Админуслужливость — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №8 (635) » Админуслужливость

Админуслужливость

На рассмотрение Верховного Сове­та Украины внесен законопроект (рег. № 6020), который, по мнению субъекта законодательной инициативы — Кабинета Министров Украины, должен существенно упростить получение различных разрешительных документов и других услуг, предоставляемых госорганами, и создать правовую основу для реформирования системы предоставления административных услуг.

Что считать админуслугой?

Первый и основной вопрос — определение административных услуг и их классификация. Интересно, что определение (в общих чертах) «административной услуги» вынесено в преамбулу законопроекта — «принятие на основании закона по обращению конкретного физического или юридического лица административного акта, направленного на реализацию и защиту его прав и законных интересов и/или на исполнение лицом определенных законом обязанностей». В дальнейшем конкретизируется, что речь идет о выдаче лицензий, разрешений и других документов разрешительного характера: на деятельность определенного вида, на отдельные работы и услуги, на определенные объекты (земельный участок, сооружение, здание, помещение, оборудование, оборудование и механизмы, которые вводятся в эксплуатацию или проектируются, и др.) и операции с ними; о регистрации: фактов, субъектов, прав, объектов (в том числе о легализации субъектов и актов (документов), о нострификации и верификации); об аккредитации, аттестации и сертификации, а также о других видах деятельности (независимо от названия), в результате осуществления которых заинтересованным физическим и юридическим лицам, а также объектам, которые находятся в их собственности, владении или пользовании, предоставляется или подтверждается определенный юридический статус. Представляется, что данный перечень недостаточно конкретизирован, и под определение госуслуги может попасть любая деятельность госоргана, который в такой трактовке превращается в «бюро по оказанию услуг».

Госполитика

Идеология анализируемого законопроекта направлена на максимальное упрощение порядка получения госуслуги. В частности, декларируется намерение свести к рациональному минимуму количество документов и процедурных действий, которые требуются для предоставления ­административных услуг, и внедрить новые организационные формы предоставления административных услуг (универсамы услуг, единые офисы и т.п.), более удобные для физических и юридических лиц.

Предлагается установить, что административные органы должны предоставлять административные услуги в кратчайшие сроки и при минимальном количестве посещений. Срок предоставления административных услуг, для которых не требуется проведение проверок и истребование дополнительных документов или информации, не должен превышать пяти рабочих дней. Срок предоставления других административных услуг не должен превышать тридцати дней (с возможностью обоснованного продления еще на пятнадцать дней) со дня принятия административным органом заявления и иных предусмотренных законом документов.

Отдельная статья законопроекта посвящена регулированию деятельности центров предоставления административных услуг, под которыми понимается такая организационная форма предоставления административных услуг, при которой в одном помещении можно получить максимально возможное их количество, независимо от того, какой административный орган их предоставляет. Предполагается, что по получении центром предоставления админуслуг всех необходимых документов, а также в предусмотренных законом случаях — оплаты административной услуги, процедуры, связанные с предоставлением админуслуги, проводятся без участия физического или юридического лица путем взаимодействия между представителями различных административных органов или между структурными подразделениями одного административного органа. Отметим, что ныне подобная схема, к примеру, внедрена при выдаче паспортов для выезда за границу. Кроме того, в отдельных регионах при оказании комплекса админуслуг (например, связанных с регистрацией предприятия) действуют специализированные сервисы по типу «единого окна». Но это, скорее, исключение из правил.

Законопроектом предусматривается создание центров (универсамов) услуг на уровне административных единиц — городов или районов, по решению городского совета (городской универсам услуг) или распоряжения председателя районной государственной администрации (районный универсам услуг). В работе универсама предлагается обязать принимать участие органы исполнительной власти и местного самоуправления, которые предоставляют административные услуги на соответствующем территориальном уровне, путем направления своих работников на выделенные им рабочие места и/или проработки полученных через такой универсам услуг документов.

Немаловажным является наличие в законопроекте нормы, согласно которой время работы центра предоставления административных услуг должно составлять не менее пяти дней в неделю и девяти часов в день.

Вопросы финансов

В полном соответствии со сложившейся практикой административные услуги предложено разделять на платные и бесплатные. При этом законом гарантируется бесплатность только услуг, связанных с социальным обеспечением граждан. Но получить консультацию относительно гос­услуги, а также необходимые бланки, бесплатно сможет каждый.

Прямо предусматривается финансирование админуслуг за счет госбюджета, при этом вся плата за такие услуги должна поступать на счета соответствующего госоргана в Госказначействе и в дальнейшем направляться на обеспечение процедур предоставления административных услуг (если иное не предусмотрено в законе).

Предложенный законопроект можно расценивать как первый шаг по упорядочиванию системы госуслуг на Украине. Сам факт его принятия ничего существенно не изменит — деятельность админорганов должна быть урегулирована Административно-процедурным кодексом, который не принят. Особенности предоставления отдельных видов административных услуг должны устанавливаться законами (опять-таки, необходимо разрабатывать и принимать эти законы), стоимость админуслуг также должна устанавливаться законом. В то же время данные полномочия делегируются КМУ, который, предположим, будет активно ими пользоваться, особенно ввиду отсутствия необходимых законов. Кроме того, неурегулированным остается порядок предоставления услуг на основании гражданско-правовых соглашений, которыми зачастую подменяются собственно админуслуги. Не секрет, что обратившись в специализированную фирму (созданную при госоргане либо просто «близкую» к нему), за дополнительную плату можно получить те же услуги, но значительно быстрее и комфортней.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Авторитеты

Самые авторитетные юристы-мужчины

Актуальный документ

Признание гражданина без вести пропавшим

Государственная практика

В 67 — фору даст он всем

Хрупкий кворум

Деловая практика

Лицензия по умолчанию

Законодательная практика

Админуслужливость

Моя юридическая практика

Шагает в ногу со временем

Подходит каждому юристу

Неделя права

Профилактика неисполнения

Заседание без Фемиды

Цензы для Генерального прокурора

Госзакупки под контролем АМКУ

Борьба с безграмотностью

Новости делового мира

Условия рефинансирования

Требования к временным администраторам

О вознаграждении компании по управлению активами

Новости законотворчества

Парламент усовершенствует статус нотариальной тайны

Соцвыплаты передали в общие суды

Парламент поддержал право свидетеля на адвоката

Новости из зала суда

Горсовет г. Украинка добился отмены решения третейского суда

«Павленко и Побережнюк» отстояли интересы банка

Использование «Визир» признано незаконным

Новости из-за рубежа

Адвокатская монополия

В российском Минюсте будут мониторить правоприменение и судебную практику

В России будут созданы специализированные финансовые суды

Новости профессии

Состоялось заседание ВККА

Президент увеличил количественный состав судей

Парламент не избрал бессрочно судью Апелляционного суда г. Киева Анжелу Стрижевскую

Изменен состав Высшей аттестационной комиссии

Минюст наградил Юрия Бошицкого

Новости юридических фирм

Елена Перепелинская — участник ежегодной международной конференции «Венские арбитражные дни»

European Legal Experts рекомендует шесть юристов Magisters

В ЮФ «Спенсер и Кауфманн» новые советники

Под куполом

Выборы переносятся…

Позиция

Голос из преисподней

Реестр событий

Судебное дежавю

Не обезглавь

Служебная лестница

Назначения

Слушается в суде

Судебная палата по хозяйственным делам Верховного Суда Украины рассмотрит следующие дела

Судебная практика

«Тернистый» путь к миру

Судебные дела недели

НАК «Нафтогаз Украины» отстояла свои интересы

ЗАО «Производственно-торговая фирма «Радосинь» проиграло дело

Судебные решения

О нюансах расчетов векселями по договорам

Тема номера

Юридическая практика на Украине: настало время взрослеть

Партнер должен соответствовать...

Частная практика

Юрист = пользователь ПК?

Юридический форум

Дети «под заказ»

Інші новини

PRAVO.UA