Админответственность за нетрезвое вождение: разъясняет КУС ВС — PRAVO.UA Админответственность за нетрезвое вождение: разъясняет КУС ВС — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Новини » Админответственность за нетрезвое вождение: разъясняет КУС ВС

Админответственность за нетрезвое вождение: разъясняет КУС ВС

  • 09.07.2020 15:29

В Кассационный уголовный суд ВС обратились председатель Донецкого апелляционного суда А.А. Лисовой и секретарь судебной палаты по рассмотрению уголовных дел Киевского апелляционного суда И. А. Мосьондза относительно решения вопроса: подлежат ли лица, которые управляли транспортным средством в нетрезвом виде, с 1 июля 2020 года административной ответственности по статье 130 КУоАП?

Напомним, неопределенность возникла из-за вступления в силу закона № 720-IX, который отменил уголовную ответственность за нетрезвое вождение в законе № 2617-VIII об уголовных проступках, вступившем в силу 1 июля 2020 года.

Соавтор закона № 720-IX — председатель Комитета ВР по вопросам правоохранительной деятельности Денис Монастырский пояснил, почему пьяное вождение декриминализировали, но вопрос привлечения к ответственности пьяных водителей при временном отсутствии н/п акта остается открытым.

Так, мы писали, что Ленинский районный суд г. Николаева закрыл дело против гражданина, который, по словам полиции, управлял авто в нетрезвом состоянии, из-за временной отмены статьи.

Исполняющая обязанности председателя Кассационного уголовного суда в составе Верховного Суда Валентина Щепоткина в письме судам, которое есть в распоряжении «Юридической практики», изложила разъяснение о привлечении к ответственности за вождение в нетрезвом виде:

1.До вступления в силу закона № 2617-VIII (до 1 июля 2020 года) Кодекс об административных правонарушениях предусматривал административную ответственность за управление транспортными средствами или судами лицами, которые находятся в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения либо под влиянием лекарственных препаратов, снижающих их внимание и скорость реакции.

После вступления в силу данного закона (с 1 июля 2020 года) ответственность за управление транспортными средствами в нетрезвом виде, а также передача управления транспортным средством лицу в нетрезвом виде, отказ от прохождения установленного порядка осмотра на состояние опьянения, употребление водителем транспортного средства после ДТП при его участии алкоголя, наркотиков, лекарств, изготовленных на их основе, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию полицейского, была исключена из ч. 1 и 3 ст. 130 КУоАП и закреплена в статье 286-1 УКУ.

2. В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 8 КУоАП лицо, которое совершило административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действующего во время и по месту совершения правонарушения. Схожие по смыслу положения содержатся в ч. 2 ст. 4 УКУ. Указанные положения кореспондируются с положениями ч. 2 ст. 58 Конституции Украины, согласно которой никто не может отвечать за действия, которые на время их совершения не признавались законом как правонарушения.

В теории права выделяют три вида действия нормативно-правого акта: прямое, ретроспективное, переживающее (ультраактивное). Переживающее действие — отдельные положения продолжают действовать даже после утраты силы.

3. Согласно таким положениям к лицам, которые до 1 июля 2020 года осуществляли управление транспортным средством в нетрезвом состоянии, должен применяться закон, действовавший во время и по месту совершения преступления.

4. Статья 8 КУоАП предусматривает, что законы, смягчающие либо отменяющие ответственность за административные правонарушения, имеют обратную силу. Законы, которые устанавливают или усиливают ответственность за административные правонарушения, обратной силы не имеют. Аналогичные положения есть и в ч. 2 ст. 5 УКУ.

5. Исходя из указанных положений лица, которые до 1 июля 2020 года осуществляли управление транспортными средствами в нетрезвом состоянии, не могут быть привлечены к уголовной ответственности по статье 286-1 УКУ, ведь законом была усилена юридическая ответственность и вместо административной ответственности была предусмотрена уголовная ответственность.

6. Основание для закрытия производства по делу об административном правонарушении, предусмотренное п. 6 ч. 1 ст. 247 КУоАП, также отсутствует. В этом пункте речь идет о случаях отмены акта, которым установлена административная ответственность, но в результате внесения изменений в ст. 130 КУоАП юридическая ответственность за управление транспортными средствами лицами в нетрезвом состоянии была не отменена, а наоборот усилена.

7. Ст. 253 КУоАП установлено, что если при рассмотрении дела орган (должностное лицо) придет к выводу, что в нарушении есть признаки уголовного правонарушения, он передает материалы прокурору или органу досудебного расследования.

Передача материалов дела об управлении транспортными средствами лицами в нетрезвом состоянии осуществляется по тем соображениям, что указанное деяние, предусмотренное ст. 286-1 УКУ, не может быть совершено ввиду того, что в статье 253 КУоАП речь идет о случаях, когда было совершено уголовное правонарушение, однако на тех или иных основаниях вместо открытия уголовного производства было начато производство по делу об административном правонарушении.

Таким образом, суды должны осуществлять рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст 130 КУоАП, которые были совершенные до 1 июля 2020 года, в соответствии с указанной статьей в редакции, действующей на время совершения таких деяний.

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

СВІЖИЙ ВИПУСК

Чи потрібно відновити військові суди в Україні?

Подивитися результати

Завантажується ... Завантажується ...

PRAVO.UA