Правовой блок реформ является одним из приоритетных для нынешней власти и включает в себя целый ряд изменений относительно адвокатской деятельности, начиная с законопроекта «О внесении изменений в Конституцию Украины» (относительно отмены адвокатской монополии) рег. № 1013, который недавно получил одобрение Конституционного Суда Украины (КСУ). Также постоянно идет речь о поправках к Закону Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» (Закон). Накануне седьмой годовщины со дня создания Национальной ассоциации адвокатов Украины (НААУ) мы поговорили об актуальных для профессии вызовах с председателем НААУ Лидией Изовитовой.
— Лидия Павловна, семь лет назад вступил в силу новый профильный закон об адвокатуре, которым, в частности, было предусмотрено создание НААУ и объединение адвокатов в единое профессиональное сообщество. По вашему мнению, это пошло на пользу профессии?
— Мы всегда подчеркиваем, что этот Закон европейский — он принимался в пакете законопроектов, которые были условием для подписания Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. Сам Закон базируется на совместных выводах Венецианской комиссии и Дирекции по вопросам правосудия и человеческого достоинства в составе Генеральной дирекции по правам человека и верховенства права Совета Европы 2011 года, которыми подтверждено, что Закон создает надлежащую основу для регулирования профессии адвоката.
17 ноября 2012 года создана единая профессиональная ассоциация адвокатов — НААУ. И это было одним из обязательств Украины при вступлении в Совет Европы, взятых еще в 1995 году. Также на необходимость создания профессиональной ассоциации адвокатов Украины неоднократно указывалось в резолюциях ПАСЕ и рекомендациях экспертов совместной программы Европейского Союза и Совета Европы «Прозрачность и эффективность судебной системы Украины». Эти стандарты организации адвокатуры и широко применяются в европейских странах. Они же являются важной гарантией независимости и самоуправляемости профессии. Единое членство позволяет обеспечивать высокий профессиональный уровень посредством унифицированных правил повышения квалификации и стажировки, равных возможностей в пользовании сервисами Единого реестра адвокатов Украины (ЕРАУ), документов единого образца. В политической и публичной плоскостях статус единой организации означает возможность говорить единым голосом профессии. Это важно в ситуациях, связанных с попытками ограничить права адвокатуры путем законодательных изменений либо вопиющими нарушениями прав адвокатов, угрозой их жизни и безопасности.
— Кажется, что введение адвокатской монополии в 2016 году после создания НААУ стало вполне закономерным шагом на пути понимания государством важности независимой профессиональной адвокатуры в демократическом обществе. Сегодня ввиду законопроекта № 1013 об отмене адвокатской монополии есть риски для адвокатского самоуправления?
— Так называемая адвокатская монополия не связана напрямую со статусом или полномочиями органов адвокатского самоуправления.
В 2016 году, когда вносились изменения в Конституцию Украины в части правосудия, НААУ предоставляла КСУ заключение в поддержку исключительного права на представительство адвокатов в судах. КСУ тогда одобрил эти изменения, как расширяющие возможности представительства в суде. Всего через три года, 31 октября 2019-го, КСУ положительно оценил диаметрально противоположные изменения Основного Закона и тоже указал, что законопроект № 1013 расширяет возможности представительства в суде. На это абсолютно справедливо обращает внимание судья КСУ Николай Мельник в особом мнении к выводу Конституционного Суда Украины о законопроекте № 1013: он считает, что суду надо привести более веские аргументы, что отмена адвокатской монополии не ограничивает прав человека, если суд не видел таких ограничений с ее введением. Коллизия представительства государственных органов и органов местного самоуправления возникла из-за того, что чиновники не могут быть адвокатами — это вопросы этики и гарантий независимости адвокатской деятельности. Второй аспект этой дискуссии касался вопросов бюджетного финансирования и правил закупки адвокатских услуг. Сложно согласиться с тем, что удачным решением этой проблемы является полная отмена в Конституции исключительного права адвокатов на представительство в судах. Достаточно отрегулировать это на уровне кодексов, расширив самопредставительство госорганов и органов местного самоуправления. Такая законодательная инициатива уже зарегистрирована в парламенте.
Я не могу оценивать заключение КСУ, но я бы хотела призвать народных депутатов к диалогу с адвокатурой относительно целесообразности его принятия.
— Вероятно, вскоре может появиться проект нового закона об адвокатуре или изменений в него. Как вы оцениваете перспективы и готова ли НААУ вовлекаться в процесс его подготовки?
— Законодательные инициативы, касающиеся адвокатуры, стали появляться практически с первых дней работы этого созыва парламента. Это и уже упомянутый законопроект «Об отмене адвокатской монополии», и законопроект № 2303 об изменениях в действующий закон об адвокатуре, и законопроект № 2261 о самопредставительстве юридических лиц и органов власти. Принят и подписан законопроект № 1008, который фактически лишает съезд адвокатов квоты в ВККС и открывает возможность увольнять представителей адвокатуры в ВСП без решения съезда. Не исключено, что будут и другие.
Мы не смотрим на законодательство как на константу: внесение изменений — это естественный процесс. Однако правкам, касающимся адвокатуры, должны предшествовать консультации с профессиональной организацией адвокатуры. Это международный стандарт, на который неоднократно указывали Совет правовых и адвокатских сообществ Европы (ССВЕ) и Международная ассоциация юристов (ІВА) в интервенционных письмах прежнему руководству Украины. Такие письма были вызваны отстранением адвокатуры от работы над новой редакцией профильного закона, известного как законопроект № 9055. Мы также хотим, чтобы наше законодательство улучшалось, но исключительно в парадигме защиты права граждан на профессиональную юридическую защиту. Например, одним из первых в новом парламенте был проект изменений к профильному Закону относительно усовершенствования норм действующего законодательства об адвокатуре и адвокатской деятельности (рег. № 1137). Документ отозван и снят с повестки дня после консультаций автора с профессиональным сообществом в лице НААУ.
Мы неизменно придерживаемся позиции, что расширение гарантий адвокатской деятельности, объема полномочий и прав адвокатов — это та законодательная работа, которая никогда не достигнет пределов совершенства. Это постоянный двигатель изменений профильного законодательства. Фактически каждый съезд адвокатов принимал решение о поддержке тех или иных законопроектов, касающихся прав и гарантий адвокатской деятельности, и мы будем рады, если наши инициативы поддержит законодатель, независимо от субъекта их внесения.
— В течение пяти лет нередко приходилось наблюдать противостояние между советами адвокатов регионов (САР) и Советом адвокатов Украины (САУ). Как сегодня разделяются полномочия между САР и САУ?
— Модель адвокатского самоуправления в профильном Законе весьма сбалансирована. Недопонимания случались на этапе становления самоуправления, но этот путь локальных конфликтов давно пройден.
О стабильности работы системы свидетельствует то, что после первой пятилетней каденции состоялись ротации в составе этих органов как на региональном, так и на национальном уровне.
Попытки создать конфликты по линии «центр — регионы» предпринимались неоднократно. Были стремления «федерализировать» модель самоуправления, и с этой целью распространялись экспертные мнения о «вторичности» или зависимости регионов от центра, и игнорировались аргументы относительно финансовой самодостаточности регионов, широкого круга полномочий региона. Именно совет адвокатов региона вносит сведения в ЕРАУ, именно региональные органы осуществляют дисциплинарные производства в отношении адвокатов. Правовая структура региональных органов и их функций построена таким образом, что адвокат имеет непосредственную связь с региональным органом адвокатского самоуправления. Количество решаемых советами адвокатов вопросов об адвокатской деятельности, защите адвокатов, повышении квалификации свидетельствует о растущем доверии адвокатов к этим органам и их эффективности в том правовом поле, которое предоставляет действующий Закон.
— Что сегодня является главным вызовом для украинской адвокатуры: отмена монополии, законодательные изменения, уважение со стороны правоохранителей и судов или развитие адвокатуры изнутри?
— Все из перечисленного можно отнести к вызовам независимости адвокатуры. Риск создает перспектива отмены «монополии» на представительство в суде, хотя в действительности ее не существует ни в законодательстве, ни в Конституции Украины. Чтобы в этом убедиться, достаточно внимательно прочитать статью 1312 Основного Закона. Нарушение процессуальных прав адвокатов, ограничение гарантий независимости адвокатуры посредством законодательных правок являются постоянным вызовом, потому НААУ готова к активному участию в рабочих группах по подготовке подобных законопроектов. НААУ была и остается приверженцем европейских стандартов организации адвокатуры. Через семь лет деятельности мы уже не только перенимаем опыт европейских ассоциаций адвокатов, но и можем сами презентовать инновационные инструменты и технологические решения по организации работы самоуправления, делиться своими практиками.
— Все больше молодых адвокатов вовлекаются в работу НААУ — мероприятия молодежного комитета NextGen становятся культовыми. Это ваша стратегия — развивать будущие поколения?
— Политика НААУ относительно молодого поколения адвокатов не ограничивается одним комитетом NextGen. Комитет больше нацелен на работу в формате «молодые адвокаты — для молодых адвокатов». Он формирует и консолидирует профессиональное молодое сообщество.
Естественно, что НААУ определяет одним из приоритетов не только профессиональное развитие молодых адвокатов, но и развитие лидерства среди молодежи, вовлечение их в адвокатское самоуправление. Это новое поколение людей, которые не были адвокатами во времена, когда адвокатурой управляло Министерство юстиции Украины и адвокаты боролись за свою независимость. Молодые адвокаты многие вещи принимают как данность, поэтому важно, чтобы они осознали важность самоуправления и независимости адвокатуры, разделяли миссию и ценности единой профессиональной организации, свое право в будущем избираться в органы самоуправления, нести ответственность за принятые решения и усиливать институт адвокатуры.
Беседовала Ирина ГОНЧАР, «Юридическая практика»
© Юридична практика, 1997-2023. Всі права захищені
Пожалуйста, подождите…