У судей тоже будут свои каникулы — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №20 (282) » У судей тоже будут свои каникулы

У судей тоже будут свои каникулы

Законом Украины «О судоустройстве Украины» установлена искусственная четырехзвенная система судов с повторной кассацией вместо классической европейской трехзвенной. В отличие от нашей она предусматривает возможность неоднократной отмены окончательных, вступивших в законную силу судебных решений с возвращением дел на новое рассмотрение. Предусмотренная Законом система не соответствует принципам справедливого рассмотрения дел в разумные сроки и правовой определенности, которые закреплены в статье 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Это отмечается в решении Европейского суда по правам человека от 25 июля 2002 года в деле «Совтрансавто-Холдинг» против Украины».

Созданный по инициативе Министерства юстиции Украины Указом Президента Украины 30 августа 2000 года № 1032, Совет по вопросам реформирования судебной системы Украины как консультативно-совещательный орган при Президенте Украины из-за несбалансированного политического и профессионально-юридического состава оказался на деле не способным решать политические, экономические, организационные и юридические проблемы, тормозящие судебно-правовую реформу, о чем свидетельствуют реальные результаты. К тому же Совет еще два года назад фактически прекратил свою работу.

После принятия Конституции Украины стратегической ошибкой стал порочный подход к судебной реформе, когда во главу угла был поставлен Закон о судоустройстве, а реформирование судопроизводства отошло на второй план. Общеизвестно, что в любом деле сначала создается технология производства, а уже потом строится само производство. К сожалению, и сейчас, под искусственно выдуманную четырехзвенную судебную систему так же искусственно подгоняется процесс подготовки проектов «новых» процессуальных кодексов Украины. Поэтому народные депутаты Украины Катеринчук Н., Стретович В., Филенко В., Жвания Д., Беспалов Б., Шандра В., Морозов А., Омельченко А., Дыминский П., Павленко Ю. и Третьяков А. 4 апреля 2003 года внесли на рассмотрение Верховного Совета Украины в порядке законодательной инициативы разработанный проект Большого судебного кодекса Украины, который зарегистрирован под № 3338. Большой судебный кодекс Украины состоит из трех книг (кодексов): Кодекса судебной власти, Кодекса судебных процедур и Уголовно-процессуального кодекса Украины. Большой судебный кодекс Украины предусматривает одновременное комплексное системное реформирование судебной власти и судоустройства.

Книга 1. Кодекс судебной власти предусматривает соответствующую Конституции Украины классическую европейскую трехзвенную систему судов, состоящую из общих и специализированных судов: местных, апелляционных, высших специализированных судов, Верховного Суда Украины. При этом судебная система согласно статье 124 Конституции Украины создается по принципу территориальности и специализации путем формирования отдельного звена системы — хозяйственных специализированных судов по рассмотрению хозяйственных дел, а также введения специализации судей по рассмотрению гражданских, административных и уголовных дел в общих судах. При этом общие суды по гражданским, административным и уголовным делам при соблюдении специализации, то есть рассмотрения этих дел судьями по специализации, не являются специализированными судами, поскольку в них рассматривается три категории дел.

К местным судам относятся местные общие, местные окружные общие, а также местные хозяйственные суды. Местные общие суды рассматривают в первой инстанции подсудные им гражданские, административные и уголовные дела. Местные окружные общие рассматривают в первой инстанции отдельные, подсудные им категории гражданских, административных и уголовных дел. В частности, гражданские дела об усыновлении, о лишении родительских прав и ряд других; из административных — дела, связанные с выборами народных депутатов Украины, по жалобам на решения местных государственных администраций, органов местного самоуправления, их руководителей и т.п.; из уголовных дел — дела о государственных преступлениях, преступлениях, по которым предусмотрено наказание в виде пожизненного лишения свободы.

Вместо существующих 743 местных районных (городских) судов создается 399 местных общих судов путем их укрупнения и объединения. Это позволит выровнять нагрузку на судей, часто слишком неравномерную, и улучшить организацию их работы как юридических лиц.

Председатели, заместители председателей судов — председатели судебных палат (кроме Верховного Суда Украины) назначаются Президентом Украины по представлению Председателя Верховного Суда Украины или Председателя Высшего хозяйственного суда Украины.

В целях непредубежденности судей порядок распределения дел между ними осуществляется по очередности поступления, согласно алфавитному списку судей, и устанавливается процессуальным законом. Дело может быть передано другому судье только на основаниях, предусмотренных процессуальным законом. Председательствующим коллегии судей в судах является докладчик по делу. Количество дел, которые рассматривают председатели судов и их заместители, должно быть не меньше средней нагрузки на одного судью.

В Кодексе определен статус судей. Профессиональные требования к должности судьи устанавливаются Председателем Верховного Суда Украины и министром юстиции Украины.

Для предупреждения корпоративности и обеспечения независимости судей в соответствии с европейскими стандартами предусмотрено, что судьей апелляционного суда может быть гражданин Украины, не моложе 30 лет, имеющий стаж работы в области права не менее 8 лет и высокую квалификацию; судьей Высшего хозяйственного суда Украины — гражданин Украины, не моложе 35 лет, имеющий стаж работы в области права не менее 10 лет, высокую квалификацию, или юрист с признанным авторитетом; судьей Верховного Суда Украины — гражданин Украины, не моложе 40 лет, стаж работы в области права не менее 10 лет, высокая квалификация, либо им может стать юрист с признанным авторитетом. То есть предыдущая работа в нижестоящих судах не является обязательным условием для того, чтобы занять должность судьи в апелляционных судах, Высшем хозяйственном суде Украины и Верховном Суде Украины.

В связи с этим расширены полномочия Президента Украины. Президент Украины будет иметь право назначать на первые пять лет, согласно заключению соответствующих комиссий, судей по представлению Председателя Верховного Суда Украины или Председателя Высшего хозяйственного суда Украины, судей местных, апелляционных судов, Высшего хозяйственного суда Украины и Верховного Суда Украины. В настоящее время Президент Украины в пределах пятилетнего срока назначает, в основном, судей местных судов.

В соответствии с требованиями статьи 130 Конституции Украины предусмотрено, что размеры должностных окладов судей не могут быть установлены правительством ниже: для местных общих и хозяйственных судов — 2-х прожиточных минимумов; для судей местных окружных общих судов и апелляционных судов — 3-х прожиточных минимумов; для судей Высшего хозяйственного суда Украины и Верховного Суда Украины — 4-х прожиточных минимумов. Судьям предоставляется ежегодный отпуск на время летних судейских каникул, с 15 июля по 1 сентября, и рождественских судебных каникул — с 26 декабря по 7 января следующего года.

(Окончание читайте в №21 (283) «ЮП»)

ХАНДУРИН Николай — к.ю.н., г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

FALSE

Обжалование в суде постановления о возбуждении уголовного дела

ВСУ не признал американское решение

Государственная практика

Профессия судьи — не престижна?

Деловая практика

Репрессированы по КзоТу

Дивиденды пропорциональны доле участника хозобщества

Законодательная практика

Что заверять: договор или подпись?

Зарубежная практика

Чешская Республика смягчит ответственность за хранение марихуаны

Государственные органы РФ будут платить пошлину в суде

В РФ новый Таможенный кодекс

В России вводят страхование ответственности водителей авто

Комментарии и аналитика

Гражданский и Хозяйственный кодексы: проблемы начнутся с 1 января 2004 года

Неделя права

Антикоррупционное законодательство

Вводится декларация о таможенной стоимости импортируемых товаров

Нововведения в хозяйственном процессе

ВХСУ заступился за НАК «Нефтегаз»

Киевский день юридической карьеры

Судоустройство Украины изменится

Новости профессии

Федура в покое не оставят

Разоблачили юриста-взяточника

Освобождение Валерия Прыщика законно?

Закрытие уголовных дел в отношении Тимошенко и других оспаривается

Прецеденты

Неправомерное закрытие административного дела (апелляция)

Неправомерное закрытие административного дела (апелляция)

Письмо ВАСУ не является нововыявленным обстоятельством (кассация)

Отмена регистрации учредительного договора

Репортаж

125-я INTA — в Европе!

Судебная практика

Ассоциация судится со своими членами?

Когда пайщик не рассчитывается «наличными»

У судей тоже будут свои каникулы

Тема номера

Критерий достаточной переработки товара: международные соглашения

Производство о нарушении таможенных правил: практика таможенных органов

Частная практика

Адрес юридической фирмы

Юридический форум

Проблемы права глазами студентов-юристов

информация

Объявления

Вакансия

УСЛУГИ

Інші новини

PRAVO.UA