Вместо идентификационного кода — паспортные данные — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №12 (326) » Вместо идентификационного кода — паспортные данные

Вместо идентификационного кода — паспортные данные

5 ноября 2003 года Судебная палата по гражданским делам Верховного Суда Украины, рассмотрев в судебном заседании дело по жалобе гр-на Ш. на неправомерную бездеятельность Государственной налоговой инспекции в г. Ялте по кассационной жалобе гр-на Ш. на решение Ялтинского городского суда от 3 декабря 2002 года и определение коллегии судей Судебной палаты по гражданским делам Апелляционного суда Автономной Республики Крым от 17 февраля 2003 года, установила следующее.

В июне 2002 года гр-н Ш. обратился в суд с указанной жалобой, ссылаясь на то, что в феврале 2002 года он обратился к субъекту обжалования с заявлением о том, что он по своим религиозным убеждениям отказывается от принудительно присвоенного ему идентификационного кода, а потому, в соответствии с частью 2 статьи 1 Закона Украины «О государственном реестре физических лиц — плательщиков налогов и других обязательных платежей», ГНИ должна сделать отметку о наличии у него права на уплату налогов по паспортным данным. Государственная налоговая инспекция в г. Ялте такой отметки в паспорт жалобщика не внесла, ссылаясь на отсутствие механизма реализации этого положения Закона.

Решением Ялтинского городского суда от 3 декабря 2002 года, оставленным без изменения определением коллегии судей Судебной палаты по гражданским делам Апелляционного суда Автономной Республики Крым от 17 февраля 2003 года, в удовлетворении жалобы отказано.

В кассационной жалобе гр-н Ш. просит отменить постановленные судом решения и удовлетворить требования, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, в частности, статей 1, 3 Закона Украины «О государственном реестре физических лиц — плательщиков налогов и других обязательных платежей», статей 8, 19, 22, 55 Конституции Украины, пункта 6 положения «О паспорте гражданина Украины», статей 2, 8 Закона Украины «О Государственной налоговой службе на Украине».

Кассационная жалоба подлежит удовлетворению на основании следующего.

Отказывая в удовлетворении жалобы, суд первой инстанции и апелляционный суд, соглашаясь с его решением, исходили из того, что, в соответствии с требованиями части 2 статьи 1 Закона Украины «О государственном реестре физических лиц — плательщиков налогов и других обязательных платежей», лица, которые из-за своих религиозных убеждений отказываются от принятия идентификационного номера и официально уведомили об этом соответствующие государственные органы, имеют право платить налоги и иные обязательные платежи по ранее установленной форме учета, о чем делается соответствующая отметка в паспорте. При этом суд указал, что на данный момент отсутствует четкий механизм реализации указанного Закона в части внесения соответствующих записей в паспорта граждан, а потому субъект обжалования правомерно отказал жалобщику внести отметку в его паспорт.

Однако с таким выводом суда согласиться нельзя.

Согласно статье 67 Конституции Украины, каждый обязан уплачивать налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом.

Функции по контролю за соблюдением налогового законодательства, правильностью начисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджеты и государственные целевые фонды налогов и других обязательных платежей, а также по учету налогоплательщиков — физических лиц, возложены на государственные налоговые органы.

Законом Украины от 16 июля 1999 года № 1003 были внесены изменения в Закон Украины «О государственном реестре физических лиц — плательщиков налогов и других обязательных платежей». В соответствии с дополненной частью 2 статьи 1 этого Закона для лиц, которые из-за своих религиозных или иных убеждений отказываются от принятия идентификационного номера и официально уведомляют об этом соответствующие государственные органы, сохраняются ранее установленные формы учета плательщиков налогов и других обязательных платежей. В паспортах указанных лиц делается отметка о наличии у них права осуществлять любые платежи без идентификационного номера.

Таким образом, указанным Законом предусмотрено, что данный налогоплательщик в рамках действующего законодательства вправе исполнить конституционный долг уплаты налогов и сборов без присвоения идентификационного номера, избрав альтернативную форму учета налогоплательщиков. Поэтому отказ налогового органа внести соответствующие изменения в паспорт жалобщика не отвечает требованиям части 2 статьи 1 Закона Украины «О государственном реестре физических лиц — плательщиков налогов и других обязательных платежей», которой на налоговые органы возложена обязанность вносить такие записи.

Доводы субъекта обжалования об отсутствии механизма внесения соответствующей записи в паспорт такого гражданина не могут быть основанием для невыполнения требований Закона налоговым органом.

Поскольку обстоятельства дела установлены полно и правильно, но неправильно применен материальный закон, то в силу требований статьи 340 ГПК Украины постановленные судебные решения подлежат отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении жалобы.

Руководствуясь статьями 334, 340 ГПК Украины, Судебная палата по гражданским делам Верховного Суда Украины решила:

кассационную жалобу удовлетворить;

решение Ялтинского городского суда от 3 декабря 2002 года и определение коллегии судей Судебной палаты по гражданским делам Апелляционного суда Автономной Республики Крым от 17 февраля 2003 года отменить;

признать бездеятельность налогового органа неправомерной и обязать Государственную налоговую инспекцию в г. Ялте Автономной Республики Крым удовлетворить требования гр-на Ш. и внести в его паспорт отметку о наличии у него права осуществлять любые платежи без идентификационного номера.

Решение обжалованию не подлежит.

(Решение Верховного Суда Украины от 5 ноября 2003 года. Председательствующий — Ярема А.Г.)

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Споры с ГНАУ — компетенция хозсудов

Деловая практика

О некоторых спорных аспектах энергоснабжения

Законодательная практика

Особенности налогового залога

Украинские финансовые круги «выехали» в европейский финансовый свет

Неделя права

Новое руководство в AIPPI

Принят Гражданский процессуальный кодекс

Шелест против…

Создается Реестр юристов-советников

Нотариусы получили Инструкцию

Комитет подождет вывода КСУ

Новости делового мира

Президент торопится с отдельными счетами по НДС

Налогообложение при продаже корпоративных прав

Патентная неразбериха

Бухучет в банках

Новости законодательства

С депутатами шутки плохи

Вся информация в одном реестре

Парламент в очередной раз одобрил судейский закон

Новости из-за рубежа

Евросоюз против Microsoft

Франция угрожает Apple судом

Новости профессии

ГПУ: уголовные дела против Юлии Тимошенко возбуждены законно

КСУ повторно одобрил проект политреформы

Судьи получают зарплату даром?

Президент объединяет суды

В Украинском институте развития фондового рынка состоялся «круглый стол»

Новости юридических фирм

В «Магистр & партнеры» пополнение

Научная деятельность «Украинской правовой коллегии»

Peter Levine Law Group изменила свое название

Судебная практика

Вспомогательные помещения многоквартирных домов являются общей собственностью граждан

Обжалование приказа об отчислении

Одинаковые дела — разные решения

Вместо идентификационного кода — паспортные данные

Тема номера

Спорное решение подлежит обжалованию

Оспаривание компетенции органа арбитражной юрисдикции

Частная практика

Юруслуги глазами клиентов

день юридической практики

Каково будущее украинских адвокатов?

Девять лет плюс один день

Опыт студенту дает только юрпрактика

Нотариусам надо бороться за свои права

Нововведение: и один в поле воин

«Юрпрактика»: день за днем

Інші новини

PRAVO.UA