На рассмотрение Верховного Совета Украины внесен законопроект (рег. № 6020), который, по мнению субъекта законодательной инициативы — Кабинета Министров Украины, должен существенно упростить получение различных разрешительных документов и других услуг, предоставляемых госорганами, и создать правовую основу для реформирования системы предоставления административных услуг.
Первый и основной вопрос — определение административных услуг и их классификация. Интересно, что определение (в общих чертах) «административной услуги» вынесено в преамбулу законопроекта — «принятие на основании закона по обращению конкретного физического или юридического лица административного акта, направленного на реализацию и защиту его прав и законных интересов и/или на исполнение лицом определенных законом обязанностей». В дальнейшем конкретизируется, что речь идет о выдаче лицензий, разрешений и других документов разрешительного характера: на деятельность определенного вида, на отдельные работы и услуги, на определенные объекты (земельный участок, сооружение, здание, помещение, оборудование, оборудование и механизмы, которые вводятся в эксплуатацию или проектируются, и др.) и операции с ними; о регистрации: фактов, субъектов, прав, объектов (в том числе о легализации субъектов и актов (документов), о нострификации и верификации); об аккредитации, аттестации и сертификации, а также о других видах деятельности (независимо от названия), в результате осуществления которых заинтересованным физическим и юридическим лицам, а также объектам, которые находятся в их собственности, владении или пользовании, предоставляется или подтверждается определенный юридический статус. Представляется, что данный перечень недостаточно конкретизирован, и под определение госуслуги может попасть любая деятельность госоргана, который в такой трактовке превращается в «бюро по оказанию услуг».
Идеология анализируемого законопроекта направлена на максимальное упрощение порядка получения госуслуги. В частности, декларируется намерение свести к рациональному минимуму количество документов и процедурных действий, которые требуются для предоставления административных услуг, и внедрить новые организационные формы предоставления административных услуг (универсамы услуг, единые офисы и т.п.), более удобные для физических и юридических лиц.
Предлагается установить, что административные органы должны предоставлять административные услуги в кратчайшие сроки и при минимальном количестве посещений. Срок предоставления административных услуг, для которых не требуется проведение проверок и истребование дополнительных документов или информации, не должен превышать пяти рабочих дней. Срок предоставления других административных услуг не должен превышать тридцати дней (с возможностью обоснованного продления еще на пятнадцать дней) со дня принятия административным органом заявления и иных предусмотренных законом документов.
Отдельная статья законопроекта посвящена регулированию деятельности центров предоставления административных услуг, под которыми понимается такая организационная форма предоставления административных услуг, при которой в одном помещении можно получить максимально возможное их количество, независимо от того, какой административный орган их предоставляет. Предполагается, что по получении центром предоставления админуслуг всех необходимых документов, а также в предусмотренных законом случаях — оплаты административной услуги, процедуры, связанные с предоставлением админуслуги, проводятся без участия физического или юридического лица путем взаимодействия между представителями различных административных органов или между структурными подразделениями одного административного органа. Отметим, что ныне подобная схема, к примеру, внедрена при выдаче паспортов для выезда за границу. Кроме того, в отдельных регионах при оказании комплекса админуслуг (например, связанных с регистрацией предприятия) действуют специализированные сервисы по типу «единого окна». Но это, скорее, исключение из правил.
Законопроектом предусматривается создание центров (универсамов) услуг на уровне административных единиц — городов или районов, по решению городского совета (городской универсам услуг) или распоряжения председателя районной государственной администрации (районный универсам услуг). В работе универсама предлагается обязать принимать участие органы исполнительной власти и местного самоуправления, которые предоставляют административные услуги на соответствующем территориальном уровне, путем направления своих работников на выделенные им рабочие места и/или проработки полученных через такой универсам услуг документов.
Немаловажным является наличие в законопроекте нормы, согласно которой время работы центра предоставления административных услуг должно составлять не менее пяти дней в неделю и девяти часов в день.
В полном соответствии со сложившейся практикой административные услуги предложено разделять на платные и бесплатные. При этом законом гарантируется бесплатность только услуг, связанных с социальным обеспечением граждан. Но получить консультацию относительно госуслуги, а также необходимые бланки, бесплатно сможет каждый.
Прямо предусматривается финансирование админуслуг за счет госбюджета, при этом вся плата за такие услуги должна поступать на счета соответствующего госоргана в Госказначействе и в дальнейшем направляться на обеспечение процедур предоставления административных услуг (если иное не предусмотрено в законе).
Предложенный законопроект можно расценивать как первый шаг по упорядочиванию системы госуслуг на Украине. Сам факт его принятия ничего существенно не изменит — деятельность админорганов должна быть урегулирована Административно-процедурным кодексом, который не принят. Особенности предоставления отдельных видов административных услуг должны устанавливаться законами (опять-таки, необходимо разрабатывать и принимать эти законы), стоимость админуслуг также должна устанавливаться законом. В то же время данные полномочия делегируются КМУ, который, предположим, будет активно ими пользоваться, особенно ввиду отсутствия необходимых законов. Кроме того, неурегулированным остается порядок предоставления услуг на основании гражданско-правовых соглашений, которыми зачастую подменяются собственно админуслуги. Не секрет, что обратившись в специализированную фирму (созданную при госоргане либо просто «близкую» к нему), за дополнительную плату можно получить те же услуги, но значительно быстрее и комфортней.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…