С 30 апреля с.г. на все акционерные общества Украины, в том числе и те, которые не привели свою деятельность в соответствие с требованиями Закона Украины «Об акционерных обществах» (Закон), распространяется действие Закона. В частности, в соответствии с пунктом 4 статьи 25 данного Закона каждый акционер имеет право на получение информации о хозяйственной деятельности акционерного общества (АО).
В связи с тем, что с конца апреля 2011 года все акционерные общества на Украине будут действовать в своеобразном правовом «вакууме» (Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) не приняла соответствующих подзаконных нормативно-правовых актов во исполнение норм Закона), особую актуальность приобретает вопрос практической реализации норм Закона, регулирующих порядок и условия предоставления информации о деятельности АО.
Эта тема актуальна также потому, что Закон внес существенные изменения, прежде всего, относительно объема информации об АО, право на получение которой имеет акционер. Поэтому в данной статье я хотел бы высказать свои соображения о практических аспектах реализации акционерами своего права на получение информации о деятельности АО.
Как уже отмечалось выше, в условиях неурегулированности на подзаконном уровне порядка и условий практической реализации акционерами этого права следует применять по аналогии нормативные акты ГКЦБФР, принятые до момента принятия Закона. Это, в частности, Методические рекомендации относительно доступа акционеров и других заинтересованных лиц к информации об акционерном обществе, одобренные решением ГКЦБФР № 27 от 26 января 2005 года (Методические рекомендации), а также разъяснение ГКЦБФР № 5 от 29 октября 2002 года «О порядке применения пункта «г» статьи 10 Закона Украины «О хозяйственных обществах» (Разъяснение ГКЦБФР № 5). Также отдельные важные аспекты упомянутого вопроса очерчены в пунктах 36, 37 постановления Пленума Верховного Суда Украины «О практике рассмотрения судами корпоративных споров» № 13 от 24 октября 2008 года (Постановление ВСУ № 13).
В Законе Украины «О хозяйственных обществах» праву участников получать информацию о деятельности общества был посвящен лишь пункт «г» статьи 10, в соответствии с которой по требованию участника общество обязано предоставлять ему для ознакомления годовые балансы, отчеты общества о его деятельности, протоколы собраний.
В Законе упомянутому вопросу посвящены по крайней мере три статьи — 36, 77, 78.
Статья 36 Закона предусматривает, что акционеры имеют право ознакомиться с документами во время подготовки к общему собранию. В сообщении о проведении общего собрания указываются конкретно определенное место для ознакомления (номер комнаты, офиса и т.п.) и должностное лицо общества, ответственное за порядок ознакомления акционеров с документами.
Статья 77 Закона определяет перечень документов, право на получение которых имеют акционеры, а статья 78 — то, что акционер может реализовать свое право на получение информации об АО путем получения удостоверенных копий запрашиваемых документов (часть 2) или непосредственного ознакомления с этими документами в помещении АО (часть 3).
Что касается документов, с которыми акционеры имеют право ознакомиться во время подготовки к общему собранию, то статья 36 такого перечня не устанавливает. Здесь лишь указано, что в случае, если повестка дня общего собрания предусматривает голосование по вопросам, определенным статьей 68 Закона (а это вопросы о слиянии, присоединении, разделе, преобразовании, выделении, изменении типа АО, совершении обществом значительной сделки, изменении размера уставного капитала), то АО должно предоставить акционерам возможность ознакомиться с проектом договора о выкупе обществом акций в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 69 Закона.
Что касается других документов, то в Методических рекомендациях указано о том, что в этом перечне должны обязательно быть: годовой отчет общества о его деятельности; годовая бухгалтерская отчетность, в том числе баланс, отчет о прибыли (убытках); предложения наблюдательного совета относительно распределения прибыли общества, в том числе по выплате дивидендов (с обоснованием каждого такого предложения); вывод ревизионной комиссии общества; вывод аудитора (аудиторской фирмы) по результатам аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности общества; информация о кандидатурах в состав наблюдательного совета и ревизионной комиссии общества, о кандидатуре руководителя исполнительного органа общества; информация об аудиторе (аудиторской фирме) общества, в случае его изменения; информация о регистраторе общества (в случае его изменения).
В случае если в повестку дня общего собрания акционеров внесен вопрос о реорганизации общества, кроме предусмотренных законодательством, акционерам должны предоставляться следующие документы: обоснование причин реорганизации общества; годовые отчеты и годовая бухгалтерская отчетность всех предприятий, организаций, учреждений, принимающих участие в реорганизации общества, за 3 последних года.
В случае если в повестку дня общего собрания акционеров внесен вопрос о дополнительной эмиссии акций или выпуске облигаций предприятия, кроме документов, предусмотренных законодательством и вышеупомянутых, акционерам должна предоставляться объяснительная записка с обоснованием необходимости осуществления эмиссии и ее возможных последствиях.
Согласно Закону, конкретный перечень документов, с которыми могут ознакомиться акционеры во время подготовки к общему собранию, будет определяться наблюдательным советом АО.
В соответствии с частью 2 статьи 78 Закона на протяжении 10 рабочих дней со дня поступления письменного требования акционера корпоративный секретарь, а в случае его отсутствия — исполнительный орган АО, обязан предоставить этому акционеру удостоверенные подписью уполномоченного лица общества и печатью общества копии соответствующих документов, определенных частью 1 этой статьи. За предоставление копий документов общество может устанавливать плату, размер которой не должен превышать стоимости расходов на изготовление копий документов и расходов, связанных с пересылкой документов по почте.
Из содержания данной нормы усматривается, что если АО поступит письменное требование акционера о предоставлении удостоверенных копий документов, то АО имеет полное право не предоставлять таких копий документов до момента полной оплаты акционером стоимости изготовления таких копий и их пересылки по почте.
Поэтому в случае, когда АО поступает письменное требование акционера о предоставлении копий документов, оно, согласно Закону, должно прислать такому акционеру реквизиты счета, на которые следует перечислить оплату стоимости изготовления и пересылки по почте запрашиваемых акционером документов с указанием суммы платежа. Обязанность АО предоставить копии запрашиваемых акционером документов возникает с момента оплаты последним расходов на изготовление копий таких документов и их пересылку по почте.
В Законе не указано, но следует считать, что срок для предоставления АО запрашиваемых акционером документов (10 рабочих дней) продлевается на период времени, на протяжении которого акционером осуществлялась плата за изготовление копий таких документов и их пересылку по почте.
Учитывая Разъяснение ГКЦБФР № 5, в письменном требовании акционера должны быть указаны его фамилия, имя и отчество, интересующая его информация и адрес, по которому он желает получить ответ. Неуказание акционером вышеупомянутых данных исключает возможность удовлетворения АО такого письменного требования, что следует предусмотреть в Законе.
В соответствии с частью 3 статьи 78 Закона любой акционер, при условии уведомления исполнительного органа минимум за пять рабочих дней, имеет право на ознакомление с документами, предусмотренными частью 1 этой статьи, в помещении общества по его местонахождению в рабочее время. Согласно Разъяснению ГКЦБФР № 5, акционеры при ознакомлении с документами о деятельности общества имеют право делать выписки из предоставленных им для ознакомления документов, фотографировать их, записывать текст на магнитную пленку и т.п.
В абзаце 1 пункта 37 Постановления ВСУ № 13 установлено, что участник (акционер) общества может требовать предоставления информации о деятельности общества с даты, когда он получил статус участника (акционера). Согласно статье 5 Закона о Национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг на Украине, реализация корпоративных прав, вытекающих из акции (в том числе и права на получение информации о деятельности общества), возможна лишь после внесения соответствующих изменений в реестр владельцев именных ценных бумаг.
Из вышеупомянутого вытекает также то обстоятельство, что перед предоставлением акционеру определенной информации должен быть проверен факт владения им акциями общества на день подачи письменного требования. В Законе не указано, должно АО это делать за свой счет или акционер должен сам предъявлять доказательства владения корпоративными правами АО на день подачи такого требования.
Доказательствами владения корпоративными правами АО в соответствии с частью 4 статьи 5 Закона Украины «О Национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг на Украине» при документарной форме существования акций является сертификат, а при бездокументарной форме выпуска — выписка со счета в ценных бумагах, которую хранитель обязан предоставлять владельцу ценных бумаг.
Пункт 4.7 Методических рекомендаций возлагает именно на АО обязанность проверки факта владения корпоративными правами общества лицом, обратившимся с запросом.
Анализ внесенных изменений в Закон Украины «Об акционерных обществах» Законом от 3 февраля 2011 года (вступил в силу 2 марта 2011 года) в части установления срока в 10 рабочих дней для удовлетворения письменного требования акционера (часть 2 статьи 78 Закона), а не 10 календарных дней, как это было раньше, позволяет предположить, что, возможно, увеличение таких сроков направлено именно на предоставление АО возможности сформировать реестр владельцев ценных бумаг при документарной форме существования ценных бумаг и выписку со счета в ценных бумагах у хранителя при бездокументарной форме с целью проверки факта владения корпоративными правами АО лицом, обратившимся с запросом.
В любом случае, если возлагать обязанность проверки факта владения корпоративными правами общества лицом, обратившимся с запросом, на само общество, то целесообразно также при предоставлении акционеру копий запрашиваемых документов взимать с него не только стоимость расходов на изготовление копий документов и пересылку этих материалов по почте, а также стоимость расходов общества на проверку владения таким лицом корпоративными правами АО.
Как указано в пункте 36 Постановления ВСУ № 13, способом защиты права участника хозяйственного общества на получение информации о деятельности общества является побуждение в судебном порядке к выполнению обществом действий — предоставлению соответствующей информации.
Учитывая все вышеизложенное, АО целесообразно утвердить Положение о порядке предоставления обществом информации, в котором следует предусмотреть порядок решения всех проблемных вопросов, в том числе и очерченных мной в этой статье. Такое положение будет служить правовой основой для регулирования правоотношений с акционерами при предоставлении им информации об АО. Разработка и утверждение такого положения особенно актуальны при условии отсутствия подзаконных нормативно-правовых актов ГКЦБФР и ее разъяснений относительно практической реализации отдельных норм Закона Украины «Об акционерных обществах», а также отсутствия более или менее постоянной судебной практики по этим вопросам.
В Постановлении ВСУ № 13 также рекомендуется разработать внутреннее положение о порядке доступа к информации о деятельности общества. В частности, в пункте 37 Постановления ВСУ № 13 указано о том, что хозяйственным судам необходимо также учитывать процедуру предоставления участникам (акционерам) информации о деятельности общества, установленную хозяйственным обществом. В случае если обществом определен порядок доступа к информации о деятельности общества в соответствии с требованиями статей 33, 35 Закона Украины «Об информации» и разъяснений ГКЦБФР «О порядке применения пункта «г» статьи 10 Закона Украины «О хозяйственных обществах» № 5 от 29 октября 2002 года, акционер (участник) общества может реализовать свое право на получение информации в установленном порядке.
КОЛТОНЮК Юрий — адвокат, г. Луцк
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…