для указания данных покупателя указываются соответствующие данные предприятия, то есть накладная фактически выписывается на себя.

Следовательно, для большинства товаров общая сумма налоговых обязательств составит 20 % от цены их приобретения (обычной цены — в случае изготовления товара самостоятельно).

Как видим, дарение товаров в результате проведения рекламных акций считается поставкой и облагается налогом на добавленную стоимость. Предприятию необходимо составить две налоговые накладные: одну «для покупателя», где отобразить фактическую цену поставки (0 грн, 1 грн), вторую «на себя», где указать разницу между ценой приобретения товаров (обычной ценой, если товары не приобретались, а изготавливались самостоятельно) и фактической ценой поставки.

 

Налог на прибыль

Объектом обложения налогом на прибыль является финансовый результат, определенный в финансовой отчетности предприятия, откорректированный с учетом налоговых разниц, предусмотренных НК Украины.

Для рекламных акций какие-либо налоговые разницы не установлены.

Таким образом, для определения объекта обложения налогом на прибыль расходы на проведение рекламных акций будут учитываться исключительно по правилам бухгалтерского учета.

 

Налог на доходы физлиц

В налогооблагаемые доходы физических лиц включаются доходы в виде подарков (пункт 164.2.10 НК Украины), выигрышей и призов (пункт 164.2.8 НК Украины), а также стоимость бесплатно полученного имущества (работ/услуг), размер скидки на приобретение товаров (подпункт «е» пункта 164.2.17 НК Украины).

В соответствии с пунктом 165.1.39 НК Украины подарки (в отличие от выигрышей и призов), кроме денежных выплат ценой ниже 800 грн, налогом не облагаются.

Поэтому для оптимизации налогообложения в рекламных акциях, которые предполагают раздачу товаров ценой ниже 800 грн, мы рекомендуем указывать подарки, а не выигрыши. Для этого в условиях проведения акции необходимо вместо формулировки «участники акции могут выиграть приз…» прописать «участники акции могут получить в подарок…». Это позволит не облагать налогом передачу товаров стоимостью ниже 800 грн.

Для определения базы налогообложения товаров стоимостью свыше 800 грн сумму такого превышения необходимо умножить на 1,2195 (письмо Государственной фискальной службы (ГФС) от 24 февраля 2017 года № 2985/5/99-99-13-02-03-16).

Далее полученную сумму необходимо умножить на ставку налога — 18 %, в результате получим сумму налога, подлежащего уплате.

Например, если стоимость передаваемого товара составляет 2000 грн, то сумма налога на доходы физических лиц составит 263,41 грн и будет рассчитываться так: 2000,00 грн – 800,00 грн = 1200,00 грн; 1200,00 грн х 1,2195 = 1463,40 грн; 1346,34 грн х 18 % = 263,41 грн.

Военный сбор будет рассчитываться только из стоимости товара, без учета льготы и коэффициента.

Предоставляя физическому лицу подарки, предприятие выступает налоговым агентом при налогообложении таких доходов этого лица (пункт 14.1.47 НК Украины).

А налоговый агент, который предоставляет физическому лицу подарок/дополнительное благо, самостоятельно обязан удержать налог со стоимости такого подарка за счет физического лица (пункт 168.1.1 НК Украины). Налог необходимо уплатить в течение трех банковских дней со дня передачи подарка (пункт 168.1.3 НК Украины).

Кроме того, предприятие должно отобразить стоимость переданного подарка (предоставленной скидки) и сумму уплаченного налога в налоговом расчете 1ДФ. В этом расчете нужно указать регистрационные номера учетных карточек плательщиков налогов — физических лиц, кому были переданы подарки (пункт 3.1 приказа Министерства финансов Украины от 13 января 2015 года № 4, письмо ГФС от 26 апреля 2017 года № 9030/6/99-99-13-02-03-15).

Если во время проведения рекламной акции осуществляется распространение рекламного товара среди неопределенного круга физических лиц и получить их персональные данные невозможно, то стоимость такого товара не включается в доход этих физлиц и не является объектом обложения налогом на доходы физических лиц (раздел 103.23 Общедоступного информационно-справочного ресурса Информационно-справочного департамента ГФС, письмо ГУ ГФС г. Киева от 25 марта 2016 года № 7354/10/26-15-13-04-16).

Однако ни определение «рекламный товар», ни критерии «неопределенности» круга получателей подарков в нормативных актах не указаны. Поэтому, если вы приняли решение не облагать налогом распространенные в рекламной акции подарки, нужно быть готовым к спорам с фискальными органами.

Можно сделать вывод, что подарки стоимостью до 800 грн налогом на доходы физических лиц не облагаются. Для подарков выше этой стоимости база налогообложения рассчитывается с учетом специального коэффициента. Предприятие выступает налоговым агентом лиц, которым передает подарки, и обязано удержать сумму налога за их счет, в течение трех дней уплатить налог в бюджет и отобразить его в 1ДФ. При распространении рекламных материалов неограниченному количеству лиц предприятие может не начислять налог, однако такое решение является рисковым.

 

Документальное оформление

Для правильного учета расходов на проведение рекламных акций, начисления и уплаты всех налогов советуем подготовить такие документы: 1) приказ руководителя компании о проведении рекламной акции (в приказе стоит указать информацию о планируемой акции: цель и условия рекламной акции, дату и место ее проведения, вид и количество товара, который будет передан); 2) смету расходов предприятия на проведение рекламной акции; отчет о проведении акции с указанием ее результатов; материалы, подтверждающие передачу товаров, чеки (в случае продажи товара за 1 грн), другие первичные документы, фото- и видеоматериалы, пресс-релизы и др.

Правильный учет и уплата обязательных платежей позволит компании сохранить собственные ресурсы в виде денег, времени и здоровья менеджеров, а также хорошую репутацию.

 

БУЧКОВСКИЙ Арсен — юрист ЮФ ILF, г. Харьков


Комментарий

Первичные документы

Виталий ТЫМЧУК, адвокат АФ «Грамацкий и Партнеры»

НК Украины не предусмотрены какие-либо ограничения относительно расходов предприятия на проведение рекламных акций. Все затраты, понесенные предприятием, должны быть учтены по правилам бухгалтерского учета.

Тем не менее не следует забывать о требовании статьи 44 НК Украины, согласно которому для целей налогообложения налогоплательщики обязаны вести учет расходов, связанных с определением объектов налогообложения, на основании первичных документов.

Таким образом, отображая расходы на проведение рекламных акций, необходимо соблюдать требования, предусмотренные Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности на Украине» от 16 июля 1999 года, и составлять соответствующие первичные документы.

Минимально необходимыми первичными документами в этом случае являются положение о проведении рекламных акций, схема конкретного мероприятия, приказ руководителя о конкретном рекламном мероприятии, смета расходов на проведение мероприятия и план подготовки, накладные на отпуск ТМЦ, отчет о проведении рекламной акции.

 

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
Slider

Содержание

Правовидение

Акцент

Уверенный климат

Государство и юристы

Work в законе

Право на покупку или право выкупа?

Документы и аналитика

Комплексное следование

Блокировочное расстройство

В отказном порядке

Новости законотворчества

Судебная практика

Изменено формирование аукционного комитета по продаже нефти

КМУ предлагает уточнить закон о строительных нормах

Процедура реабилитации жертв репрессий изменится

Новости из зала суда

Самое важное

Суд не признал противоправным бездействие парламента в вопросе избрания судей

Приказ о дисциплинарном взыскании в отношении сотрудника ГНИ не предмет публичной информации — ВАСУ

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮК VB Partners защитила интересы девелопера в споре с банком

Interlegal добился получения полной оплаты по FOB-контракту

CMS консультирует ЕБРР относительно инвестиций в акционерный капитал компании Żabka

AVELLUM консультировала Kernel Holding S.A. относительно приобретения ведущего сельскохозяйственного холдинга

МПЦ EUCON отстоял в суде интересы международной нефтяной компании

Василий Кисиль получил международную премию Market Maker in Ukraine

ЮФ Asters выступает консультантом Международной финансовой корпорации по финансированию компании «Нибулон»

Отрасли практики

Поле грани

Частный пульс

Искусственный отбор

Попасть в план

Самое важное

Славосочетание

Культ публичности

Судебная практика

Косвенный залог

От года до трех

Трудовое или корпоративное?

Тема номера

Акционная цена

Форексировать события

Рекламные кляузы

Частная практика

Именем справедливости

Smart фон

Параллельное изменение

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: