Третейские суды на оптовом энергорынке — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №43 (357) » Третейские суды на оптовом энергорынке

Третейские суды на оптовом энергорынке

Рубрика Тема номера

16 июня 2004 года вступил в силу Закон Украины «О третейских судах» (Закон), которым урегулирована и окончательно легализована работа третейских судов на Украине. Учитывая наличие значительного количества хозяйственных споров между членами оптового рынка электроэнергии (ОРЭ), считаю, что внедрение на ОРЭ предусмотренных этим Законом механизмов решения споров в третейских судах имело бы значительный положительный эффект для стабильности функционирования этого рынка.

Уже сегодня на Украине существует немало положительных примеров успешно работающих третейских судов. Такие суды еще до вступления в силу упомянутого Закона были созданы в Киевской, Донецкой, Одесской и Днепропетровской областях.

Практика действующих третейских судов выявила целый ряд их преимуществ перед государственными судами. Такими преимуществами являются:

— краткие сроки рассмотрения споров: как правило, до двух месяцев;

— стороны могут сами выбирать арбитра, рассматривающего их спор;

— рассмотрение спора в третейском суде имеет конфиденциальный характер;

— процедура рассмотрения по сравнению с государственным судом отличается ощутимой либеральностью: процессуальные права и обязанности сторон могут быть оговорены сторонами в третейском соглашении или в регламенте третейского суда. Кроме того, в качестве доказательств третейский суд может принимать свидетельские показания (хозяйственным судопроизводством это не предусмотрено);

— добровольное исполнение подавляющего большинства решений, что позволяет сохранить партнерские отношения между сторонами спора. При этом решения третейских судов могут быть исполнены в принудительном порядке государственной исполнительной службой;

— выведение конфликтов между сторонами из подсудности государственного правосудия и, таким образом, предотвращение возможности неисполнения соглашения по причине обращения недобросовестной стороны в суд (признание соглашения недействительным, незаключенным и т.п.).

Создание третейского суда на ОРЭ имеет также ряд преимуществ, учитывая при рассмотрении споров особенности отношений на ОРЭ, в частности:

— арбитры, рассматривающие данную категорию споров, будут иметь основательные знания условий и правил функционирования ОРЭ, а потому смогут принимать более взвешенные решения;

— при принятии решений третейский суд будет учитывать реальную ситуацию, складывающуюся на определенный момент времени на ОРЭ.

Также следует отметить, что на сегодня значительное количество решений, принятых хозяйственными судами по спорам между участниками ОРЭ (преимущественно относительно взыскания задолженности), длительное время не исполняются, и перспектива их исполнения представляется сомнительной. То есть фактически наличие решения хозяйственного суда не решает конфликт между сторонами спора и не восстанавливает нарушенные права истца. Решение подобных споров третейским судом ОРЭ могло бы в определенной мере устранить эту проблему, поскольку, по статистике, преобладающее количество решений третейских судов устраивает обе стороны спора и исполняется сторонами добровольно.

Согласно Закону, на Украине могут образовываться и действовать постоянно действующие третейские суды и третейские суды для решения конкретного спора (суды ad hoc). Постоянно действующие третейские суды и третейские суды для решения конкретного спора создаются без статуса юридического лица.

Постоянно действующие третейские суды могут образовываться и действовать при зарегистрированных согласно действующему законодательству Украины:

— всеукраинских общественных организациях;

— всеукраинских организациях работодателей;

— фондовых и товарных биржах, саморегулирующихся организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг;

— торгово-промышленных палатах;

— всеукраинских ассоциациях кредитных союзов, Центральном союзе потребительских обществ Украины;

— объединениях, ассоциациях субъектов предпринимательской деятельности — юридических лиц, в том числе банков.

Фактически оптовый рынок электроэнергии уже представляет собой определенное объединение юридических лиц, которое даже имеет собственные органы: общее собрание, совет, секретариат, рабочие группы. Юридическое закрепление этого объединения предоставит возможность, во-первых, более четко определить его статус (в настоящее время по этому вопросу нет единогласия), и, во-вторых, позволит создать третейский суд, уполномоченный рассматривать споры между членами ОРЭ.

Отдельно следует отметить, что денежные средства и третейский сбор направленные на покрытие других расходов, связанных с разрешением спора третейским судом согласно закону, не облагаются налогом на прибыль и включаются в состав валовых расходов налогоплательщиков, уплачивающих такие средства, в полном объеме. Это обстоятельство делает финансирование такого суда более привлекательным.

Образование постоянно действующего третейского суда требует:

1) принятия решения об образовании постоянно действующего третейского суда;

2) утверждения Положения о постоянно действующем третейском суде;

3) утверждения регламента третейского суда;

4) утверждения списка третейских судей.

Итак, в случае одобрения участниками ОРЭ целесообразности создания постоянно действующего третейского суда, призванного решать споры между участниками ОРЭ, возможен следующий порядок действий:

1) создание и регистрация ассоциации (объединения) участников ОРЭ (в создании может принять участие несколько заинтересованных участников, с дальнейшим привлечением других участников ОРЭ);

2) принятие компетентным органом ассоциации (собранием участников) решения об образовании постоянно действующего третейского суда для разрешения споров между членами ассоциации;

3) утверждение Положения о постоянно действующем третейском суде, регламента третейского суда, списка третейских судей.

Подводя итоги сказанному, хочу призвать участников ОРЭ (энергогенерирующие компании, энергопоставщиков, оптового энергопоставщика) инициировать обсуждение возможности создания постоянно действующего третейского суда, уполномоченного решать споры между участниками ОРЭ. Этот вопрос, безусловно, заслуживает всестороннего изучения.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

FALSE

Кто и как возмещает вред работнику

Государственная практика

Недофинансирование — судейская боль

Деловая практика

«Выключительные» обстоятельства

Законодательная практика

Кто вправе спонсировать суды?

Неделя права

Ценная информация от ЦЕО

Актуально о третейских судах

Стартовала международная юридическая конференция

Финансирование правоохранительных органов будет увеличено, если...

Реестр событий

Выборы глазами Европейского суда

Реалии хозяйственного судопроизводства

Судебная практика

Чем можно «заверить» ВХСУ?

«Энергетика» законодательства

Судебные решения

Реструктуризация задолженности по оплате электроэнергии

Оплата потребляемой тепловой энергии

Действия, которые могут быть признаны нарушением антимонопольного законодательства

Легитимные сроки отключения электроэнергии

Тема номера

Третейские суды на оптовом энергорынке

Можно ли «обойти» оптовый энергорынок

Договорные отношения на энергорынке

Частная практика

Юрфирма в новом качестве

Юридический форум

Областная САУ — пример либеральности

Юридический форум. Письма редактору

В защиту Генерального прокурора

Інші новини

PRAVO.UA