Есть замечательная притча о природе комментариев — дьявол рвет и мечет, он в отчаянии и пытается допытаться у своих подчиненных: «Как вы могли такое пропустить?! Тысячелетия зла и совращения человечества с верного пути… и ТАКОЕ упустить?! Нет, вы представьте: две скрижали, 10 заповедей, а комментов, сколько бы комментов собралось!»
Конечно, авторы «ЮП» вряд ли претендуют на то, чтобы поставить в один ряд 10 заповедей и свои статьи. Но обойти вниманием такое явление, как критика на нашем сайте, сложно. Количество читателей электронной версии «Юридической практики» растет с каждым днем, все статьи «ЮП» уже длительное время доступны во всемирной паутине, следовательно, и избежать обсуждения в Интернете невозможно, да и стоит ли?
Мы обратились к авторам статей, которые в последнее время вызвали много различных критических комментариев, чтобы узнать их мнение о вреде и пользе критики.
Марина Семенова, директор ЮФ «Семенова и Партнеры»: «На сайте была критика на мою статью, посвященную земельным вопросам. В статье высказывалось неоднозначное мнение касательно подведомственности земельных споров и предлагалось свое виденье проблемы. Так, отстаивалась позиция, что земельные споры должны рассматриваться административными судами, а вся критика сводилась к тому, что они должны рассматриваться хозяйственными судами. Конституционный Суд Украины своим решением от 1 апреля этот вопрос уже решил». В принципе, любая критика позитивна, так как она заставляет думать и размышлять.
Как отмечает г-жа Семенова, комментарии полезны, бывает так, что еще не ознакомившись со статьей, но уже прочитав тексты комментариев, по-другому начинаешь воспринимать ее содержание.
Юлиана Малеева, юрист LCF LAW GROUP: «Конечно же, мы отслеживаем комментарии, смотрим на реакцию юристов. Иногда бывают достаточно интересные замечания, особенно связанные с некоторыми аспектами практики, с которыми сам еще не встречался, хотя, если честно, чаще встречаются комментарии формальные (даже непонятно, зачем было их оставлять), несодержательные и не по теме. В любом случае, если комментарии есть — это хорошо, значит, статьи все-таки читают, и они вызывают интерес у читателя. Резонные замечания означают, что есть к чему стремиться, на что больше обращать внимание, более детально проработать вопрос, чтобы в будущем избежать ошибок».
Юрий Крайняк, управляющий партнер ЮФ Jurimex: «Конечно, обращаю внимание на критику. Написал статью, высказал свою мысль, но совсем не обязательно, что это является истиной в последней инстанции. Тем более, когда поднимается интересная тема (она же спорная), всегда находится достаточно большое количество людей, имеющих свое мнение по этому поводу. Интересно посмотреть, какая реакция на твои действия, нашли ли они отклик у читателей. Бывают рациональные зерна и в критике, если тема интересна, то вполне возможно, что другой юрист, изучив проблему, может прийти к противоположному мнению, и ничего страшного в этом нет». Г-н Крайняк из опыта ведения корпоративного блога советует: если в комментарии указана ваша ошибка, не стоит принимать слишком близко к сердцу, это должно послужить поводом для размышлений о том, что «земля не настолько плоская, как ты думаешь».
Юлия Семений, партнер АК «Коннов и Созановский», интересуется высказанными на сайте «Юридической практики» мнениями читателей (комментарии — возможность обмена опытом), но при этом ей не приходилось встречать отзывов, которые заставили бы ее изменить правовую позицию по конкретным вопросам. «Но рациональные, заслуживающие внимания идеи бывают. Также мне всегда интересен подход авторов, которые придерживаются противоположной точки зрения по конкретной проблеме либо рассматривают эту проблему «в другом ракурсе», — говорит г-жа Семений.
Татьяна Коташевская, исполнительный директор общественной организации «Юридический дом «Защита»: «Есть критика объективная, а есть эмоциональные высказывания. Очень полезна критика «из практики», когда приводится другой опыт разрешения проблемы. Хорошо, когда комментирует профессионал, он пишет: то-то и то-то не учтено, указывает подзаконные нормативные акты — это действительно помогает лучше разобраться. Интересно услышать и аргументы другой стороны, подготовиться к теоретически возможным действиям, которые не приняты во внимание при подготовке статьи — возможно, и оппонент в чем-то прав. Полезно, что в «ЮП» есть возможность не только разместить комментарии, но и опубликовать критический материал на ранее напечатанную статью, что намного сложнее».
Хочется обратиться ко всем комментаторам и критикам: не забывайте, что вы — юристы, ваше общение (пусть часто и скрытое за вымышленными именами), все-таки дает возможность оценить ваш юридический и человеческий уровни, не роняйте их. Все чаще, просматривая сайт, приходится задумываться: а это ли место общения юристов? Давайте стараться, чтобы такой вопрос возникал как можно реже.
Примечание. * — (сленг) выражение неудовольствия текстом сообщения (статьи) или предыдущего комментария.
Критиковать может любой дурак, и многие из них именно этим и занимаются. (Сирил Гарбетт)
Лучший способ раскритиковать чужую работу — сделать ее лучше. (Неизвестный автор)
В ответ визгливым крикунам мы благородно промолчим. (Лорд Альфред Теннисон)
Почему мы боимся критики? Ведь критика, по сути, обучает нас, да еще и бесплатно. (Эриан Шульц)
Критиковать — значит объяснять автору, что он делает не так, как делал бы критик, если бы умел. (Неизвестный автор)
Хочешь избежать критики — ничего не делай, ничего не говори и будь никем. (Элберт Грин Хаббард)
Даже когда меня разобьет паралич, я буду критиковать чужую походку. (Жюль Ренар)
В чем не знаешь толку, чего не понимаешь, то брани: это общее правило посредственности. (Виссарион Григорьевич Белинский)
Критикуя, критикуй мнение, а не его автора. (Неизвестный автор)
Рецензенты имеют право не только говорить людям в глаза, что они дураки, но даже доказывать им это. (Георг Кристоф Лихтенберг)
Есть критики, считающие произведение автора эпиграфом к своей рецензии. (Станислав Ежи Лец)
Критика — цензурное сквернословие. (Валерий Афонченко)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…