Круглый стол «Специализация юридического образования», организованный газетой «Юридическая практика» в рамках Дня юридической практики, собрал представителей различных юридических школ — как ведомственных вузов, так и юридических факультетов университетов, которые принято называть «классическими». Был затронут широкий перечень вопросов — от реформы высшего образования в целом до особенностей специализированной «ведомственной» подготовки юристов и усовершенствования соответствующих образовательных программ.
Сергей Козьяков, доцент Института международных отношений Киевского национального университета им. Т. Шевченко, выступил с докладом о текущем состоянии подготовки юристов на Украине. Будучи представителем государственного вуза, он положительно оценил наличие частных учебных заведений, готовящих юристов, — они создают хорошую конкурентную среду, а в отдельных случаях их выпускники более соответствуют требованиям рынка. Но при этом государственный заказ на подготовку юристов в частных вузах не размещается.
Среди проблем юридического образования он, в частности, отметил отсутствие количественных ограничений на подготовку юристов, что влияет на качество выпускников. Вторая проблема скрыта в содержательной части образования — украинские программы подготовки юристов уступают зарубежным. Отличия особенно заметны в планировании нагрузки студента. К примеру, в Венском университете за одну сессию сдаются экзамены не более чем по трем дисциплинам, причем студенты сами выбирают, какие предметы они будут слушать. Поэтому, к примеру, гражданское право можно изучать как на втором, так и на четвертом году обучения. В неделю читается не более двух лекций и двух семинаров, все остальное время студент обучается самостоятельно, причем теоретическая часть в работе (которую постоянно контролирует преподаватель) достаточно небольшая. Соответственно, срок обучения может значительно превышать привычные для нас 4—5 лет.
По наблюдениям докладчика, в преподавании юридических дисциплин на Украине наблюдается необоснованный консерватизм: отдельные дисциплины читаются в неизменном виде уже лет тридцать без учета изменившейся «внешней среды» и веяний мировой практики.
Также заслуживает внимания перегрузка учебных программ неюридическими дисциплинами — в отдельных случаях за пять лет студент трижды может прослушать курс «История Украины». По подсчетам ректора Академии адвокатуры Украины Татьяны Варфоломеевой, из четырех лет бакалаврата собственно право, юридические дисциплины, изучается не более двух лет, чего, безусловно, недостаточно, особенно с учетом появления новых отраслей права, которые зачастую даже не представлены в образовательных программах.
Еще одна проблема — студенты все реже работают самостоятельно (письменные работы, рефераты, курсовые, даже дипломы скачиваются из сети Интернет, а в худшем случае — покупаются).
Как результат Сергей Козьяков отмечает недостаточную практическую подготовленность юристов — выпускников украинских вузов (в том числе из-за отсутствия специализированных практических курсов).
О нюансах подготовки кадров в образовательных учреждениях МВД, методологическом обеспечении и направлениях реформирования рассказали профессоры Национальной академии внутренних дел (НАВД) Ольга Юрчук и Владимир Сотниченко. Г-жа Юрчук, в частности, обратила внимание на трансформацию системы образования от жесткого планирования до американской модели, при которой обеспечивается доступ к образованию, но не гарантируется трудоустройство по окончании вуза. При этом восприятие абитуриентов (и их родителей) трансформируется значительно медленней и определяющими факторами выбора вуза является престижность юридической профессии как таковой и диплома конкретного вуза, а не видение себя в профессии. И если в европейских и американских вузах студент четко осознает, зачем он пришел в учебное заведение, у украинских студентов отсутствует мотивация к обучению, а тем более самостоятельной подготовке (как это предусматривается в болонской системе). «Средняя школа не учит учиться», — говорит г-жа Юрчук. Изменение такой ситуации — одно из направлений трансформации образовательной системы.
Владимир Сотниченко остановился на дидактических аспектах образовательной системы. Активно и повсеместно ныне используемая модель «лекция — аудиторное занятие» сформировалась еще в XI—XII веках в Болонском университете. Преподаватель остается «бутылочным горлышком» между колоссальным объемом информации и студенческой аудиторией. В НАВД ныне проходит педагогический эксперимент, основанный на использовании «единого дидактического алгоритма», суть которого заключается в достижении трех стратегических целей — формирования профессионально ориентированного мышления, формирования алгоритма проектирования профессиональной деятельности, формирования алгоритма осуществления профессиональной деятельности. В НАВД планируют в 2015 году полностью перейти на такую модель.
Подробнее об эксперименте по подготовке кадров для органов внутренних дел рассказал первый заместитель начальника департамента кадрового обеспечения МВД Александр Гида. Он, в частности, отметил, что уже в этом году вводится система подготовки по формуле «курсант — военнослужащий — курсант», которая предусматривает обязательную службу (условно на втором курсе) в специальном подразделении внутренних войск МВД. Причем принято решение о том, что подавляющее большинство кадров будет готовиться по специальности «правоохранительная деятельность», а не «правоведение».
Вместе с тем МВД значительно, почти в три раза, сократило госзаказ на подготовку специалистов. Так, к примеру, в Национальной академии внутренних дел количество государственного заказа специалистов для органов внутренних дел (образовательно-квалификационный уровень бакалавр) сокращается в 2011 году на 35 %, до 775 человек. В Харьковском национальном университете внутренних дел — более чем вдвое, до 410 человек. Всего 195 курсантов смогут поступить в этом году в Луганский государственный университет внутренних дел (в 2010 году — 430). В будущем, по словам г-на Гиды, планируется и сокращение количества ведомственных вузов, по сути, оптимизация сети, ведь семь вузов обеспечивают 85 % госзаказа и содержание остальных пяти (на долю которых приходится 15 % госзаказа) экономически нецелесообразно. В то же время подготовка следователей выводится за рамки ведомственных вузов — соответствующие договоры о подготовке специалистов заключены с юридическими академиями в Харькове и Одессе.
Участники круглого стола также обсудили отдельные положения проектов новой редакции Закона Украины «О высшем образовании». По мнению Ольги Юрчук, предложенные проекты (как зарегистрированные в парламенте, так и разрабатываемые в Министерстве образования и науки, молодежи и спорта) не смогут существенно улучшить ситуацию, поскольку они не ориентированы на те инновации, которые ныне происходят в сфере высшего образования. Не способствует повышению качества юридического образования на Украине, по словам г-жи Юрчук, и отсутствие соответствующего государственного стандарта — почти 200 вузов готовят юристов по временному стандарту, который каждый вуз трактует по-своему.
Татьяна Варфоломеева видит опасность ситуации в украинском образовании еще и в том, что украинские вузы (обремененные устаревшим законодательством) не могут конкурировать с западными и качество украинского образования, к сожалению, плохое. Как результат — уходит украинская молодежь, привлеченная высоким качеством образования, более низкими ценами, возможностью трудоустройства за рубежом. Она убеждена, что Украине крайне необходим демократичный и современный закон «О высшем образовании», без искусственных ограничений для вузов. «Сфера образования — не для экспериментов», — говорит г-жа Варфоломеева.
Декан факультета правнычих наук Национального университета «Киево-Могилянская академия» Андрей Мелешевич, комментируя последнюю инициативу МОН относительно качественных критериев классификации вузов (по количеству научных специальностей, по которым специализированными учеными советами присуждаются научные степени доктора философии и доктора наук), отметил, что 12 ученых советов, наличие которых необходимо для «классического вуза», — это чрезвычайно много и очень небольшое количество украинских вузов соответствует этому критерию.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…