Законодательство меняется — жизнь продолжается, и в этой связи нередко приходится разрешать ситуации, связанные с изменением правового регулирования уже возникших правоотношений. В данном случае речь идет о получении свидетельств о праве на занятие адвокатской деятельностью лицами, обратившимися в региональные квалификационно-дисциплинарные комиссии адвокатуры (КДКА) до вступления в силу Закона Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» (Закон) или уже после, но до начала работы органов адвокатского самоуправления, утверждения Советом адвокатов Украины новых форм свидетельства о праве на занятие адвокатской деятельностью, порядка допуска к сдаче квалификационного экзамена, программы экзамена и вступления в силу норм об обязательном прохождении стажировки будущими адвокатами. То есть до 15 августа 2012 года, 17 ноября 2012 года, 17 декабря 2012 года, 16 февраля 2013 года соответственно.
Напомним, что, согласно пункту 4 Переходных положений Закона, рассмотрение заявлений о выдаче свидетельства о праве на занятие адвокатской деятельностью, поданных в установленном порядке до вступления в силу настоящего Закона, осуществляется в порядке, действовавшем до вступления его в силу.
Этот же пункт устанавливает, что до утверждения Советом адвокатов Украины порядка допуска к сдаче квалификационного экзамена и перечня документов, прилагаемых к заявлению о допуске к сдаче такого экзамена, установления платы за его сдачу и определения порядка ее внесения указанные заявления рассматриваются по правилам, действовавшим для рассмотрения заявлений о выдаче свидетельства о праве на занятие адвокатской деятельностью до вступления в силу этого Закона. Также до утверждения Советом адвокатов Украины новых образцов свидетельства о праве на занятие адвокатской деятельностью и удостоверения адвоката Украины такие документы выдаются по форме, установленной до вступления в силу этого Закона.
Эти положения Совет адвокатов Украины разъяснил следующим образом. Действительно, порядок сдачи экзаменов и выдачи свидетельств для лиц, обратившихся в «переходный» период, должен быть таким, который действовал на момент подачи заявления о допуске к сдаче квалификационного экзамена. Однако наличие определенного порядка, то есть процедур по допуску лица к экзамену, определения территориальной юрисдикции КДКА по этому вопросу, определения оснований для невозможности получения такого свидетельства, сроки подготовки, порядок проведения непосредственно экзамена никак не влияют на полномочия уже новых органов адвокатского самоуправления. Иными словами, никаких проблем в том, чтобы новые КДКА принимали экзамены по старым порядкам, нет, равно как и чтобы на основании действующего ранее законодательства именно региональные советы адвокатов выдавали свидетельства адвокатам.
Совет адвокатов Украины дополнительно пояснил, что региональным КДКА в таких случаях уместно выдавать лицам, сдавшим экзамены, не только свидетельство о сдаче квалификационного экзамена, но и справку для регионального совета адвокатов о том, что соответствующее лицо подало заявление о желании сдать квалификационные экзамены и получить право на занятие адвокатской деятельностью в период, когда прохождение стажировки не было предусмотрено, поэтому оно имеет право на получение свидетельства без прохождения стажировки. Одновременно советам адвокатов регионов разъяснили, что такие справки вместе с другими документами должны быть достаточными документами для выдачи свидетельств.
Кроме того, Совет адвокатов Украины подчеркнул, что заявители и КДКА вправе руководствоваться теми нормативными положениями, которые действовали на момент каждого конкретного действия. То есть если лицо подавало заявление до установления размера платы за сдачу квалификационного экзамена и оплатило сбор на организационно-техническое обеспечение КДКА, то такой платеж принимается, а разница не возмещается. Но если такое лицо осуществляет оплату не в момент подачи заявления, а накануне экзаменов, оно должно вносить на счет КДКА плату за сдачу квалификационного экзамена в новом размере.
Аналогично нужно действовать и в случаях, когда заявители сдали, например, письменный экзамен, но не сдали устный (не успели). И таких лиц прогнозируемо несколько сотен.
При этом необходимо учитывать ряд факторов. 17 декабря 2012 года Совет адвокатов Украины утвердил новую форму свидетельства о праве на занятие адвокатской деятельностью и определил размер платы за сдачу квалификационного экзамена в максимально допустимом законом размере — три минимальные заработные платы на момент платежа. 16 февраля 2013 года утвержден Порядок допуска к сдаче квалификационных экзаменов. Последний, впрочем, на лиц, допущенных к сдаче квалифика ционного экзамена ранее, не распространяется в части документов, поданных вместе с заявлением, однако может быть применен в части методики оценивания экзамена и его проведения. А вот что касается программы собственно экзамена, то КДКА следует руководствоваться решением Совета адвокатов Украины от 17 декабря 2012 года, в соответствии с которым до разработки и утверждения новой программы сдачи квалификационного экзамена нужно пользоваться программой, утвержденной ранее еще Высшей квалификационной комиссией адвокатуры при Кабинете Министров Украины, но с учетом актуальных сегодня нормативно-правовых актов.
При этом в Совете адвокатов Украины отмечают, что принимать квалификационные экзамены и выдавать свидетельства сегодня могут исключительно те региональные КДКА и советы адвокатов, которые перерегистрировались и зарегистрировались на основании новых положений, утвержденных Советом адвокатов Украины, и начали работу в составе, сформированном по новому, действующему ныне, законодательству.
В этом контексте актуален и другой вопрос: что делать с лицами, которые и после формирования новых органов адвокатского самоуправления получают свидетельства о праве на занятие адвокатской деятельностью старого образца, выданные региональными КДКА?
Поводом для рассмотрения этого вопроса на заседании Совета адвокатов Украины 16 февраля 2013 года стали случаи обращения в региональные советы адвокатов, а впоследствии и в Совет адвокатов Украины лиц, получивших такие свидетельства, с заявлениями о включении в реестр адвокатов соответствующего региона и Единый реестр адвокатов Украины. Помимо того, что выданы были эти свидетельства региональными КДКА в то время, когда полномочия по выдаче таких свидетельств уже были переданы советам адвокатов регионов в соответствии с Законом, они выдавались КДКА старого состава или нового, но не прошедшего перерегистрацию.
Совет адвокатов Украины отметил, что с образованием советов адвокатов регионов соответствующие региональные КДКА не обладают полномочиями по выдаче свидетельств о праве на занятие адвокатской деятельностью. Положения Закона Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» в полном объеме в этой части вступили в силу именно с проведением учредительного съезда адвокатов Украины и первых заседаний Совета адвокатов Украины, когда была создана Национальная ассоциация адвокатов Украины, сформирован Совет адвокатов Украины, а также утверждено положение о региональных советах адвокатов и КДКА. Кроме того, 17 декабря 2012 года была утверждена новая форма свидетельства.
Исходя из этого, Совет адвокатов Украины разъяснил, что независимо от причин, по которым лица получали свидетельства о праве на занятие адвокатской деятельностью от региональных КДКА после 17 ноября 2012 года, такие свидетельства нельзя считать действительными, они не дают права на осуществление адвокатской деятельности и включение в Единый реестр адвокатов Украины. Кроме того, у региональных советов адвокатов нет правовых оснований для удовлетворения заявлений таких лиц, а самим заявителям следует разъяснить, что действует новый Закон, выдачей свидетельств занимаются другие органы, а полученные такими лицами свидетельства представляют собой документы неустановленного образца, не дающие права на занятие адвокатской деятельностью и не позволяющие таким лицам быть включенными в Единый реестр адвокатов Украины.
Кроме того, было установлено, что некоторые свидетельства выдавались руководителями КДКА без полномочий, поэтому есть определенные подозрения в законности действий как председателей КДКА, так и самих лиц, которые таким образом получали свидетельства. Поэтому было решено провести проверку деятельности КДКА, которые выдавали адвокатские свидетельства без должных полномочий.
Таким образом, нельзя исключать продолжения этой ситуации в судебных спорах с лицами, которые выдавали такие свидетельства, очевидно, не без взимания некой платы.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…