Единый налог: платим меньше? — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №35 (349) » Единый налог: платим меньше?

Единый налог: платим меньше?

Уважаемые господа единоналожники, в борьбе за наше с вами право платить налоги исключительно на основании Закона достигнута еще одна маленькая, но ощутимая победа. Ощутимая, потому что при расчете единого налога теперь можно не гадать, что лучше: заплатить больше — и не иметь проблем или заплатить меньше (в соответствии с законодательством) — и бороться за свои права. Практика фискального (а как же иначе?) толкования налоговиками действующего законодательства Украины, фактически вынуждающая налогоплательщиков уплачивать налоги в размерах, превышающих предусмотренные законодательством, явление, скорее, повседневное и даже привычное. В случаях, когда такая практика находит отражение в актах ГНАУ, она становится труднопреодолимой. Но обо всем по порядку.

Спорный момент

В соответствии с пунктом 4 части 9 Указа Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» по результатам хозяйственной деятельности за отчетный (налоговый) период (квартал) субъекты малого предпринимательства — юридические лица до 20 числа месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом, подают в орган Государственной налоговой службы расчет уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства — юридическим лицом (расчет).

Порядок составления расчета утвержден приказом ГНАУ № 98 от 28 февраля 2003 года, зарегистрированным в Министерстве юстиции 19 марта 2003 года под № 221/7542 (Порядок).

Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что в строке 2 «Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) без учета акцизного сбора» расчета отображается сумма средств, полученных на расчетный счет или (и) в кассу субъекта малого предпринимательства. То есть с того, что на счет пришло, заплати налог. Но ведь на счет субъекта малого предпринимательства — плательщика единого налога поступает (может поступать) не только оплата за проданные товары (работы, услуги), но и:

— дивиденды;

— проценты с банковских вкладов;

— средства, поступающие предприятию как поверенному для исполнения договора поручения или как комиссионеру для исполнения договора комиссии;

— возврат займов, ошибочно уплаченных сумм и т.д.

Неужели предприятие-единоналожник должно уплачивать налог с этих сумм?

Судебное разбирательство

Аудиторской фирмой «АРКА» (в то время ООО «ИнТА-Аудит»), интересы которой представляла юридическая фирма «АРКА» (обе фирмы входят в группу компаний «АРКА»), был подан иск в Хозяйственный суд г. Киева о признании недействительным приказа ГНАУ № 98 от 28 февраля 2003 года «Об утверждении формы расчета уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства — юридическим лицом и Порядка его составления».

В исковом заявлении истец, ссылаясь на пункт 3 Порядка, согласно которому к выручке от реализации продукции (товаров, работ, услуг) без учета акцизного сбора он обязан отнести всю сумму средств, полученных на расчетный счет или (и) в кассу, и, соответственно, уплатить с этой суммы единый налог — 10 %, утверждал, что указанный Порядок предусматривает иной способ расчета единого налога, чем это предусмотрено в Указе Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» № 727/98 от 3 июля 1998 года (в редакции Указа Президента № 746/99 от 28 июня 1999 года (Указ)).

Так, статьей 3 Указа установлено, что субъект предпринимательской деятельности — юридическое лицо, перешедшее на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, самостоятельно выбирающего одну из следующих ставок единого налога:

— 6 % от суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) без учета акцизного сбора в случае уплаты налога на добавленную стоимость согласно Закону Украины «О налоге на добавленную стоимость»;

— 10 % от суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за исключением акцизного сбора в случае включения налога на добавленную стоимость в состав единого налога.

В статье 1 Указа четко определено понятие выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) как сумма, фактически полученная субъектом предпринимательской деятельности на расчетный счет или (и) в кассу за выполнение операций по продаже продукции (товаров, работ, услуг).

Именно на последнем акцентировал внимание суда истец: выручка — это не любые деньги, поступившие на счет, а именно плата за выполнение операций по продаже продукции (товаров, работ, услуг).

Вместе с тем в пункте 3 Порядка предусмотрено, что в строке 2 «Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) без учета акцизного сбора» расчета об уплате единого налога субъектом малого предпринимательства — юридическим лицом отображается сумма средств, полученных на расчетный счет или (и) в кассу субъекта малого предпринимательства.

У истца в числе средств (база налогообложения), поступивших на текущий счет и подлежащих учету, согласно Порядку, были суммы процентов, начисленные банком в соответствии с договором о расчетно-кассовом обслуживании на остатки средств на счете. Соответственно сумма налога, рассчитанная в соответствии с Порядком, была существенно больше суммы налога, рассчитанного согласно Указу.

В иске истец утверждал, что применение предусмотренного Порядком способа расчета единого налога нарушает предусмотренное статьей 67 Конституции Украины право истца на уплату налогов в порядке, установленном Законом, и нарушает его законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.

ГНАУ против иска возражала, утверждая, что для определения базы обложения единым налогом необходимо учитывать все полученные на расчетный счет и в кассу субъекта малого предпринимательства средства от продажи продукции (товаров, работ, услуг), а также «сверхреализационные» доходы, включая кредиторскую задолженность, относительно которой истек срок исковой давности, и выручку от иной реализации.

В своем решении Хозяйственный суд г. Киева указал, что, в соответствии с частью 2 статьи 19 Конституции Украины, органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины. Действующей Конституцией и законами Украины на Государственную налоговую администрацию Украины не возложено право обязывать налогоплательщиков относить к базе налогообложения суммы, размер которых превышает предусмотренные налоговым законодательством Украины.

Соответственно Хозяйственный суд, проанализировав все приведенные сторонами доводы, вынес решение о признании недействительным пункта 3 Порядка. Надеемся, что это решение (при условии поддержания его апелляционной и кассационной инстанциями) облегчит жизнь плательщикам единого налога — юридическим лицам.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

FALSE

Чужие среди своих, свои среди чужих

Господа кредиторы, по реестру становись!

Государственная практика

Добровольные недействующие дружины

Деловая практика

Регистрация торговых марок на имя дистрибьюторов

Жизнь замечательных людей

Генерал-лейтенант от юриспруденции

Законодательная практика

Фонд госимущества Украины в роли арендодателя

Комментарии и аналитика

Проблемы строительной «самоволки»

Компенсация ущерба, причиненного преступлением

Неделя права

В России вводится институт присяжных

Дефицит юристов приводит к нарушению прав граждан

Дело НСПУ направлено на новое рассмотрение

О реестре запретов отчуждения объектов недвижимости

«Алкотрейд» vs «Оболонь»?

Судебная практика

Единый налог: платим меньше?

Стоимость товара определит таможня

Нефть с признаками индивидуализации?

Судебные решения

Услуги по ремонту военных кораблей иностранных государств - за пределами территории Украины

Датой импорта является не дата оформления ГТД, а дата пересечения границы

Право, подлежащее применению при рассмотрении споров о причинении ущерба

Определение оснований для возвращения излишне взысканной таможенной пошлины

Тема номера

...подразумеваем «налоговый закон»?

Перспективы Таможенного кодекса

Трибуна

Какой быть украинской адвокатуре

Частная практика

Как много значат слова

Юридический форум

Мифы и реальность юридического образования

корпоративный конфликт

МФС: практика противостояния

Інші новини

PRAVO.UA