В Киеве 20—22 апреля 2010 года состоится международный саммит на тему «Суды и общество», на котором будут обсуждаться вопросы усовершенствования судебной системы и проведения судебной реформы на Украине. Своими соображениями относительно улучшения качества работы судов делится председатель Харьковского апелляционного административного суда Валентина Емельянова.
— Уже давно продолжается дискуссия относительно проведения судебной реформы на Украине. По вашему мнению, на что в первую очередь следует обратить внимание в процессе реформирования судебной системы?
— Одним из главных направлений осуществления реформы является содействие укреплению независимости судебной власти. Это нужно не судьям, в этом должно быть заинтересовано общество. Задача судей — обеспечить каждому гражданину право на справедливое судебное разбирательство его дела в течение разумного срока независимым и беспристрастным судом. Эта задача особенно важна для административных судов, на которые законодательством возложена ответственная функция по решению споров между гражданами и органами власти при осуществлении ими властных управленческих функций.
Органы государственной власти, местного самоуправления, их должностные и служебные лица предоставляют услуги человеку для обеспечения и реализации его прав и законных интересов. В случае если услуги, по мнению гражданина, не предоставлены ему или предоставлены не в полном объеме, или когда они затрагивают интересы других лиц, гражданин может обратиться в суд.
— Известно, что сегодня суды работают по большей части в условиях перегруженности. То есть время, которое судья может потратить на рассмотрение одного дела, сокращается. Каким образом в таких условиях можно обеспечить доступ каждого гражданина к суду и повысить уровень предоставленных судом услуг?
— Вопрос действительно актуален. Так, судьи Харьковского апелляционного административного суда в 2008 году рассмотрели немногим более 8 тысяч дел, в 2009 году — около 83 тысяч дел, а за три месяца 2010 года на рассмотрение судей уже поступила 91 тысяча дел (см. диаграмму). Стремительный рост количества дел, поступающих на рассмотрение в суд, поставил перед судьями вопрос: что необходимо сделать для того, чтобы, во-первых, упростить доступ граждан к суду, к получению информации в суде, и, во-вторых, максимально увеличить количество дел, рассматриваемых судом?
Одним из путей решения проблемы было проведение изучения уровня удовлетворенности граждан состоянием осуществления правосудия как Харьковским апелляционным административным судом, так и Харьковским окружным административным судом, а также относительно доступа к информации по делам и оперативности ее получения. Хочу заметить, что те организации и международные проекты, которые предоставили помощь в изучении мнения граждан относительно отдельных аспектов функционирования суда, фактически осуществили опрос и проанализировали полученные данные, на самом деле смогли заинтересовать нас результатами исследования. Теперь мы готовы работать вместе, чтобы эти результаты стали теми положительными преобразованиями в суде, которые ощутит каждый гражданин, пришедший к нам за защитой своих прав и законных интересов.
В основу исследования качества работы Харьковского апелляционного административного суда и Харьковского окружного административного суда были положены результаты опроса граждан. Этот опрос интересен тем, что вопросы, на которые предлагалось дать ответы, касались всесторонней работы суда и восприятия этой работы со стороны граждан. Целью более 40 вопросов, включенных в анкету, было определение главных показателей деятельности судов: как быстро и правильно рассмотрено дело гражданина, насколько качественно ему были предоставлены услуги, связанные с его рассмотрением, и прочее.
— Вы можете поделиться результатами опроса? Побуждали ли эти результаты к изменениям и усовершенствованию работы суда?
— После первого опроса, проведенного в 2008 году, когда со стороны граждан были высказаны определенные замечания относительно работы судов, были сделаны выводы и внедрены новые стандарты предоставления гражданам судебных услуг. В результате этого внедрения в суде значительно улучшился показатель оперативности рассмотрения судьями административных дел.
При этом следует отметить, что формированию отрицательного общественного мнения о судах во многих случаях содействуют факторы, не зависящие от воли судей и председателей судов, а именно: недостаточное финансовое, материально-техническое и информационное обеспечение судов, нерешенность социальных и многих других проблем, в том числе проблем, связанных с подготовкой и отбором кадров.
Харьковским апелляционным административным судом проводится значительная работа по самосовершенствованию, более эффективному обеспечению прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов юридических лиц и государства. У нас есть достаточно много проблем, которые еще необходимо решить: это и усовершенствование действующего законодательства, формирование единой судебной практики при рассмотрении административных дел, решение вопроса о надлежащем финансовом обеспечении судов, повышение квалификации судей и работников суда, надлежащее внедрение электронного делопроизводства, инициирование вопроса относительно подготовки в высших учебных заведениях специалистов для судебной системы.
Все эти новшества дали возможность кардинально изменить работу суда. Продолжение сотрудничества с общественными организациями является одним из приоритетных направлений деятельности суда, поскольку отвечая тем, кто проводит опросы, наши граждане более открыты для оценки работы суда. А это чрезвычайно важно в функционировании суда для выполнения важнейшей цели — защиты конституционных прав и свобод граждан и становления, укрепления независимого правового государства. Убеждена, что при поддержке общественности нам удастся построить эффективное административное судопроизводство.
— Каким еще образом можно улучшить работу суда? Помогает ли в этом система автоматизированного делопроизводства?
— Харьковский апелляционный административный суд начал свою работу по осуществлению правосудия со 2 апреля 2007 года. С самого начала деятельности суда делопроизводство велось в бумажном варианте, что предусматривало наличие множества журналов, статистических карточек и других документов на бумажных носителях. Все документы, которые составляются при подготовке дела к рассмотрению, заполнялись в ручном режиме. В течение всего времени работы суда количество дел, поступающих на рассмотрение, постоянно растет.
С одной стороны, постоянно возрастающее количество обращений в административные суды свидетельствует о росте доверия граждан к системе административной юстиции, а с другой, из-за увеличивающейся нагрузки на судей, побуждает к поиску путей улучшения оперативности рассмотрения дел. Одним из таких путей является внедрение в работу суда системы электронного документооборота «Делопроизводство суда».
Внедрение автоматизированной системы электронного документооборота в работу суда стало значительным шагом на пути обеспечения независимого от какого-либо влияния, открытого, эффективного и доступного правосудия. Система электронного документооборота «Делопроизводство суда» позволила значительно повысить эффективность исполнения административными судами своих функций.
Автоматизированная система «Делопроизводство суда» — универсальная компьютерная система, предназначенная для использования ее службами делопроизводства в единой компьютерной сети административных судов Украины. То есть все административные суды — от первой инстанции до Высшего административного суда Украины — будут находиться в единой компьютерной сети, что значительно облегчит доступ к информации.
Функционирование электронной системы делопроизводства увеличило эффективность работы суда благодаря уменьшению расходов рабочего времени, улучшению ситуации по контролю над соблюдением процессуальных сроков.
С помощью этой системы в суде осуществляется регистрация входящей и исходящей корреспонденции, ведение журналов регистрации, ведение учетно-информационных карточек на административные дела и регистрационно-контрольных карточек на обращения граждан, автоматическое распределение дел между судьями.
Стало значительно легче осуществлять поиск дел при наличии минимальной информации по делу. Это в свою очередь дает возможность более оперативно и полно предоставить физическим или юридическим лицам информацию о состоянии рассмотрения дел, в которых они принимают участие. А значит, работа суда становится более эффективной, систематизированной и ориентированной на потребности граждан. И, конечно, мы не останавливаемся на достигнутых результах, а продолжаем работать над улучшением основных показателей качества работы суда. Уверена, что апрельский саммит на тему «Суды и общество», организованный проектом USAID «Украина: верховенство права» при поддержке других донорских организаций, работающих на Украине с целью поддержки судебной реформы, станет еще одним шагом на пути к совершенствованию судебной системы.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…