Политик, юрист и аграрный инвестор Аркадий Корнацкий в интервью «ЮП» рассказывает о проблемах, с которыми сталкивается современный украинский фермер, и о юридических путях их устранения. Он считает, что в парламенте не зарегистрировано ни одного законопроекта, направленного на реальную борьбу с рейдерством, и убежден, что в вопросе оборота земли сельскохозяйственного назначения копировать зарубежный опыт чревато последствиями. В Украине может быть только украинская модель… Впрочем, читайте сами.
— Аркадий Алексеевич, довольно распространенным является стереотип, что современный украинский аграрий — это человек с лопатой, копающий в поле картошку. Согласны ли вы с таким определением? Какой он — современный украинский аграрий?
— Современный украинский аграрий — это неоднородный образ, его общий портрет составить нельзя. Можно выделить различные категории. Это и высокотехнологичное предприятие агроолигарха. Это и фермер–одиночка, который еле–еле тянет свое хозяйство в несколько гектаров. Это и нищий селянин, сельхозпроизводитель от природы. Да, это тоже современный украинский аграрий. Есть еще и категория аграрных инвесторов. Вот к ним я себя и отношу. Моя профессия — юрист, но так случилось, что я вынужден был инвестировать заработанные юридической профессией деньги в такую проблемную в 90-х годах, но близкую мне сферу, как сельское хозяйство. Это произошло в 1998 году по просьбе односельчан в моем родном селе Чаусово Второе Первомайского района Николаевской области. Мне хорошо известны проблемы, с которыми ежедневно сталкивается аграрный бизнес.
— И какие же это проблемы?
— Это те же проблемы, с которыми сталкиваются абсолютно все слои трудового населения и предприниматели: бюрократия, коррупция, засилье чиновников, отсутствие правосудия, антинародная работа правоохранительных органов. Все эти проблемы встречаются и на пути каждого украинского агрария независимо от размера его производства. Естественно, за исключением олигархов — они являются частью правящей «элиты» и горя не знают. Всех остальных беспрестанно «кошмарят». К примеру, «Агрофирму Корнацких» можно считать средним предприятием, она обрабатывает около 16 тыс. га пашни. За все время нашего существования у нас практически не было спокойного дня. Мы еще не успели стать на ноги, как в 2000 году тогдашний глава государства дал указание всем органам власти и правоохранителям отобрать у Корнацких землю, а меня упрятать за решетку. Представляете, что значило такое указание главы государства, практически диктатора, и что за этим последовало?! Не успели отбиться от этого «гаранта», как стали «наезжать» другие такие же, вместе с бандитами, которых сейчас называют рейдерами. И так по сей день, даже притом что я — народный депутат Украины.
— О борьбе с рейдерством хотелось бы поговорить детальнее. В Верховной Раде Украины зарегистрирован законопроект № 8121, предусматривающий введение определенных антирейдерских мер. Поддерживаете ли вы эту инициативу?
— Я на этот вопрос отвечу так: не могут воры и бандиты принять закон против воров и бандитов. Вся исполнительная власть — это квинтэссенция всего преступного, что есть в нашей стране. Не было и нет ни одного законопроекта, направленного на реальное противодействие рейдерству, на установление правопорядка. Все, что продуцирует Министерство юстиции Украины, как раз наоборот — улучшает условия для рейдерства. Вспомните только новшество трех–четырехлетней давности относительно возможности зарегистрировать в одном регионе Украины право собственности на недвижимость, которая находится в другом регионе. Или еще пример: в марте 2015 года я зарегистрировал законопроект о реальной децентрализации полномочий по распоряжению землями (№ 2267). Он был кратким по содержанию и лишал органы тогдашнего Госземагентства полномочий по распоряжению землями, передавая эти полномочия местным советам. Но законопроект по указанию правительства «зарубили», он так и не был включен в парламентскую повестку дня, поскольку противоречил интересам земельной «мафии». Другой мой законопроект — № 5535-1 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» — тоже не хотят рассматривать, потому что он служит интересам селян и фермеров, а не чиновников–коррупционеров.
Некоторое время я очень тщательно работал с земельными законопроектами. Первые семь–восемь месяцев возглавлял земельный подкомитет «аграрного» комитета Верховной Рады Украины. Ни один антиселянский или антифермерский законопроект не был допущен мной к рассмотрению на комитете. Как следствие, меня незаконно отстранили от занимаемой должности, а в земельно–аграрном законотворчестве воцарился управляемый кавардак. 99 % законов в земельной сфере являются неконституционными. Не верите мне — посмотрите заключения Главного научно–экспертного управления аппарата Верховной Рады Украины по законопроектам: «не отвечает Конституции Украины», «не может быть рассмотренным», «подлежит возврату на доработку» — и так практически по каждому законопроекту. Но разве это кого–то останавливает? Нет!
— Вы сейчас говорите больше как политик. Давайте вернемся к юридическим механизмам, ведь ситуацию необходимо как-то решать. Какой, по вашему мнению, должна быть украинская модель оборота земель сельхозназначения?
— Все носятся со всяким «зарубежным опытом». Конечно, знать опыт других стран полезно. Но ломать то бесценное, что есть у нас, и пытаться копировать польское или немецкое — это преступление. В Украине должна быть только украинская модель оборота земель сельскохозяйственного назначения. И такую модель я представил в своем законопроекте № 5535-1, который от основного законопроекта (№ 5535), написанного той самой земельной мафией, отличается принципиально.
Большинство украинцев, в том числе украинских юристов, не осознают всей глубины навязанного им за годы независимости правового сюрреализма. Например, для них является аксиомой то, что вся земля в Украине якобы государственная, все привыкли оперировать понятием «государственная собственность на землю» — ведь так написано в Земельном кодексе (ЗК) Украины! Действительно, часть 1 статьи 84 ЗК Украины гласит, что в государственной собственности находятся все земли Украины, кроме земель коммунальной и частной собственности. И все почему–то при этом забывают, что нормативно–правовыми актами высшей юридической силы — Декларацией о государственном суверенитете Украины от 16 июля 1990 года и Конституцией Украины 1996 года — закреплена народная собственность на землю! В статье 13 Конституции Украины написано, что от имени украинского народа право собственника реализуют органы государственной власти и органы местного самоуправления. Да, но в пределах, определенных Конституцией Украины! А в Конституции нигде не записано, что органы государственной власти вправе бесплатно передавать эту землю в собственность юридическим лицам, которые называются органами государственной власти!
Мой законопроект (№ 5535-1) отражает реальное состояние земельных прав и защищает правообладателей от беспредела чиновников, сфера его действия распространяется на нераспаеванные и неприватизированные земли сельскохозяйственного назначения, то есть на все земли, которые до сих пор являются коллективной собственностью или используются на праве постоянного пользования.
Таких земель — несколько миллионов гектаров, и мой законопроект перекрывает коррупционерам возможности украсть эти земли у народа. Именно это они хотят сделать в первую очередь посредством своего законопроекта — украсть неприватизированные и нераспаеванные земли. А потом и частные селянские земли захватить!
Еще один уровень защиты земельных прав народа в моем законопроекте — усиление правового режима сельхозземель. Земля сельхозназначения должна «крутиться» только в среде сельхозпроизводителей, только они могут быть ее собственниками! Никакие банки, инвестиционные компании, любые другие несельскохозяйственные производители и жители городов не должны быть субъектом права собственности на эту землю. Только физлица–селяне, потому что они по своему статусу являются сельхозпроизводителями, плюс фермерские хозяйства и хозяйственные товарищества, для которых сельскохозяйственное производство является основным видом деятельности и не менее 51 % права собственности на которые принадлежит гражданам Украины. Такой подход обезопасит от скупки земли иностранцами.
А если украинский горожанин захочет иметь в собственности сельхозземлю — милости просим, становитесь сельхозпроизводителем!
Для защиты селян от обмана при отчуждении земли существенное значение имеет роль государства в этом процессе. Чиновники привыкли держать всех в ежовых рукавицах и ни за что не отвечать. Так не должно быть. Если ты, государство, берешь на себя функцию госрегистрации сделки по переходу права собственности на землю, то будь добр, проведи правовую экспертизу сделки, а в случае обмана селянина отвечай перед ним в полном объеме за ущерб, который ему нанесен. Это также предусмотрено моим законопроектом.
— Как вы оцениваете потенциал Украины как аграрного государства на международной арене?
— Украина имеет потенциал стать мировым агролидером буквально за несколько лет. Но для этого нужно создать инвестиционные условия не хуже, чем в Китае. Необходимо возродить украинское село. Как только селяне и фермеры начнут работать на так называемом европейском уровне и получать доходы не ниже европейских коллег (я для этого подготовил концепцию Сельской политики и уже внедряю ее), наша страна возглавит не только аграрные позиции, но и экономические в целом.
Bсе это возможно только при условии очистки украинского политического поля от сорняка по имени «политическая элита».
Беседовала Кристина ПОШЕЛЮЖНАЯ, «Юридическая практика»
© Юридична практика, 1997-2023. Всі права захищені
Пожалуйста, подождите…