СТРАСТИ ПО ТАМОЖЕННОМУ КОДЕКСУ — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №2 (212) » СТРАСТИ ПО ТАМОЖЕННОМУ КОДЕКСУ

СТРАСТИ ПО ТАМОЖЕННОМУ КОДЕКСУ

С провозглашением независимости Украина самостоятельно избрала пути правового регулирования внутренней и внешнеэкономической деятельности, таможенного дела. Принятые в начале 90-х годов прошлого столетия, законодательные акты (и в их числе — Таможенный кодекс) сегодня уже не вполне соответствуют требованиям международной торговли, перспективам интеграции Украины в европейское и международное сообщество, да и просто не в состоянии охватить все потребности практики в качественном правовом регулировании. Разработка и принятие нового Таможенного кодекса в связи с этим не сходили с повестки дня уже довольно долгое время. И вот 20 декабря ушедшего года был сделан чрезвычайно важный шаг: парламент принял проект Таможенного кодекса Украины (регистрационный № 1030) в третьем окончательном чтении.

НОВЫЙ КОДЕКС — НОВЫЕ ПРАВИЛА

В новом Кодексе сразу же бросается в глаза то, что он значительно вырос как в плане объема, так и в смысле качества изложения законодательного материала. Рассмотрим его более подробно.

Таможенный кодекс определяет основы организации и осуществления таможенного дела на Украине, регулирует экономические, организационные, правовые, кадровые и социальные аспекты деятельности таможенной системы Украины. Новый Кодекс направлен на обеспечение защиты экономических интересов нашей страны, создание благоприятных условий для развития ее экономики, защиты прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности и граждан, а также на обеспечение соблюдения законодательства Украины по вопросам таможенного дела.

Все это должно быть осуществимо, по идее, путем систематизации и кодификации таможенного законодательства в едином нормативно-правовом акте.

Хотелось бы обратить внимание читателей на то, что в ТК приведены дефиниции некоторых новых понятий, употребляемых в таможенном законодательстве. Определено, например, что такое платежные документы и иные ценные бумаги, интеллектуальная собственность, экспресс-перевозчик, зона упрощенного таможенного контроля, контрафактные товары и др.

Порядок перемещения через таможенную границу Украины товаров и транспортных средств, таможенное регулирование, связанное с установлением и взысканием таможенных платежей, процедуры таможенного контроля и оформления, борьба с контрабандой и нарушениями требований ТК, направленные на реализацию таможенной политики Украины, составляют, согласно Кодексу, таможенное дело. Таможенное дело является составной частью внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Украины, которая придерживается признанных в международных отношениях систем классификации и кодирования товаров, единой формы декларирования экспорта и импорта товаров, таможенной информации, других международных норм и стандартов.

КАК ЭТО БЫЛО…

Таможенный кодекс принят и теперь ожидает своей дальнейшей участи. Во многом она определялась в процессе принятия парламентом данного нормативно-правового акта, когда возникало немало интересных дискуссий и споров вокруг того, каким быть таможенному будущему Украины.

В день принятия ТК — 20 декабря — на заседании парламента его представлял председатель подкомитета Комитета Верховного Совета по вопросам экономической политики и управления народным хозяйством, собственности и инвестиций Владимир Петренко. Он отметил, что при подготовке к третьему чтению народными депутатами Украины, членами Комитета по вопросам экономической политики были проработаны многие предложения, поступившие от народных депутатов (90% из них учтено). Однако это не мешало разгореться принципиальному спору о статусе таможенных органов.

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИЛИ НЕТ?

Наиболее сложная проблема — предоставление таможенным органам статуса правоохранительных органов со всеми вытекающими отсюда последствиями. Этот вопрос и был вынесен 20 декабря на голосование Верховного Совета.

Народный депутат Станислав Гуренко считает этот пункт принципиальным. По его мнению, не следует еще одной службе предоставлять право на оперативно-розыскную деятельность, т. е. возможность влиять на права человека. После детального анализа и консультаций с соответствующими специалистами он пришел к выводу, что подобные положения принимать не следует, и не следует предоставлять в полном объеме право оперативно-розыскной деятельности еще одной службе, поскольку на Украине таких служб и без того достаточно.

В проекте Таможенного кодекса до самого последнего времени присутствовали статьи, регулирующие оперативно-разыскную деятельность таможенных органов. Под такой деятельностью понималась система гласных и негласных мероприятий с применением оперативных и оперативно-технических средств с целью обнаружения, предупреждения и раскрытия контрабанды, взятия под контроль лиц, причастных к их совершению, а также с целью обеспечения безопасности таможенных органов Украины и их работников. Для этого необходимо было создание двух организаций — Управления организации борьбы с контрабандой и нарушением таможенных правил и Управления собственной безопасности и контроля Таможенной службы Украины с соответствующими местными подразделениями.

Для этого им планировалось предоставить права, предусмотренные многими пунктами части 1 статьи 8 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности».

Однако депутаты не восприняли аргументы председателя таможенного комитета Николая Каленского о том, что в некоторых зарубежных странах оперативно-розыскную деятельность проводят до двух десятков государственных органов, а у нас почему-то стараются эту монополию не нарушать; о том, что оперативно-розыскная деятельность украинской таможни будет осуществляться не по всей территории государства, а только в таможенных зонах, на границе. В конце концов, парламентарии так и не предоставили таможенным органам право проводить оперативно-розыскную деятельность, не отнесли таможню к правоохранительным органам. Что ж, возможно, это несколько затруднит работу таможенных органов, однако не допустит концентрации власти в руках одного органа и не будет дополнительно стеснять деятельность предпринимательского сектора.

В ПОИСКАХ ЛЕГКОГО ПУТИ

Председатель Государственной таможенной службы г-н Каленский, присутствуя в день принятия ТК на заседании парламента, до конца пытался отстоять интересы своего ведомства. Он высказал критические замечания к внесенным депутатами изменениям общего характера.

Во-первых, он посетовал на то, что на Кабинет Министров предполагается возложить решение целого комплекса вопросов, связанных с непосредственным руководством Государственной таможенной службы. Это, например, статьи 34, 40, 43, ограничивающие деятельность таможенной службы контролем со стороны Кабмина. По его мнению, такие правила будут обременять правительство необходимостью принятия постановлений, тогда как это могла бы делать и сама таможенная служба.

Во-вторых, новым Кодексом установлено, что целый ряд вопросов, регулируемых сегодня постановлениями Кабинета Министров, нормативными документами министерств, Государственной таможенной службой, должны регулироваться законами. По подсчетам председателя Гостаможслужбы, после принятия Таможенного кодекса нужно будет принять еще около 20 законов, и это будет непростой путь. В качестве примера можно привести статью 3 ТК, где говорится о том, что основы таможенного дела, в том числе размеры налогов и сборов, а также условия таможенного обложения, специальные таможенные зоны и таможенные режимы на территории Украины, перечень товаров, экспорт, импорт и транзит которых через территорию Украины запрещается, определяются исключительно законами Украины и этим Кодексом. Закрепление такого правила должно существенно ограничить правотворчество таможенных органов.

Кабинет Министров Украины также организовывает и обеспечивает осуществление таможенного дела в соответствии с этим Кодексом и другими законами Украины, а также международными договорами Украины; координирует деятельность специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в области таможенного дела, других органов исполнительной власти при решении вопросов, касающихся таможенного дела.

ВПЕРЕД В ПРОШЛОЕ!

В настоящей статье хотелось бы затронуть проблему действия законодательства по вопросам таможенного дела во времени. На практике нередко происходят ситуации, когда внешнеэкономические операции осуществляются по одним условиям с одним налогообложением и таможенными сборами, а затем вследствие изменений в законодательстве условия договоров по требованиям таможенных органов необходимо изменять и корректировать.

Статья 10 нового ТК пытается разрешить эту проблему, правда, не совсем удачно. Согласно первой части данной статьи, при осуществлении таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Украины, применяются исключительно нормативно-правовые акты, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом Украины. А в случаях если действующим законодательством предусмотрена возможность проведения таможенных процедур без представления декларации, применяется законодательство, действующее на день осуществления таких процедур.

Согласно другому правилу, лицо, совершившее нарушение таможенных правил или другое правонарушение, предусмотренное этим Кодексом, подлежит ответственности на основании норм, действующих во время и по месту совершения правонарушения. А вот законы, смягчающие или отменяющие ответственность за нарушение таможенных правил и прочие правонарушения, предусмотренные этим Кодексом, имеют обратную силу, т. е. распространяются и на правонарушения, содеянные до принятия этих законов. Законы, устанавливающие или усиливающие ответственность за такие правонарушения, обратной силы не имеют. В принципе, это справедливое и конституционное правило. Однако в нем нет детализирующего момента: будет ли оно в равной мере применяться и к физическим и к юридическим лицам. Не секрет, что юридическим лицам-правонарушителям в нашем государстве не дают никаких поблажек, и нельзя окончательно заключать, что данное правило не будет применяться к юридическим лицам вследствие корректировки правоприменителей.

Кроме того, производство по делам о нарушении таможенных правил и прочих правонарушениях, предусмотренных этим Кодексом, ведется на основании законодательства, действующего во время и по месту рассмотрения дела о правонарушении.

ЭТО ЕЩЕ НЕ КОНЕЦ

За проект Таможенного кодекса в третьем чтении проголосовали 274 народных депутата. Кодекс принят, однако, по имеющимся сведениям, он пока еще не подан Президенту на рассмотрение. Дело в том, что народный депутат Владимир Петренко предложил провести дополнительную процедуру с Таможенным кодексом. Верховному Совету было поручено до 15 января согласовать и привести в соответствие терминологию Гражданского и Хозяйственного кодексов. За такую же процедуру согласования ТК с подачи г-на Петренко проголосовали народные депутаты. Выполнить юридико-технические правки поручено Комитету по вопросам экономической политики, а также Главному юридическому управлению Верховного Совета Украины, которые до 15 января должны согласовать Таможенный кодекс с Гражданским и Хозяйственным. Так что с радостной вестью о том, что основоположные кодексы наконец-то подписаны Президентом, или даже опубликованы, пока придется повременить.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Деловая практика

ДОГОВОР ФРАНЧАЙЗИНГА

Законодательная практика

ЗАВЕРШЕНИЕ БЮДЖЕТНОЙ ЭПОПЕИ

Зарубежная практика

ВАМ ХВАТИТ ОДНОГО ДОЛЛАРА ЗАРПЛАТЫ?

ВЕРНЕМСЯ К ПУБЛИЧНЫМ НАКАЗАНИЯМ?

Неделя права

СТРАСТИ ПО ТАМОЖЕННОМУ КОДЕКСУ

Новости из-за рубежа

АВСТРАЛИЙСКИЕ ПОЖАРЫ — ДЕЛО РУК ПОДРОСТКОВ

ОБВИНЕНИЕ ГОТОВО ДОКАЗАТЬ ВИНУ МИЛОШЕВИЧА

ЗАПРЕТ НА ОРУЖИЕ

В ПОГОНЮ ЗА ДЕДОМ МОРОЗОМ

Новости профессии

УКРАИНСКАЯ ИНДУСТРИЯ ОСТАЕТСЯ ЗАЛОЖНИКОМ ПИРАТОВ

МОЛОДЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛИ ОБЪЕДИНЯЮТСЯ

ДОЛГИ НЕ ПРОЩАЮТ

КОНСТИТУЦИОННОСТЬ ГОСБЮДЖЕТА НА 2001 ГОД ПОД ВОПРОСОМ

ЗА ИНФОРМАЦИЕЙ С ОРУЖИЕМ В РУКАХ

НЕ ВЕЛИ КАЗНИТЬ, А ВЕЛИ ПОМИЛОВАТЬ

Прецеденты

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Судебная практика

НЕКОНСТИТУЦИОННАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

СПИСАНИЕ ПЕНИ ЗА ПРОСРОЧКУ ВОЗВРАТА ВАЛЮТНОЙ ВЫРУЧКИ: «ЗА» И «ПРОТИВ»

Тема номера

АВТОРА! АВТОРА!

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ РЕТРАНСЛЯЦИИ

ЛИЦЕНЗИОННЫЙ ДОГОВОР

Частная практика

PACTA SUNT SERVANDA

НОТАРИУС ГОДА

Інші новини

PRAVO.UA