ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ ДЛЯ ВСЕХ — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №12 (222) » ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ ДЛЯ ВСЕХ

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ ДЛЯ ВСЕХ

Рубрика Тема номера

Развитие Украины как демократического государства на каждом этапе определяло новые и наиболее важные направления правового регулирования. В начале 90-х годов наше государство нуждалось в оформлении конституционного строя и принятии Конституции, закрепляющей основные права граждан и регулирующей деятельность основных государственных органов. Кроме того, общественные потребности и развитие рыночной экономики требовали также принятия соответствующих велению времени нормативно-правовых актов в сфере гражданского и предпринимательского права. С развитием технического прогресса назрела необходимость принять Уголовный кодекс, устанавливающий ответственность за совершение «высокоинтеллектуальных» преступлений (в сфере компьютерной связи и т. п.). Сегодня в правовом регулировании нуждаются телекоммуникации.

Современное мышление меняется достаточно динамично. И если раньше престиж и уважение любого государства обеспечивались наличием у него ядерного орудия и прочих подобных атрибутов, то сегодня именно уровень информационно-технологического развития страны, а также характер происходящих в ней социальных, экономических и культурных процессов в значительной степени определяют ее положение на международной арене. Повышение уровня информационно-технического развития является непременным условием для последующего обеспечения растущих потребностей человека и реализации его демократических прав и свобод в современном обществе. В связи с этим на ближайшую перспективу совершенствование информационно-телекоммуникационного сектора экономики становится одним из приоритетных направлений политического, экономического и правового развития Украины.

ПРАВО ПРЕДОСТАВЛЕНО, НО…

Однако можно ли говорить о развитии телекоммуникационной сферы на Украине вообще и ее правовом регулировании в частности? Несомненно, информационно-технический прогресс не обошел наше государство стороной, но он скорее «заглянул» к нам, оставив свои тривиальные достижения — телефон, радио, телевидение, компьютер и Интернет. В связи с этим, однако, важным представляется реализация прав граждан в сфере телекоммуникационных проблем. Что такое право вообще? Это гарантированная государством правовая возможность поступать определенным образом. Основы таких правовых возможностей заложены в первую очередь в Конституции Украины. Так, в пункте 2 статьи 34 Конституции Украины закреплено право каждого собирать, сохранять хранить?, использовать и распространять информацию устно, письменно или другим способом по своему выбору. В пункте 3 статьи 34 говорится, что осуществление этих прав может быть ограничено в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка с целью недопущения совершения преступлений, для охраны здоровья населения, для защиты репутации или прав других людей, для предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально и т. д. По всей видимости, второй пункт данной статьи был позаимствован из статьи 19 Всеобщей декларации прав человека, в которой закреплена свобода искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ. Действительно, в последнее время в связи со стремительным развитием уровня техники потребность человека в информации стала такой же насущной, как потребность в пище, воздухе, частной собственности и пр. Тем не менее непосредственных конституционно-правовых оснований для регулирования исключительно телекоммуникационной сферы сейчас нет: ни Конституция Украины, ни международно-правовые документы не закрепляют права человека и гражданина на свободное использование телекоммуникаций. В то же время «традиционный» перечень основных прав и свобод постоянно пополняется, и в каждом базовом документе о правах и свободах содержится положение о том, что перечень прав человека не закрыт, и реализация основных прав человека не должна умалять возможности реализации других прав.

В любом случае основные документы, регламентирующие юридический статус личности, содержат положения об информационных правах. Это, как правило, свобода слова, свобода средств массовой информации или свобода самовыражения. Указанные права вполне применимы и к телекоммуникациям, поэтому, подвергая нормативные документы расширительному толкованию, можно констатировать, что право на использование телекоммуникаций у украинских граждан есть.

…НО НЕ ПРЕДОСТАВЛЕНА ВОЗМОЖНОСТЬ

Статья 2 Закона Украины «О связи» закрепляет положение о том, что связь является одной из приоритетных и особо важных отраслей на Украине, призванных удовлетворить потребности потребителей в средствах и услугах почтовой и электрической связи. В соответствии с данным законом предприятия и объединения связи должны принимать все необходимые меры для удовлетворения потребностей юридических и физических лиц во всех видах услуг связи и повышения их качества. Более того, предприятия и объединения всех форм связи осуществляют свою деятельность на принципах равного доступа всех потребителей к услугам связи с предоставлением преимущества органам государственной власти (пункт 1 статья 14 Закона Украины «О связи»).

В этой-то норме и кроется вся сущность отношения государства к адаптации телекоммуникаций ко всеобщему использованию. Чтобы заботиться о беспрепятственном доступе к телекоммуникациям и свободе телекоммуникационного слова, необходимо сначала обеспечить наличие и возможность использования компьютера, а именно обеспечить материальную базу телекоммуникационных прав в телекоммуникационных отношениях, создать телекоммуникационную инфраструктуру. Пока же свобода компьютерного слова заботит лишь профессиональных программистов и некоторую часть городского населения нашего государства, ту часть, которая имеет относительно высокие доходы. Известно, что даже в Киеве не завершена полная телефонизация районов. Что же тогда можно говорить о повсеместной компьютеризации и использовании Интернета?! Получается, что адаптация различных средств телекоммуникаций среди населения государством осуществляется, но слишком медленно, т. к. требует значительных капиталовложений, да и приоритеты такой адаптации сдвинуты далеко не в пользу населения.

УНИВЕРСАЛЬНОЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ УНИВЕРСАЛЬНОЙ УСЛУГИ

Универсальное обслуживание — основной принцип правового регулирования сферы телекоммуникаций. Иногда его называют принципом универсального доступа. Содержание этого принципа заключается в достижении максимально возможного уровня приобщения населения к информационным и коммуникационным услугам, что в конечном итоге приведет к созданию правовой, организационной, экономической, социальной и политической почвы для вступления Украины в международное информационное пространство. Вполне естественно, что реализация данного принципа должна обеспечиваться гарантиями со стороны государства. Прежде всего это гарантии юридические, обеспечивающие реализацию принципа универсального обслуживания. Закрепление данного принципа в нормативно-правовых актах, взаимодействие и соответствие этих актов, закрепление прав и обязанностей, а также ответственности за их неисполнение — вот действия, необходимые для развития на Украине телекоммуникаций и выхода Украины в международное телекоммуникационное сообщество.

Существуют еще и экономические гарантии реализации принципа универсального доступа, которые заключаются в предоставлении возможности приобщения к телекоммуникационным услугам всех, кто испытывает в них необходимость. Обеспечивается это путем предоставления скидок, льгот, стимулирования производителей и потребителей и прочих экономических действий, способствующих распространению средств телекоммуникаций и, соответственно, развитию телекоммуникационной сферы среди населения. В западных странах, например, компьютер дома — явление столь обыкновенное, что семьям, которые по каким-то причинам не могут позволить себе приобрести компьютер, модем и подключиться к Интернету, перечисленные средства телекоммуникации предоставляются государством бесплатно либо со значительными скидками.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ НАМ НЕ ПОВРЕДИТ

«Учиться, учиться и еще раз учиться», — это классическое выражение применимо и к прогрессивному развитию правового регулирования телекоммуникаций на Украине при условии учета зарубежного опыта. Знание механизмов универсального обслуживания в телекоммуникационной сфере развитых европейских стран поможет становлению качественной модели универсальной телекоммуникационной услуги на Украине.

Принцип универсального обслуживания является одним из наиболее значимых положений в теории правового регулирования телекоммуникаций в США. Так, согласно американскому законодательству, должен существовать определенный набор услуг, предоставляемых каждому субъекту телекоммуникационных отношений вне зависимости от его правового статуса. Это регулируется главой 54 Американского Свода федеральных предписаний. Так, например, каждое проживающее в США лицо должно быть обеспечено связью со службой экстренной помощи, а федеральные органы и органы штатов обязаны обеспечить возможность каждому абоненту связаться с такой службой. Кстати, финансирование данной услуги осуществляется из бюджетных средств.

По законодательству Германии универсальными услугами является минимальное предложение общественности телекоммуникационных услуг установленной цены и качества. Перечень таких услуг утверждается немецким парламентом на основании изучения спроса населения на пользование определенными средствами телекоммуникаций.

Модель универсального обслуживания по законодательству Литвы заключается в предоставлении всем потребителям установленного правительством минимума телекоммуникационных услуг. Универсальные услуги должны оказываться всеми операторами, предоставляющими такие услуги, независимо от формы собственности.

ПОРА НАЧИНАТЬ

Эффективное правовое регулирование сферы телекоммуникаций в развитых европейских странах предоставляет гражданам действительно обширные возможности во всех областях общественной жизни. Мы понимаем, что кризисное состояние экономики Украины не позволяет на данном этапе развития нашего государства уделять телекоммуникациям то внимание, которое уделяется им за рубежом. Однако кто ничего не делает, тот ничем не владеет. Следует помнить, что сфера телекоммуникационных отношений развивается столь быстро, что опоздание в ее регулировании грозит опасностью невозможности ее развития в будущем. Поэтому сегодня в первую очередь необходимо на законодательном уровне закрепить доступность для населения элементарных телекоммуникационных средств и обязательно создать экономические условия для их реализации.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Деловая практика

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ — ДЕЛО МЕЖДУНАРОДНОЕ

ПОЧЕМУ РЕФОРМА НОТАРИАТА НА УКРАИНЕ ЕЩЕ НЕ ЗАКОНЧЕНА…

Законодательная практика

СЕТЕВОЙ МАРКЕТИНГ

АКТЫ ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Зарубежная практика

НЕДОВОЛЬСТВО РАСТЕТ

ГОСУДАРСТВО ЮГОСЛАВИЯ СТАЛо ДОСТОЯНИЕМ ИСТОРИИ

Неделя права

ТАМОЖНЕ НЕ ДАЛИ ДОБРО

ВСЕМ ПРИДЕТСЯ ПОДОЖДАТЬ!

Новости из-за рубежа

БУДЕТ СИДЕТЬ!

В ИТАЛИИ ПРОХОДИТ КРУПНАЯ ОПЕРАЦИЯ ПО БОРЬБЕ С МАФИЕЙ

В ДЕЙСТВИЕ ВСТУПАЮТ НОВЫЕ ПРАВИЛА ВВОЗА В РОССИЮ НАЛИЧНОЙ ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ

В БАРСЕЛОНЕ ЗАФИКСИРОВАНЫ ПЕРВЫЕ СТЫЧКИ МЕЖДУ ПОЛИЦИЕЙ И ПРОТИВНИКАМИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

ПРЕМЬЕР-МИНИСТР СЕРБИИ — АМЕРИКАНСКИЙ ШТИРЛИЦ?

Новости профессии

ВНЕСЕНИЕ «ПЕРВОЙ ПОПРАВКИ» В КОНСТИТУЦИЮ ОТЛОЖЕНО

НАША МИЛИЦИЯ НАС БЕРЕЖЕТ

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ ИЗМЕНИЛ УПК И ГПК

ПРОИЗВОДСТВО ПРЕКРАТИТЬ!

КУРС НА СБЛИЖЕНИЕ

Первая полоса

ПРОКУРАТУРА КИЕВА ПРОТИВ «GOLDEN TELECOM»: ИГРА ПО ПРАВИЛАМ?

Прецеденты

ПРАВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

ПРАВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Судебная практика

СТРАННОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО

Тема номера

«ХОРОШЕГО» ПОНЕМНОГУ

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ НА УКРАИНЕ

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ ДЛЯ ВСЕХ

Юридический форум

ЖИТЬ НАДО ПО ПРАВИЛЬНЫМ ЗАКОНАМ!

РАСТОЛКУЙТЕ, ПОЖАЛУЙСТА!

Інші новини

PRAVO.UA