«Путь к цивилизации вымощен квитанциями об уплате налогов», — отметил Валентин Загария, президент Ассоциации юристов Украины (АЮУ), открывая I Налоговый форум, организованный АЮУ совместно с Общественным советом при Государственной налоговой службе Украины. Он отметил, что, безусловно, один день — очень маленький срок, чтобы осветить проблемные вопросы в сфере налогообложения. В связи с этим, составляя программу Форума, было принято решение остановиться на самых животрепещущих вопросах, один из которых — администрирование налогов.
Выступая со вступительным словом на открытии мероприятия, председатель Общественного совета при ГНС, управляющий партнер МПЦ EUCON Ярослав Романчук отметил, что при подготовке Форума организаторами преследовались две цели: собрать под одной крышей самых активных специалистов в сфере налогообложения и попытаться начать процесс восстановления доверия между налогоплательщиками и налоговыми органами. Кроме того, он выразил надежду, что данное мероприятие станет ежегодным и будет обширной платформой для обмена опытом на международном уровне.
К слову, на Форуме опытом в сфере налогообложения поделились не только представители ГНС и юридических компаний, но и юристы из Польши, России и Грузии.
Открывая первую сессию, посвященную налоговому администрированию, Яцек Пехота, президент Польско-украинской хозяйственной палаты, отметил, что в Польше работа налоговых органов на 80 % состоит из консультаций и помощи налогоплательщикам, и лишь остальные 20 % составляют контроль и надзор.
В свою очередь, Ярослав Романчук, раскрывая тему взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами, остановился на последних изменениях в законодательстве Украины в этой сфере. В частности, он отметил, что в связи с утратой силы Закона Украины «О государственной налоговой службе» деятельность налоговых органов регулируется непосредственно нормами Налогового кодекса Украины, в которых, к слову, отсутствуют некоторые полномочия, в части проведения налоговых проверок. Г-н Романчук также выделил ряд новшеств, среди которых то, что налогоплательщик сам вправе выбирать, давать или не давать разъяснения налоговой после получения соответствующего акта. Еще одним изменением является увеличение срока на подачу документов, указанных в акте как отсутствующие.
В части аспектов непосредственных взаимоотношений между налогоплательщиком и налоговым органом Ярослав Романчук выделил, что на сегодняшний день не установлен порядок отзыва налоговых уведомлений-решений. Кроме того, зачастую налоговая проверка по одному и тому же периоду проводится налоговой даже после вынесения решения суда в пользу налогоплательщика.
Об аспектах администрирования налогов в Российской Федерации рассказал управляющий партнер «Пепеляев Групп» Сергей Пепеляев.
«Если бы меня пять лет назад спросили, кто в России из государственных органов является наибольшим раздражителем для бизнеса, я бы, не задумываясь, ответил, что это налоговая служба. Сейчас функцию раздражителя выполняет Федеральная антимонопольная служба», — начал свой доклад г-н Пепеляев. Такие результаты увеличения доверия к налоговой службе РФ были достигнуты благодаря ряду факторов. В частности — сокращению числа налоговых проверок. Так, за последние десять лет число проверок сократилось в двадцать раз, причем их эффективность осталась такой же благодаря разработке и принятию Концепции системы планирования выездных налоговых проверок. Этот документ на основании прописанных в нем критериев, по которым принимается решение о проведении проверки, дает возможность налогоплательщику самому определить вероятность проведения такой проверки в отношении него. Предусмотрен и обязательный досудебный порядок обжалования решений налоговой, что, в свою очередь, значительно снижает нагрузку на суды.
Не менее интересным для участников конференции стал доклад Давида Когуашвили, налогового советника представительства Казначейства США при Службе доходов Грузии. Рассказывая о системе налогового администрирования, он остановился на процедуре медиации. Такая процедура может быть инициирована налогоплательщиком до утверждения результата проверки налоговой. Так, в Грузии предусмотрено, что налогоплательщик получает проект акта, после чего получает и возможность инициирования медиации. Более того, 51 % решений принимаются в его пользу. Как отметил г-н Когуашвили, такая процедура состоит из двух уровней, но, как правило, большинство споров решаются на первом уровне, который представляет собой комиссию из 8—10 аудиторов, «критически» рассматривающих работу своих коллег. Второй уровень — совет по медиации, в состав которого входит руководство налоговой службы.
Наибольшую дискуссию у участников Форума вызвала вторая сессия, посвященная налоговым спорам. В частности, аспекты недействительности и ничтожности сделок осветил Александр Скляренко, управляющий партнер АК «Скляренко и Партнеры». С точки зрения налоговой некоторые проблемные вопросы отдельных категорий дел в судебном порядке раскрыл Владислав Розмош, заместитель начальника юридического управления департамента правовой работы ГНС Украины. Подвел итоги судебным обзором практики рассмотрения этих споров судья Высшего административного суда Украины Александр Нечитайло. Также участникам Форума представилась возможность ознакомиться с налогообложением операций с нерезидентами и обсудить актуальные вопросы налогообложения, среди которых — уголовно-правовые аспекты взаимоотношений с налоговыми органами, налоговые аспекты реорганизации налогоплательщиков и пр.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…