Генеральний партнер 2021 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №3 (525) » А сам суд граждан уважает?

А сам суд граждан уважает?

Рубрика Трибуна
Качество предоставления услуг правосудия оставляет желать лучшего

Основная масса споров в прессе ведется вокруг статуса судей, их независимости, денежного и материального обеспечения, создания, финансирования судов и т.п. Создается впечатление, что всех, кто когда-либо обращался в суд, эти проблемы волнуют больше всего. На самом деле это совсем не так. Обычного человека, который попадает в суд, в первую очередь волнуют совсем другие вопросы.

Прежде чем в этот самый суд попасть, вам нужно составить и подать в него иск, за подачу которого необходимо заплатить государственную пошлину, и оплатить расходы на информационно-техническое обеспечение рассмотрения дела. Чтобы это сделать, необходимо знать реквизиты. Вот тут-то впервые вы и ощутите всю степень уважения к вам со стороны работников суда: узнать реквизиты можно только в помещении суда, так как в интернете их нет, а по телефону работники суда их диктовать отказываются. То есть в суд нужно приехать и их переписать! Казалось бы, не так уж и сложно. Но если вы подаете иск в суд по месту жительства ответчика, который находится в другом городе, то неужели только лишь для того, чтобы узнать реквизиты, вам необходимо туда съездить? Вы с удивлением узнаете, что да. Другой вариант — послать в суд запрос по почте, на который вам, может быть, и ответят неизвестно через сколько дней, а у вас тем временем может истечь срок подачи иска в суд.

Но допустим, что эту трудность вы преодолели. Далее вы хотите этот иск уже со всеми квитанциями подать непосредственно в суд. Не тут-то было! Оказывается, вы пришли в неприемный день или в неприемные часы. Так, например, в Артемовском суде г. Луганска приемные дни — вторник и четверг. А вот в Первомайском городском суде Луганской области все документы принимаются и выдаются секретарем суда в приемные часы — с 9 до 11 часов утра. Кто на поезд не успел, тот, как говорится, …идет на поч­ту. Юристы и другие более-менее осведомленные о режиме работы суда люди предпочитают только таким образом и отправлять документы в суд. Причем те из них, кто делает это не в первый раз, прекрасно знают, что отправлять что-либо в суд нужно только ценным письмом с описью вложения и желательно с уведомлением, чтобы в суде ни у кого не возникло даже соблазна что-нибудь из полученного совершенно нечаянно потерять.

Ну, а если вам повезло, вы все-таки попали в приемный день и приемный час, приготовьтесь к тому, что вам нужно будет длительное время стоять в очереди. Но и это еще не гарантия того, что иск вы все же подадите. Некоторые особо образованные и особо уполномоченные секретари начнут тут же проверять ваш паспорт, приложены ли к иску квитанции об уплате госпошлины, доверенность и др. И если вы, к примеру, при­шли подать иск не от своего имени, у вас его не примут без доверенности. На ваши возражения о том, что в случае, если вы отправите данный иск по почте, секретарь все равно не сможет проверить, кто его послал, вас именно туда (на почту) и направят.

Почта остается единственным оплотом и для тех, кто решил подать иск, например, перед Новым годом, так как в суде их ждет таб­личка с приятным сообщением о том, что с 20 декабря (ноября) суд иски не принимает, так как готовится к годовому отчету.

О том, что после подачи иска до момента открытия производства могут пройти месяцы, а с момента открытия производства по делу до вынесения решения — годы, известно почти всем, но бороться с этим практически невозможно. Есть одно маленькое утешение — приятная практика Европейского суда по взысканию с государства Украина компенсаций за длительное рассмотрение дела в суде. Однако оно доступно не всем.

А в течение этих месяцев-лет вам придется много раз приходить в суд на заседания. Начиная с первого, уверенность в том, что вам «рады и вас ждут», будет у вас расти и крепнуть.

Никто не гарантирует вам, что повестку о вызове в судебное заседание вы получите до того, как оно состоится, так как зачастую о том, что вы не уведомлены, секретарь (помощник) судьи вспоминает только тогда, когда проглядывает дела, назначенные на следующий день. Если вообще вспомнит, учитывая тот вал дел, который рассматривается в некоторых судах. Поэтому заинтересованная сторона должна сама интересоваться по телефону или лично у троицы секретарь-помощник-судья о дате судебного заседания. Не стоит удивляться, если в ответ будут отмахиваться: повестку направили по почте, а сейчас смотреть и выяснять некогда. Может получиться замкнутый круг — вас уведомляют повесткой, а повестка вовремя не приходит.

Судьи некоторых особенно отдаленных от областных центров судов (например, Троицкого районного суда Луганской области) как будто специально не хотят знать о том, что самая ранняя маршрутка на пгт Троицкое отправляется из Луганска в 5.00, а прибывает туда, учитывая рас­стояние и дороги, только в 10.20, и назначают судебные заседания на 8.00. Возможно, они думают, что в пгт Троицкое можно приехать вечером и есть где остановиться переночевать?

Допустим, повестка вам пришла вовремя и, допустим, вам назначено на 13.00. Упаси вас бог, прийти раньше! Ведь с 12 до 13 в судах обеденный перерыв, и некоторые из них на этот перерыв закрываются! В прямом смысле этого слова, всех выгоняют, закрывают входную дверь на замок и никого не пускают до 13.00. Так, например, поступают в Жовтневом районном суде ­г. Луганска, Алчевском городском суде Луганской области и во многих других. А тот факт, что все пришедшие заранее ждут на улице в 20-градусный мороз или под дождем, никого не волнует. Все сделано для того, чтобы граждане чувствовали себя «комфортно».

Всю «прелесть и комфорт» ожидания (иногда многочасового) граждане могут ощутить находясь уже в самом суде, где зачастую каких-либо скамеек либо вообще нет, либо их так мало, что все желающие на них не могут размес­титься. А ожидание может быть многочасовым, потому что у некоторых судей, например, Ленинского районного суда г. Луганска, есть хорошая привычка назначать все гражданские дела на одно время, например, на 10.00. Приходите вы в суд и видите под кабинетом судьи толпу людей, которые долго разбираются между собой, кто должен заходить первым. В апелляционном суде Луганской области вообще не принято дифференцировать время судебных заседаний, все гражданские дела назначают на 9.30. А там уже как повезет, можно зайти и в 10.00, а можно и в 17.00, а можно и вообще в другой день, если до вас очередь не дойдет.

Однако по уровню комфорта ожидания редкий суд сравнится с уже упоминавшимся Первомайским городским судом Луганской области, в котором все пришедшие в суд граждане, независимо от того, пришли они на судебное заседание или в канцелярию, ожидают своей очереди не в собственно помещении суда, а в маленьком неотапливаемом предбанничке примерно 2х4 метра с одной скамейкой и вечно лязгающей входной дверью. Зимой с таким же успехом можно ожидать на лавочке на улице, разницу температуры не ощутить. Внутри же здания суда человек может передвигаться только в том случае, если за ним выйдет секретарь судьи и уведет его на судебное заседание. Особенно это касается второго этажа, куда без сопровождения работника суда охрана ни за что не пропустит, так как там, видите ли, находятся кабинеты судей, и иногда (!) судьи их не запирают, когда выходят, поэтому лучше туда никого не пускать, чтобы судьи меньше беспокоились. Хотелось бы знать, каким нормативно-правовым актом специально для этого суда установлен такой режим?

Многочасовое ожидание участия в судебном заседании, как это ни банально, приводит к тому, что нормальный здоровый человек (не говоря уже о пожилых, больных людях или беременных, а также о тех, кто приехал на судебное заседание издалека) захочет в туалет. Но! Степень уважения к гражданам в судах у нас настолько велика, что туалеты там запираются на ключ, так как ими могут пользоваться только работники суда. Но было бы что запирать?! В большинстве судов туалеты выглядят гораздо хуже, чем даже на фотографиях, приведенных в газете «Судовий випуск» № 9 (17).

А вот в Апелляционном суде Луганской области судебная власть все-таки «повернулась лицом к людям» — туалеты здесь открыты для всех. Тоже в прямом смысле этого слова, то есть и для мужчин, и для женщин одновременно, без устарелого разделения на «М» и «Ж».

О «хорошем» отношении к гражданам свидетельствует и стоимость ксерокопии одной страницы в суде, которая в пять раз превышает ее стоимость по городу, если такая услуга вообще предоставляется судом.

Хамство работников суда по отношению к гражданам вообще заслуживает отдельной статьи. Особенно возмущает, когда судья в судебном заседании кричит на стороны, да что там греха таить, иногда и матом.

Стоит ли говорить, что после изматывающего процесса рассмотрения дела получить решение суда примерно так же «легко», как и сдать иск, с той лишь разницей, что его по почте не пришлют, сколько ни проси.

Но, даже получив решение суда, не спешите радоваться, ведь его еще нужно разобрать. Так, например, судья одного из судов г. Луганска не признает компьютерной или любой другой печатающей техники, а пишет решения суда от руки.

Как видим, все перечисленные факты упорно говорят об одном: несмотря на все усилия реформаторов, доставшая­ся нам в наследство от СССР и практически не изменившаяся система правосудия не создана для граждан, удовлетворения их нужд в справедливом разрешении споров; ее предназначение — не служить людям, так как с задачей их качественного обслуживания она не справляется. Ни в одном другом государственном учреждении человек не чувствует себя настолько униженным и ненужным, мешающим работе сотрудников этого учреждения, как в суде. Но в отличие от, скажем, государственных больниц, человек не может обратиться в частный платный суд, где к нему относились бы с большим уважением, как к дорогому клиенту, а не как к назойливому просителю.

И это при том, что услуги правосудия вовсе не бесплатны, а иногда очень даже недешевы — 1 % от суммы иска и 30 грн на информационно-техническое обеспечение рассмотрения дела. Почему же хотя бы небольшая часть этих денег не может пойти на то, чтобы создать комфортные условия посетителям суда? Хотя в большинстве случаев для этого вообще не нужны какие-либо дополнительные средства.

Остается только надеяться, что в скором времени цивилизованное отношение к участникам процесса как к клиентам будет и в судах.

МЯГКОВА Ирина — начальник отделения правового обеспечения Луганского государственного университета внутренних дел им. Э.А. Дидоренко, г. Луганск

Поділитися

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 комментариев
Вбудовані Відгуки
Переглянути всі коментарі
Slider

Зміст

Государственная практика

Админюстиция не стоит на месте

Застрахованным везде у нас дорога

Деловая практика

Деятельность по управлению ипотечным покрытием

Законодательная практика

Аты-баты, пойдем в солдаты?

Иностранности

Наркоманка выиграла в суде у наркоторговца

В полиции Лос-Анджелеса будут служить коты

Комментарии и аналитика

О «неприбыльных» налогоплательщиках

Об аспектах создания ассоциированных отношений между хозобществами

Проценты за просрочку

Неделя права

Ценообразование по-новому

«Усушка и утруска» зарплат

Освященное правосудие

Политическая реанимация

Проблемы остаются прежними: есть товар, а рынка нет

Новости делового мира

Возврат средств после операции купли банковских металлов

Определен порядок лечения за средства Фонда социального страхования

Организация продажи государственного имущества

О продлении сроков для расчетов субъектами ВЭД

Новости законотворчества

На Украине предлагается создать еще одну пенсионную систему

Процедуру согласования кадровых назначений предлагается упростить

Омбудсмен станет полноправным участником судебного процесса?

Новости из-за рубежа

Обновился Гражданский кодекс РФ

В РФ решили запретить рекламу сигарет

В Германии ужесточен закон об авторских правах

Новости профессии

Назначен замсекретаря СНБОУ

Изменения в руководстве ГНАУ

ВСУ предлагает усовершенствовать хозяйственный процесс

Назначен начальник НЦБ Интерпола на Украине

Уволен советник премьер-министра Украины

Новости юридических фирм

Избраны члены правления Международной налоговой ассоциации

«Ильяшев и Партнеры» рекомендованы справочником PLC Cross-border Corporate Real Estate Handbooks

Salans — юридический советник по получению кредита на сумму 90 млн долларов США

Реестр событий

Тайная работа в комитетах

Распределяй и управляй...

Служебная лестница

Назначения

Судебная практика

Процессуальные ошибки

Судебные решения

О нюансах исполнения решения суда

О взыскании задолженности за поставку газа

Определение о разъяснении исполнения решения — не вновь открывшееся обстоятельство

Об основаниях издания поворотного приказа

Тема номера

Порядок расчетов при выходе участника из ООО: способы разрешения конфликтов

Трибуна

А сам суд граждан уважает?

Частная практика

Итоги и прогнозы от юристов

Юридический форум

Судья-докладчик «дает добро»

Інші новини

PRAVO.UA

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: