Защита украинских экспортеров — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №16 (278) » Защита украинских экспортеров

Защита украинских экспортеров

Рубрика Тема номера

Тема расследований торговых конфликтов украинских экспортеров на зарубежных рынках в последние годы получила широкую огласку на Украине. В основном обсуждается участие украинских предприятий в антидемпинговых (antidumping) или специальных (safeguard) расследованиях.

Хочу заметить, что все решения по антидемпинговым или специальным расследованиям могут быть обжалованы в национальных судебных инстанциях или в Апелляционном Органе Всемирной организации торговли. Недостаток национальных судебных систем — высокая затратность и длительность судебного процесса. Далекая перспектива получения решения в свою пользу не вдохновляет украинских экспортеров, поэтому еще не было ни одного случая, когда решение иностранного органа обжаловалось в судебном порядке украинскими экспортерами.

Обжалование необоснованных решений в Апелляционном Органе до вступления Украины в ВТО вообще недоступно.

Альтернативное решение в подобных ситуациях можно найти с помощью Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности». Статья 29 Закона предусматривает, что в случае ограничений законных прав и интересов субъектов внешнеэкономической деятельности Украины другими государствами или экономическими союзами, государственные органы Украины, в компетенцию которых входят вопросы внешнеэкономической деятельности, могут применять адекватные меры в ответ на такие действия. Адекватность выражается введением мер, соизмеримых с прогнозируемыми потерями торгового оборота Украины в результате дискриминационных действий иностранного государства.

Согласно статье 29 Закона, в ответ на дискриминационные или недружественные действия могут быть применены следующие меры:

— полный запрет торговли (полное эмбарго);

— частичный запрет торговли (частичное эмбарго);

— лишение режима наибольшего благоприятствования или преференциального специального режима;

— введение специальной пошлины;

— введение режима лицензирования и/или квотирования внешнеэкономических операций;

— установление квот;

— введение комбинированного режима квот и контингентов;

— введение индикативных цен в отношении импорта или экспорта товаров;

— другие действия, предусмотренные международными договорами Украины.

В зависимости от полномочий, решения о введении ответных мер принимаются Верховным Советом Украины, Кабинетом Министров или Министерством экономики и по вопросам европейской интеграции Украины. Однако таким мерам должно предшествовать специальное расследование для установления фактов дискриминации со стороны других государств. Оно проводится Министерством экономики Украины. Порядок проведения расследования установлен Постановлением Кабинета Министров Украины от 22 ноября 1999 года (далее — Постановление).

Постановление предусматривает следующий порядок проведения расследования:

1) украинский субъект, чьи права или интересы ущемлены в результате действий иностранного государства, подает заявление, в котором должны быть детально описаны факты дискриминации; указаны органы иностранного государства, которые совершили данные действия; приложены копии документов, на основании которых было принято решение о введении дискриминационных мер, другие данные;

2) с момента подачи заявления Министерство экономики Украины рассматривает обоснованность заявления в течение 45 календарных дней. В случае необходимости этот срок может быть продлен до 60 календарных дней;

3) если данные, приведенные в заявлении, подтверждаются, принимается решение о начале процедуры расследования;

4) после начала процедуры расследования Министерство экономики Украины в трехдневный срок передает материалы расследования и конкретные предложения по урегулированию спора через Министерство иностранных дел Украины в органы иностранного государства, которые совершили описанные в заявлении действия;

5) Министерство иностранных дел Украины должно переслать полученные материалы органам иностранного государства в десятидневный срок;

6) после получения ответа от иностранного органа Министерство экономики Украины в трехдневный срок согласовывает с заявителем в письменном виде общую позицию относительно проведения переговоров и в десятидневный срок после ее согласования принимает необходимые меры для проведения переговоров с иностранным органом;

7) в случае отказа иностранного органа в позитивном решении вопроса, либо в случае отсутствия ответа на обращение в течение двух месяцев, или же невозможности достижения взаимоприемлемой договоренности, Министерство иностранных дел и Министерство экономики Украины готовят совместно с заявителем совместный отчет и предложения относительно применения ответных мер на дискриминационные действия;

8) все материалы по расследованию, отчет и предложения передаются на рассмотрение Межведомственной комиссии по вопросам международной торговли;

9) Межведомственная комиссия по вопросам международной торговли, рассмотрев материалы расследования и предложения Министерства экономики Украины, дает рекомендации государственным органам в рамках их компетенции о введении ответных мер.

Таким образом, реальные изменения в отношении импорта происхождением из Украины могут произойти уже через 3,5–4 месяца с момента подачи заявления. Такое положение Закона позволяет украинским экспортерам быстрее получить положительное решение, чем если бы они обращались в национальные суды государств-нарушителей.

Успешным примером проведения расследования по фактам дискриминации можно назвать расследование дискриминационных действий Российской Федерации в отношении украинских экспортеров. 21 мая 2001 года правительство Российской Федерации приняло решение о введении специальных пошлин в размере 20 % и 40% на импорт стальных труб из Украины, в зависимости от диаметра. Решение Правительства РФ было принято по результатам специального расследования, которое проводилось Министерством экономического развития и торговли РФ с 17 марта 2000 года.

16 июля 2001 года ОАО «Нижнеднепровский трубопрокатный завод» подало в Министерство экономики Украины заявление, в котором указал следующие факты дискриминации:

— во время проведения расследования не были проанализированы доказательства украинской стороны по факту отсутствия нанесения ущерба российским производителям труб, что является обязательным условием для введения специальных мер;

— специальные меры были введены исключительно против украинских экспортеров в нарушение принципа «недискриминации», закрепленного российским законом;

— специальные меры были приняты, несмотря на то что было заключено соглашение между Украиной и Россией об определении квоты на импорт украинских труб в обмен на прекращение специального расследования без введения специальных мер.

Рассмотрев эти доказательства, Межведомственная комиссия по международной торговле рекомендовала Кабинету Министров Украины ввести ответные меры в виде дополнительной пошлины в размере 20 % на импорт широкого спектра товаров из России. Кабинет Министров Украины ввел специальные пошлины на российский импорт своим Постановлением от 29 марта 2002 года № 388. Список российских товаров, которые могли попасть под действие дополнительной пошлины, включал в себя: продукцию металлургической и химической промышленности, машиностроения и автомобилестроения. В случае введения такой пошлины российский бизнес ощутил бы серьезное сокращение своего товарооборота с Украиной.

Вместе с тем пункт 5 Постановления предусматривал, что пошлины вступают в действие и остаются в силе только на период действия специальных пошлин на украинские трубы. В результате ответных действий со стороны Украины российские пошлины так и не были введены на импорт украинских труб, а само Постановление Российской Федерации было отменено 4 октября 2002 года без вступления в силу пошлин.

РЯБОКОНЬ Олег — управляющий партнер юридической фирмы «Магистр и партнеры», г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Стратегия судебной реформы

Деловая практика

Лотерейный билет в уставный фонд?

Моральный ущерб по-европейски

Законодательная практика

Проблемы регистрации прав на недвижимость

Зарубежная практика

В РФ разработали новый закон о СМИ

Конституционный Суд России поддержал миноритарных акционеров

В Швеции ужесточено наказание за терроризм

Новый закон о страховании вкладов

КСУ 2002: ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (тематическое приложение)

Хронология обращения ОАО «Концерн «Стирол»

Суд и его председатели

Конституционному Суду — достойное финансирование

Составляющие образа: нагрудный знак и красная мантия

Как юристы оценивают работу Суда?

Как побеждал «Кампус Коттон клаб»

Как найти подход к Суду

Ретроспектива работы Суда

Решения КСУ за 2002 год

Госинвестирование: мифы и реальность

Неделя права

Жалоба в госорганы чести и достоинства не порочит

Неотложный прием депутатов

Отчуждение акций: спор без конца?

Министр вступился за «Нефтегаз»

Назревает судебная революция?

Жалоба ГСО не удовлетворена

Новости профессии

Минюст «сдает» полномочия

Пинчук помирился с «Человеком года»

В Житомирском хозяйственном суде новый председатель

Представители прокуратуры Латвии на Украине

Прецеденты

Жалоба на неправомерные действия ГНИ (кассация)

О понуждении к исполнению обязательств по договору

О признании свидетельства на знак для товаров и услуг недействительным (кассация)

Судебная практика

Процессуальная точка отсчета

Как «обдирают» налогоплательщиков

Тема номера

Защита украинских экспортеров

Авторское право в Великобритании

МЧП и его коллизионные нормы

Частная практика

Адвокатам — новый закон?

Юридический форум

Судья о нормах УПК

Независимый украинский аудит

Судей обучали принципам права

«Вредный» мораторий

Інші новини

PRAVO.UA