А выборы народных депутатов не за горами… — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №35 (401) » А выборы народных депутатов не за горами…

А выборы народных депутатов не за горами…

Еще свежи в нашей памяти драматические выборы Президента Украины в конце 2004-го — в начале 2005 года, показавшие неспособность норм Закона Украи-

ны «О выборах Президента Украины» противостоять массовым системным злоупотреблениям во время избирательного процесса.

Как известно, в декабре 2004 года Верховный Совет Украины совершил беспрецедентный шаг и принял Закон Украины «Об особенностях применения Закона Украины «О выборах народных депутатов» при повторном голосовании 26 декабря 2004 года», поскольку сложившаяся тогда критическая ситуация требовала немедленного введения механизма защиты принципов избирательного права.

Сегодня необходимо учесть уроки применения Закона Украины «О выборах Президента Украины», принимая во внимание практическую идентичность избирательных процедур, закрепленных в этом Законе и Законе Украины «О выборах народных депутатов» (как до недавнего времени действовавшего в редакции 2001 года, так и принятого, но не вступившего в силу – в редакции 2004 года).

Поэтому весьма своевременно был принят новый Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О выборах народных депутатов Украины» (Закон) в связи с грядущими в марте с.г. выборами в парламент.

С целью усовершенствования Закона Украины «О выборах народных депутатов Украины» были внесены следующие новации.

Общие положения

Согласно положениям Закона, выборы депутатов будут осуществляться на основании пропорциональной системы с избранием депутатов в многомандатном общегосударственном избирательном округе по избирательным спискам кандидатов в депутаты. Для партий и блоков установлен 3 %-й проходной барьер. Таким образом, Закон не содержит норм, способных повлечь политический резонанс, так как в данном случае дублирует положения Закона Украины «О выборах народных депутатов» от 2004 года. А большинство новых норм Закона направлены на совершенствование механизма проведения предстоящих выборов.

Так, согласно Закону, предполагается создание избирательных округов при приблизительно равном количестве избирательных участков, исходя из количества избирательных участков, созданных во время предыдущих очередных выборов Президента Украины. При этом избирательные участки разделяются на обычные (для голосования по месту жительства), специальные (по месту пребывания избирателей с ограниченными возможностями передвижения) и заграничные с соответствующими особенностями проведения избирательного процесса на этих участках.

Правовой статус избирательных комиссий

В Законе усовершенствована система образования и деятельности избирательных комиссий. В частности, предусматривается создание малых, средних и больших комиссий.

В соответствии с Законом в состав окружной или участковой избирательной комиссии могут входить избиратели, проживающие в пределах соответствующего избирательного округа или города, на территории которого находится округ. Не могут входить в их состав кандидаты в депутаты, уполномоченные лица партий (блоков) — субъектов избирательного процесса, должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления, сотрудники судов и право-охранительных органов, граждане, содержащиеся в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

В Законе предусмотрено то, что право представления кандидатур в состав окружных избирательных комиссий имеют партии (блоки), которые в текущем составе Верховного Совета Украины по состоянию на 15 сентября года, предшествующего году проведения выборов, имеют свои партийные фракции (фракции блоков). Такие представители включаются в состав комиссий в обязательном порядке. Другие субъекты избирательного процесса могут также предоставить свои кандидатуры, но они включаются в состав комиссий по результатам жеребьевки.

Каждая партия и блок как субъект избирательного процесса имеет право на пропорциональную долю в каждой категории руководящих должностей в окружных избирательных комиссиях. То же касается и формирования участковых избирательных комиссий.

Кроме того, в Законе детально выписан порядок создания зарубежных избирательных участков. В частности, на зарубежном участке включаются в состав участковых избирательных комиссий представители партий и блоков из числа граждан, во время всего избирательного процесса находящихся в том или ином государстве.

Правовой статус кандидатов в народные депутаты Украины

Прежде всего в Законе содержится императивная норма о недопустимости финансирования подготовки и проведения выборов народных депутатов из других источников, кроме государственного бюджета и избирательных фондов партий (блоков), кандидаты в депутаты от которых зарегистрированы Центральной избирательной комиссией Украины (ЦИК), в том числе и от третьих лиц.

В Законе существенно усовершенствованы формы и средства предвыборной агитации. В частности, среди прочего, время вещания, отведенное на политическую рекламу на радио и телевидении, не может превышать 20 % фактического объема вещания на протяжении суток.

Закон также предусматривает, что официальные сообщения в период избирательного процесса о действиях кандидатов в депутаты, связанные с исполнением ими должностных полномочий, могут осуществляться без комментариев агитационного характера, а также без видео-, аудио-, фотоиллюстраций о действиях данных лиц как кандидатов в депутаты.

Кроме того, Закон устанавливает, что все СМИ должны устанавливать одинаковые расценки на политическую рекламу и размещать эти расценки для общего ознакомления.

Заказчиками политической рекламы могут быть только субъекты избирательного процесса — блоки или политические партии. Закон разрешает временно лишать лицензий СМИ, если последние нарушают его требования.

Таким образом, Закон своими нормами обеспечивает равные права кандидатов в народные депутаты на участие в избирательном процессе.

Правовой статус избирателей

Немало внимания в Законе уделено не только совершенствованию механизма проведения выборов, но и максимальному обеспечению прав избирателей.

Так, в соответствии с Законом, для подготовки проведения голосования до 1 октября года, предшествующего проведению выборов, составляются общие спис-

ки избирателей. Общие списки избирателей формируют специально созданные

исполнительными органами горсоветов, госадминистрациями рабочие группы учета избирателей.

На обеспечение общего избирательного права направлены нормы Закона, регламентирующие порядок голосования избирателей, которые не способны самостоятельно передвигаться и, соответственно, не смогут в день выборов прийти на избирательные участки. Для этого случая Закон предполагает право некоторых категорий избирателей, неспособных самостоятельно передвигаться, на голосование по месту проживания. Кроме того, такой порядок голосования на выборах возможен для лиц, временно лишенных возможности передвигаться. Для них предполагается право на голосование в день выборов по месту их временного пребывания на основании их представления, подкрепленного соответствующим документом об их физическом состоянии.

Для жесткого контроля за обращением открепительных удостоверений (документов суровой отчетности) Закон предполагает четкое определение избирательных участков для голосования по таким удостоверениям на территории конкретного города или районного центра. Также Закон регулирует порядок предоставления открепительных удостоверений. В частности, избиратель может подать заявление в участковую избирательную комиссию с заявлением о выдаче ему открепительного удостоверения не позже 20.00 последней пятницы перед днем голосования. Открепительные удостоверения изготовляются в количестве 2 % (не больше!) от числа избирателей, внесенных в списки избирателей по определенному избирательному округу.

Закон предусматривает право граждан на обжалование в суде, а также в участковых и окружных избирательных комиссиях невключения или неправильного включения в список избирателей. Причем подача жалоб в суд прекращается за 2 дня до дня выборов, а жалоб в избирательные комиссии – за 3 дня до дня выборов. При этом в список избирателей новые избиратели в день выборов не включаются.

Заключительные положения

С 19 августа с.г. (дня опубликования Закона в газете «Правительственный курьер») вступили в силу статьи 39 и 40 Закона о выборах народных депутатов, регламентирующие порядок составления и уточнения избирательных списков.

В целом же Закон вступает в силу с 1 октября с.г., за исключением статей, касающихся замещения партией (блоком) депутатов, досрочно прекративших свои полномочия, которые вступают в силу со дня проведения очередных выборов в парламент.

Со дня вступления в силу Кодекса административного судопроизводства Украины (с 1 сентября с.г.) рассмотрение жалоб в судах будет производиться в соответствии с его нормами.

В целом следует сделать вывод, что Закон содержит большое количество ново-введений, и при их соблюдении можно говорить об обеспечении честных, прозрачных и хорошо организованных выборов народных депутатов Украины.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Реформирование ГАИ идет полным ходом

Деловая практика

Претензия необязательна

Законодательная практика

А выборы народных депутатов не за горами…

Комментарии и аналитика

Безапелляционная апелляция

Государственное предприятие: прибыль или убыток для государства?

Перевозка грузов железнодорожным транспортом или подача-уборка вагонов?

Неделя права

Российский суд переложил ответственность на террористов

Угроза независимости российской адвокатуры

«Войны» по-черкасски

Всем оставаться на местах, это мера обеспечения…

БТИ – это монополисты!

Реестр событий

Минюст уполномочен отказать!..

Прокуратура снова взялась за свое...

Деньги «Приднепровью» не вернут?!

Процессуальная революция

Судебная практика

Имущественные права как предмет залога

Важна ли достоверность доказательств?

Все меняется, а обязательства остаются

Срок, не подлежащий возобновлению

Судебные решения

Нарушение правил пожарной безопасности — основание для отказа в страховой выплате

Страхователь — тоже потребитель

Страховщикам сроки нарушать не рекомендуется

Тема номера

Определение размера страховых платежей

Потребители против страховых компаний

Частная практика

Говорить или молчать?

Юридический форум

Пересмотр актов №2?

Лето — хорошая пора для учебы...

Інші новини

PRAVO.UA