Аграрная сторона — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Юридическая практика №6 » Аграрная сторона

Аграрная сторона

Как только селяне и фермеры начнут работать на высоком уровне и получать доходы не ниже европейских, Украина возглавит аграрные позиции, убежден народный депутат Украины Аркадий Корнацкий

Политик, юрист и аграрный инвестор Аркадий Корнацкий в интервью «ЮП» рассказывает о проблемах, с которыми сталкивается современный украинский фермер, и о юридических путях их устранения. Он считает, что в парламенте не зарегистрировано ни одного законопроекта, направленного на реальную борьбу с рейдерством, и убежден, что в вопросе оборота земли сельскохозяйственного назначения копировать зарубежный опыт чревато последствиями. В Украине может быть только украинская модельВпрочем, читайте сами.

— Аркадий Алексеевич, довольно распространенным является стереотип, что современный украинский аграрий — это человек с лопатой, копающий в поле картошку. Согласны ли вы с таким определением? Какой он — современный украинский аграрий?

Современный украинский аграрий — это неоднородный образ, его общий портрет составить нельзя. Можно выделить различные категории. Это и высокотехнологичное предприятие агроолигарха. Это и фермеродиночка, который елееле тянет свое хозяйство в несколько гектаров. Это и нищий селянин, сельхозпроизводитель от природы. Да, это тоже современный украинский аграрий. Есть еще и категория аграрных инвесторов. Вот к ним я себя и отношу. Моя профессия — юрист, но так случилось, что я вынужден был инвестировать заработанные юридической профессией деньги в такую проблемную в 90-х годах, но близкую мне сферу, как сельское хозяйство. Это произошло в 1998 году по просьбе односельчан в моем родном селе Чаусово Второе Первомайского района Николаевской области. Мне хорошо известны проблемы, с которыми ежедневно сталкивается аграрный бизнес.

— И какие же это проблемы?

Это те же проблемы, с которыми сталкиваются абсолютно все слои трудового населения и предприниматели: бюрократия, коррупция, засилье чиновников, отсутствие правосудия, антинародная работа правоохранительных органов. Все эти проблемы встречаются и на пути каждого украинского агрария независимо от размера его производства. Естественно, за исключением олигархов — они являются частью правящей «элиты» и горя не знают. Всех остальных беспрестанно «кошмарят». К примеру, «Агрофирму Корнацких» можно считать средним предприятием, она обрабатывает около 16 тыс. га пашни. За все время нашего существования у нас практически не было спокойного дня. Мы еще не успели стать на ноги, как в 2000 году тогдашний глава государства дал указание всем органам власти и правоохранителям отобрать у Корнацких землю, а меня упрятать за решетку. Представляете, что значило такое указание главы государства, практически диктатора, и что за этим последовало?! Не успели отбиться от этого «гаранта», как стали «наезжать» другие такие же, вместе с бандитами, которых сейчас называют рейдерами. И так по сей день, даже притом что я — народный депутат Украины.

— О борьбе с рейдерством хотелось бы поговорить детальнее. В Верховной Раде Украины зарегистрирован законопроект № 8121, предусматривающий введение определенных антирейдерских мер. Поддерживаете ли вы эту инициативу?

Я на этот вопрос отвечу так: не могут воры и бандиты принять закон против воров и бандитов. Вся исполнительная власть — это квинтэссенция всего преступного, что есть в нашей стране. Не было и нет ни одного законопроекта, направленного на реальное противодействие рейдерству, на установление правопорядка. Все, что продуцирует Министерство юстиции Украины, как раз наоборот — улучшает условия для рейдерства. Вспомните только новшество трехчетырехлетней давности относительно возможности зарегистрировать в одном регионе Украины право собственности на недвижимость, которая находится в другом регионе. Или еще пример: в марте 2015 года я зарегистрировал законопроект о реальной децентрализации полномочий по распоряжению землями ( 2267). Он был кратким по содержанию и лишал органы тогдашнего Госземагентства полномочий по распоряжению землями, передавая эти полномочия местным советам. Но законопроект по указанию правительства «зарубили», он так и не был включен в парламентскую повестку дня, поскольку противоречил интересам земельной «мафии». Другой мой законопроект —  5535-1  «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» — тоже не хотят рассматривать, потому что он служит интересам селян и фермеров, а не чиновниковкоррупционеров.

Некоторое время я очень тщательно работал с земельными законопроектами. Первые семьвосемь месяцев возглавлял земельный подкомитет «аграрного» комитета Верховной Рады Украины. Ни один антиселянский или антифермерский законопроект не был допущен мной к рассмотрению на комитете. Как следствие, меня незаконно отстранили от занимаемой должности, а в земельноаграрном законотворчестве воцарился управляемый кавардак. 99 % законов в земельной сфере являются неконституционными. Не верите мне — посмотрите заключения Главного научноэкспертного управления аппарата Верховной Рады Украины по законопроектам: «не отвечает Конституции Украины», «не может быть рассмотренным», «подлежит возврату на доработку» — и так практически по каждому законопроекту. Но разве это когото останавливает? Нет!

— Вы сейчас говорите больше как политик. Давайте вернемся к юридическим механизмам, ведь ситуацию необходимо как-то решать. Какой, по вашему мнению, должна быть украинская модель оборота земель сельхозназначения? 

Все носятся со всяким «зарубежным опытом». Конечно, знать опыт других стран полезно. Но ломать то бесценное, что есть у нас, и пытаться копировать польское или немецкое — это преступление. В Украине должна быть только украинская модель оборота земель сельскохозяйственного назначения. И такую модель я представил в своем законопроекте  5535-1, который от основного законопроекта ( 5535), написанного той самой земельной мафией, отличается принципиально.

Большинство украинцев, в том числе украинских юристов, не осознают всей глубины навязанного им за годы независимости правового сюрреализма. Например, для них является аксиомой то, что вся земля в Украине якобы государственная, все привыкли оперировать понятием «государственная собственность на землю» — ведь так написано в Земельном кодексе (ЗК) Украины! Действительно, часть 1 статьи 84 ЗК Украины гласит, что в государственной собственности находятся все земли Украины, кроме земель коммунальной и частной собственности. И все почемуто при этом забывают, что нормативноправовыми актами высшей юридической силы — Декларацией о государственном суверенитете Украины от 16 июля 1990 года и Конституцией Украины 1996 года — закреплена народная собственность на землю! В статье 13 Конституции Украины написано, что от имени украинского народа право собственника реализуют органы государственной власти и органы местного самоуправления. Да, но в пределах, определенных Конституцией Украины! А в Конституции нигде не записано, что органы государственной власти вправе бесплатно передавать эту землю в собственность юридическим лицам, которые называются органами государственной власти!

Мой законопроект ( 5535-1) отражает реальное состояние земельных прав и защищает правообладателей от беспредела чиновников, сфера его действия распространяется на нераспаеванные и неприватизированные земли сельскохозяйственного назначения, то есть на все земли, которые до сих пор являются коллективной собственностью или используются на праве постоянного пользования.

Таких земель — несколько миллионов гектаров, и мой законопроект перекрывает коррупционерам возможности украсть эти земли у народа. Именно это они хотят сделать в первую очередь посредством своего законопроекта — украсть неприватизированные и нераспаеванные земли. А потом и частные селянские земли захватить!

Еще один уровень защиты земельных прав народа в моем законопроекте — усиление правового режима сельхозземель. Земля сельхозназначения должна «крутиться» только в среде сельхозпроизводителей, только они могут быть ее собственниками! Никакие банки, инвестиционные компании, любые другие несельскохозяйственные производители и жители городов не должны быть субъектом права собственности на эту землю. Только физлицаселяне, потому что они по своему статусу являются сельхозпроизводителями, плюс фермерские хозяйства и хозяйственные товарищества, для которых сельскохозяйственное производство является основным видом деятельности и не менее 51 % права собственности на которые принадлежит гражданам Украины. Такой подход обезопасит от скупки земли иностранцами.

А если украинский горожанин захочет иметь в собственности сельхозземлю — милости просим, становитесь сельхозпроизводителем!

Для защиты селян от обмана при отчуждении земли существенное значение имеет роль государства в этом процессе. Чиновники привыкли держать всех в ежовых рукавицах и ни за что не отвечать. Так не должно быть. Если ты, государство, берешь на себя функцию госрегистрации сделки по переходу права собственности на землю, то будь добр, проведи правовую экспертизу сделки, а в случае обмана селянина отвечай перед ним в полном объеме за ущерб, который ему нанесен. Это также предусмотрено моим законопроектом.

— Как вы оцениваете потенциал Украины как аграрного государства на международной арене?

Украина имеет потенциал стать мировым агролидером буквально за несколько лет. Но для этого нужно создать инвестиционные условия не хуже, чем в Китае. Необходимо возродить украинское село. Как только селяне и фермеры начнут работать на так называемом европейском уровне и получать доходы не ниже европейских коллег (я для этого подготовил концепцию Сельской политики и уже внедряю ее), наша страна возглавит не только аграрные позиции, но и экономические в целом.

Bсе это возможно только при условии очистки украинского политического поля от сорняка по имени «политическая элита».

Беседовала  Кристина ПОШЕЛЮЖНАЯ«Юридическая практика»

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA