Перспективы Таможенного кодекса — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №35 (349) » Перспективы Таможенного кодекса

Перспективы Таможенного кодекса

Рубрика Тема номера

Развитие торговых отношений с зарубежными странами, приобретение опыта в регулировании перемещения товаров, транспортных средств, личных вещей через таможенную границу вызвали необходимость введения новых правил таможенного регулирования, усовершенствования законодательства по вопросам таможенного дела, что в свою очередь привело к принятию нового Таможенного кодекса Украины на смену старому от 1 января 1992 года.

Новый Таможенный кодекс Украины (ТК), вступивший в силу 1 января 2004 года, прошедший долгий путь разработки и согласования с европейскими стандартами, «переживший» экспертизу в ЕС и одобренный специалистами Еврокомиссии, призван, в первую очередь, защитить экономические интересы Украины, создать благоприятные условия для развития ее экономики, а также способствовать защите интересов субъектов предпринимательской деятельности и граждан.

Эта статья посвящена основным новациям ТК, а именно: новым процедурам и правилам таможенного оформления товаров, новым участникам таможенной процедуры, упрощенной процедуре таможенного оформления, а также всему тому, за что Таможенный кодекс бранят и хвалят одновременно.

Неоспоримым достоинством ТК является то, что он кодифицировал все отечественное таможенное законодательство и учитывает существующие международные стандарты и нормы, в частности, Конвенцию о международных железнодорожных перевозках, Таможенную конвенцию о международной перевозке грузов с использованием Книжки международной дорожной перевозки и др.

Одним «опером» станет больше?

Одним из самых дискуссионных положений ТК является наделение таможенных органов правом на оперативно-розыскную деятельность (ОРД). На сегодня таможенные органы не уполномочены осуществлять ОРД, применять превентивные и разведывательные меры, а борьба с контрабандой и нарушением таможенных правил ведется таможенными органами исключительно совместно с государственными органами, имеющими право на осуществление оперативно-розыскной деятельности. Безусловно, это вызывает нарекания со стороны таможенных органов, тем более что Всемирная таможенная организация призывает стран-участниц к законодательному закреплению правоохранительных полномочий таможенных органов в таможенных кодексах.

На данный момент в Верховном Совете Украины зарегистрирован законопроект о внесении изменений в статью 5 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности», в котором предложено наделить подразделения таможенных органов по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность.

Однако, поскольку, согласно Уголовному кодексу Украины, преступлением считается и подготовка к контрабанде, и покушение на нее, не исключено, что у таможенных органов будут лишние основания вмешиваться в предпринимательскую деятельность под предлогом противодействия «подготовке к контрабанде».

Новый ТК существенно расширяет полномочия таможенных органов по сравнению с ТК 1992 года. Так, они имеют право проводить проверку финансово-экономической деятельности предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, а также проверку систем отчетности и учета товаров, перемещаемых через таможенную границу, и осматривать территории, где могут находиться товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, то есть на всей таможенной территории Украины, а не исключительно в зонах таможенного контроля, как это было раньше.

Новые формы таможенного контроля

Подверглись значительным изменениям формы таможенного контроля и правила их применения.

Существующие формы таможенного контроля, такие как проверка документов и осмотр, были дополнены устным опросом всех физических и должностных лиц предприятий, в том числе перевозчиков и таможенных брокеров, пересекающих таможенную границу Украины или осуществляющих декларирование товаров и транспортных средств. Устные опросы могут проводиться должностными лицами таможенных органов с целью получения информации, необходимой для осуществления таможенного контроля и таможенного оформления, результаты которого должны быть оформлены соответствующим протоколом.

Согласно ТК, таможенному контролю подлежат все товары и транспортные средства независимо от цели их перемещения через таможенную границу. Новеллой в таможенном деле является таможенное декларирование транспортных средств, используемых для перемещения товаров. Законодатели, возможно, немного поторопились, указав в статье 78 ТК, что таможенное оформление осуществляется таможенным органом на протяжении одних суток — учитывая загруженность таможен, этого срока вряд ли будут придерживаться.

Особый интерес предпринимателей вызвал упрощенный порядок таможенного оформления товаров предприятиями, работающими прозрачно и в полном размере платящие налоги в Государственный бюджет Украины. Данный порядок был инициирован Государственной таможенной службой Украины и поддержан Кабинетом Министров Украины. На данный момент таможенной службой разрабатываются внутренние нормативно-правовые акты, устанавливающие механизм реализации постановления КМУ № 810 от 29 июня 2004 года, согласно которому таможенная служба наделяется правом применять упрощенный порядок таможенного оформления к предприятиям-резидентам, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность (ВЭД), которые уплачивают налоги в денежной форме, являются экспортерами товаров собственного производства, крупными налогоплательщиками и не числятся в рядах нарушителей таможенного законодательства.

Так, уже с 1 сентября 2004 года вступают в силу Критерии оценки предприятий-резидентов, к товарам которых может быть применен упрощенный порядок таможенного оформления, утвержденные общим приказом Государственной таможенной службы Украины, Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции, Государственной налоговой администрации Украины от 11 августа 2004 года № 590/296/468.

Критериями предусмотрено, что упрощенный порядок таможенного оформления может применяться к предприятиям-резидентам, осуществляющим ВЭД по меньшей мере два года, заключившим договор с таможенной службой о предоставлении таможенным органам беспрепятственного доступа к банковским и финансовым документам предприятия относительно перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу после окончания процедуры таможенного оформления и таможенного контроля, не имеющим налогового долга, а также не подвергавшимся специальным санкциям за нарушения Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности» и других, связанных с ним Законов (однако не указан срок, на протяжении которого такие санкции не должны применяться). Среди этих санкций значатся наложение штрафов за несвоевременное исполнение субъектами ВЭД своих обязательств, временное приостановление внешнеэкономической деятельности, применение к субъектам ВЭД специального режима лицензирования. Учитывая вышеперечисленные требования, можно предположить, что не многие окажутся в таком «белом» списке и получат льготы при таможенном оформлении товаров и транспортных средств.

Таможенные органы готовы предоставить добропорядочным субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, право подавать декларации в электронном виде, что позволит существенно сократить процедуру таможенного контроля.

Данный порядок призван приблизить таможенную систему Украины к европейским стандартам и стимулировать прозрачность осуществления предпринимательской деятельности.

Также Таможенный кодекс призван пресечь незаконные операции с давальческим сырьем путем предоставления таможенным органам полномочий по контролю над технологическим процессом переработки сырья и нормированию выхода продукции с таможенной территории Украины. Таможенные органы с 1 января 2004 года вправе проверять завезенные для переработки товары не только у субъектов внешнеэкономической деятельности, но и у любого лица, не имеющего никакого отношения к таможенным процедурам декларирования продуктов переработки и заполнению декларации на товары иностранного происхождения.

Декларирование товаров

Таможенный кодекс оставляет в силе предварительное таможенное декларирование, а также предусматривает обязательный таможенный контроль за товарами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу. С нового года субъекты внешнеэкономической деятельности обязаны уведомлять о намерении осуществить экспортно-импортную операцию. Более того, таможенный орган оставляет за собой право самостоятельно определять форму и рамки контроля, достаточные в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, а также осуществлять таможенный контроль за такими экспортно-импортными операциями независимо от срока давности их проведения, в случае если у него имеются достаточные основания считать, что имело место нарушение законодательства Украины. Оcтается пожелать, чтобы таможенные органы осуществляли данное им право, учитывая положение статьи 40 ТК, согласно которому таможенный контроль предусматривает проведение минимума таможенных процедур, необходимых для обеспечения соблюдения таможенных правил.

Временное сохранение товаров

Согласно статье 99 ТК, предусмотрено создание складов временного хранения, где с разрешения соответствующего таможенного органа могут сохраняться товары и транспортные средства до окончания таможенного оформления либо в отношении которых упрощена процедура таможенного оформления. Срок хранения товаров на складах временного хранения не превышает 3 месяцев, после чего они должны быть переведены в другой таможенный режим либо переданы на сохранение таможенному органу. Однако существенным препятствием к использованию склада временного хранения является требование о наличии у предприятия лицензии на право осуществления таможенной брокерской деятельности или деятельности таможенного перевозчика.

Лицензирование таможенных брокеров

Отдельный раздел ТК посвящен регулированию предпринимательской деятельности по оказанию услуг декларирования товаров и транспортных средств. Ужесточены требования к таможенным брокерам, занимающимся в основном декларированием грузов. Для осуществления брокерской деятельности по оказанию услуг таможенный брокер обязан получать лицензию на право осуществления брокерской деятельности, предусматривающей заключение договора страхования собственной деятельности на сумму не менее 2 000 нмдг. Такое же требование предъявляется к таможенным перевозчикам.

Возможно, эта норма и соответствует европейским стандартам, однако нужно учитывать, что декларированием товаров занимаются в подавляющем большинстве мелкие и средние фирмы, для которых данная сумма страхования явно не по силам, что, в свою очередь, неизменно приведет к повышению тарифов за услуги таможенных брокеров.

Таможенных режимов стало больше

Таможенный кодекс определил условия применения таможенных режимов, до 2004 года не использовавшиеся: реэкспорт, реимпорт, отказ в пользу государства. Режим «реэкспорт» предоставит субъектам внешнеэкономической деятельности возможность избежать дополнительного вмешательства государства в их коммерческую деятельность, поскольку к их операциям не будут применяться механизмы нетарифного регулирования, такие как квотирование, лицензирование, сертификация и др. Режим реэкспорта позволяет ввозить товары на территорию Украины и вывозить их без уплаты соответствующих налогов. Данная форма торговли широко распространена во всем мире. Однако, согласно пункту 2 части 1 статьи 197 ТК, режим реэкспорта предусматривает неизменное состояние товаров, ввозящихся и вывозящихся с таможенной территории Украины, кроме природного износа и потерь при нормальных условиях транспортировки и сохранения. Такая норма автоматически пресекает какие-либо операции с ввозимым товаром, поскольку даже бирку на такой товар нельзя наклеить без последующего изменения таможенного режима.

В случае избрания режима реимпорта компании при ввозе товаров, экспортируемых с таможенной территории, смогут возвратить сумму таможенного сбора, уплаченного при экспорте таких товаров. Возмещение будет осуществляться из бюджета по заявлению таможенных органов. Нетрудно догадаться, что порядок и процедура такого возмещения будет позаимствованы у налоговых органов — они будут аналогичны порядку и процедуре возмещения НДС.

Отдельной главой ТК определены условия, порядок перемещения товаров за пределы таможенной территории Украины.

Гражданам разрешен свободный ввоз и вывоз товаров на сумму до 200 евро, а вывоз товаров, стоимость которых превышает эту сумму, разрешен исключительно при условии осуществления отдельной таможенной регуляции.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

FALSE

Чужие среди своих, свои среди чужих

Господа кредиторы, по реестру становись!

Государственная практика

Добровольные недействующие дружины

Деловая практика

Регистрация торговых марок на имя дистрибьюторов

Жизнь замечательных людей

Генерал-лейтенант от юриспруденции

Законодательная практика

Фонд госимущества Украины в роли арендодателя

Комментарии и аналитика

Проблемы строительной «самоволки»

Компенсация ущерба, причиненного преступлением

Неделя права

В России вводится институт присяжных

Дефицит юристов приводит к нарушению прав граждан

Дело НСПУ направлено на новое рассмотрение

О реестре запретов отчуждения объектов недвижимости

«Алкотрейд» vs «Оболонь»?

Судебная практика

Единый налог: платим меньше?

Стоимость товара определит таможня

Нефть с признаками индивидуализации?

Судебные решения

Услуги по ремонту военных кораблей иностранных государств - за пределами территории Украины

Датой импорта является не дата оформления ГТД, а дата пересечения границы

Право, подлежащее применению при рассмотрении споров о причинении ущерба

Определение оснований для возвращения излишне взысканной таможенной пошлины

Тема номера

...подразумеваем «налоговый закон»?

Перспективы Таможенного кодекса

Трибуна

Какой быть украинской адвокатуре

Частная практика

Как много значат слова

Юридический форум

Мифы и реальность юридического образования

корпоративный конфликт

МФС: практика противостояния

Інші новини

PRAVO.UA