Законом Украины «О судоустройстве Украины» установлена искусственная четырехзвенная система судов с повторной кассацией вместо классической европейской трехзвенной. В отличие от нашей она предусматривает возможность неоднократной отмены окончательных, вступивших в законную силу судебных решений с возвращением дел на новое рассмотрение. Предусмотренная Законом система не соответствует принципам справедливого рассмотрения дел в разумные сроки и правовой определенности, которые закреплены в статье 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Это отмечается в решении Европейского суда по правам человека от 25 июля 2002 года в деле «Совтрансавто-Холдинг» против Украины».
Созданный по инициативе Министерства юстиции Украины Указом Президента Украины 30 августа 2000 года № 1032, Совет по вопросам реформирования судебной системы Украины как консультативно-совещательный орган при Президенте Украины из-за несбалансированного политического и профессионально-юридического состава оказался на деле не способным решать политические, экономические, организационные и юридические проблемы, тормозящие судебно-правовую реформу, о чем свидетельствуют реальные результаты. К тому же Совет еще два года назад фактически прекратил свою работу.
После принятия Конституции Украины стратегической ошибкой стал порочный подход к судебной реформе, когда во главу угла был поставлен Закон о судоустройстве, а реформирование судопроизводства отошло на второй план. Общеизвестно, что в любом деле сначала создается технология производства, а уже потом строится само производство. К сожалению, и сейчас, под искусственно выдуманную четырехзвенную судебную систему так же искусственно подгоняется процесс подготовки проектов «новых» процессуальных кодексов Украины. Поэтому народные депутаты Украины Катеринчук Н., Стретович В., Филенко В., Жвания Д., Беспалов Б., Шандра В., Морозов А., Омельченко А., Дыминский П., Павленко Ю. и Третьяков А. 4 апреля 2003 года внесли на рассмотрение Верховного Совета Украины в порядке законодательной инициативы разработанный проект Большого судебного кодекса Украины, который зарегистрирован под № 3338. Большой судебный кодекс Украины состоит из трех книг (кодексов): Кодекса судебной власти, Кодекса судебных процедур и Уголовно-процессуального кодекса Украины. Большой судебный кодекс Украины предусматривает одновременное комплексное системное реформирование судебной власти и судоустройства.
Книга 1. Кодекс судебной власти предусматривает соответствующую Конституции Украины классическую европейскую трехзвенную систему судов, состоящую из общих и специализированных судов: местных, апелляционных, высших специализированных судов, Верховного Суда Украины. При этом судебная система согласно статье 124 Конституции Украины создается по принципу территориальности и специализации путем формирования отдельного звена системы — хозяйственных специализированных судов по рассмотрению хозяйственных дел, а также введения специализации судей по рассмотрению гражданских, административных и уголовных дел в общих судах. При этом общие суды по гражданским, административным и уголовным делам при соблюдении специализации, то есть рассмотрения этих дел судьями по специализации, не являются специализированными судами, поскольку в них рассматривается три категории дел.
К местным судам относятся местные общие, местные окружные общие, а также местные хозяйственные суды. Местные общие суды рассматривают в первой инстанции подсудные им гражданские, административные и уголовные дела. Местные окружные общие рассматривают в первой инстанции отдельные, подсудные им категории гражданских, административных и уголовных дел. В частности, гражданские дела об усыновлении, о лишении родительских прав и ряд других; из административных — дела, связанные с выборами народных депутатов Украины, по жалобам на решения местных государственных администраций, органов местного самоуправления, их руководителей и т.п.; из уголовных дел — дела о государственных преступлениях, преступлениях, по которым предусмотрено наказание в виде пожизненного лишения свободы.
Вместо существующих 743 местных районных (городских) судов создается 399 местных общих судов путем их укрупнения и объединения. Это позволит выровнять нагрузку на судей, часто слишком неравномерную, и улучшить организацию их работы как юридических лиц.
Председатели, заместители председателей судов — председатели судебных палат (кроме Верховного Суда Украины) назначаются Президентом Украины по представлению Председателя Верховного Суда Украины или Председателя Высшего хозяйственного суда Украины.
В целях непредубежденности судей порядок распределения дел между ними осуществляется по очередности поступления, согласно алфавитному списку судей, и устанавливается процессуальным законом. Дело может быть передано другому судье только на основаниях, предусмотренных процессуальным законом. Председательствующим коллегии судей в судах является докладчик по делу. Количество дел, которые рассматривают председатели судов и их заместители, должно быть не меньше средней нагрузки на одного судью.
В Кодексе определен статус судей. Профессиональные требования к должности судьи устанавливаются Председателем Верховного Суда Украины и министром юстиции Украины.
Для предупреждения корпоративности и обеспечения независимости судей в соответствии с европейскими стандартами предусмотрено, что судьей апелляционного суда может быть гражданин Украины, не моложе 30 лет, имеющий стаж работы в области права не менее 8 лет и высокую квалификацию; судьей Высшего хозяйственного суда Украины — гражданин Украины, не моложе 35 лет, имеющий стаж работы в области права не менее 10 лет, высокую квалификацию, или юрист с признанным авторитетом; судьей Верховного Суда Украины — гражданин Украины, не моложе 40 лет, стаж работы в области права не менее 10 лет, высокая квалификация, либо им может стать юрист с признанным авторитетом. То есть предыдущая работа в нижестоящих судах не является обязательным условием для того, чтобы занять должность судьи в апелляционных судах, Высшем хозяйственном суде Украины и Верховном Суде Украины.
В связи с этим расширены полномочия Президента Украины. Президент Украины будет иметь право назначать на первые пять лет, согласно заключению соответствующих комиссий, судей по представлению Председателя Верховного Суда Украины или Председателя Высшего хозяйственного суда Украины, судей местных, апелляционных судов, Высшего хозяйственного суда Украины и Верховного Суда Украины. В настоящее время Президент Украины в пределах пятилетнего срока назначает, в основном, судей местных судов.
В соответствии с требованиями статьи 130 Конституции Украины предусмотрено, что размеры должностных окладов судей не могут быть установлены правительством ниже: для местных общих и хозяйственных судов — 2-х прожиточных минимумов; для судей местных окружных общих судов и апелляционных судов — 3-х прожиточных минимумов; для судей Высшего хозяйственного суда Украины и Верховного Суда Украины — 4-х прожиточных минимумов. Судьям предоставляется ежегодный отпуск на время летних судейских каникул, с 15 июля по 1 сентября, и рождественских судебных каникул — с 26 декабря по 7 января следующего года.
(Окончание читайте в №21 (283) «ЮП»)
ХАНДУРИН Николай — к.ю.н., г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…