Регистрируйте знаки, пока не поздно — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №8 (270) » Регистрируйте знаки, пока не поздно

Регистрируйте знаки, пока не поздно

Рубрика Тема номера

В августе 1998 года у фирмы «Акорус», которая торгует автомобильными жидкостями, «зависли» в одном из «проблемных» банков $ 20 тыс. Тогда генеральный директор фирмы «Акорус» Сергей Зуйков придумал, как спасти хотя бы часть денег: по безналичному расчету «Роспатенту» была уплачена пошлина за регистрацию 200 чужих торговых знаков. С тех пор торговля чужой интеллектуальной собственностью стала основным и вполне легальным бизнесом фирмы «Акорус». Samsung, Audi и другие международные гиганты уже заплатили г-ну Зуйкову за свои марки, которые он нашел в каталогах этих компаний и первым зарегистрировал в России.

Компании Зуйкова — «Акорус», «Сигма» и другие — подали в Российское агентство по патентам и товарным знакам (далее — «Роспатент») около 2000 заявок на регистрацию товарных знаков. После регистрации Сергеем Зуйковым известных товарных знаков такие из них, как, например, товарный знак спортивного автомобиля Lamborghini Diablo или жидкости для полоскания рта Advantage, были переуступлены соответственно компаниям Audi и Gilllette, выпускающим эти товары за рубежом.

Для анализа этой проблемы необходимо прежде всего четко определиться с терминологией. Во-первых, следует отметить то, что в законодательстве Украины определение общеизвестных товарных знаков отсутствует. Международное законодательство, содержащее нормы об охране общеизвестных товарных знаков (Парижская конвенция по охране промышленной собственности; Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPS), Регламент ЕС по товарному знаку Сообщества и др.), также не дает определения понятия «общеизвестный знак».

Считается довольно удачным определение общеизвестного товарного знака, предложенное Международной ассоциацией по охране промышленной собственности, согласно которому общеизвестным знаком является знак, известный широкому кругу лиц, имеющих отношение к производству, торговле или использованию обозначенной этим знаком продукции, если этот знак воспринимается ими как указывающий на особенный источник происхождения указанной продукции.

Наряду с общеизвестным знаком, специалисты выделяют понятие знаменитого товарного знака. Соотношение между общеизвестным и знаменитым товарными знаками определяется тем, что общеизвестный знак — это знак, который известен значительной части лиц, имеющих отношение к производству, торговле или использованию обозначенной этим знаком продукции, и охраняется независимо от его регистрации или использования в стране, где испрашивается охрана знака. Знаменитым же признается знак, известный значительной части населения в целом. Если охрана общеизвестного знака осуществляется в соответствии с принципом специализации (по тем товарам и услугам, по отношению к которым он обычно используется), то знаменитый знак может получить охрану по неоднородным товарам или услугам при условии его государственной регистрации в стране, в которой требуется охрана этого знака.

Согласно пункту 3 статьи 6 Закона Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг», не могут быть зарегистрированы как знаки те обозначения, которые являются тождественными или похожи настолько, что их можно спутать со знаками других лиц, если эти знаки охраняются без регистрации на основании международных соглашений, участником которых является Украина. Кроме того, в пункте 4.3.2.1 Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу свидетельства Украины на знак для товаров и услуг, утвержденных Государственным патентным ведомством Украины 28 июля 1995 года, к знакам, охраняемым на основании международных соглашений, участником которых выступает Украина, относятся общеизвестные на Украине знаки, которые охраняются в соответствии со статьей 6 bis Парижской конвенции. В пункте 4.3.2.9 этих Правил критерием отнесения знака к общеизвестным установлена очевидность общеизвестности последнего для экспертизы, однако при этом не учитывается то обстоятельство, что «очевидность» является субъективным и оценочным понятием и никак не может соответствовать мировым стандартам определения общеизвестности товарного знака.

Для обеспечения охраны общеизвестных товарных знаков в законодательстве Украины должен быть прописан отлаженный, четкий механизм, а не просто содержаться одна декларативная норма. Элементами такого механизма должны выступать: понятие общеизвестного товарного знака, критерии признания его таковым, а также субъект, уполномоченный относить знак к этой категории и порядок ознакомления общественности с фактом отнесения знака к общеизвестным.

В Российской Федерации ситуация с правовой охраной общеизвестных товарных знаков на сегодняшний день сдвинулась с мертвой точки. Так, Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» был дополнен статьями 191 и 192, посвященными правовой охране общеизвестных знаков. В соответствии с указанным Законом, по заявлению юридического или физического лица общеизвестным в РФ товарным знаком могут быть признаны: товарный знак, охраняемый на территории РФ на основании его регистрации; товарный знак, охраняемый на территории РФ без регистрации, в соответствии с международным договором РФ; а также обозначение, которое используется в качестве товарного знака, но не имеет правовой охраны на территории РФ, — если эти товарные знаки или обозначения в результате их интенсивного использования стали широко известны среди потребителей на указанную в заявлении дату.

Этот Закон устанавливает правовую охрану и для знаков, которые специалисты в области патентного права относят к знаменитым знакам, если даже в Законе они названы и общеизвестными. Для общеизвестного знака устанавливается бессрочная правовая охрана. Кроме указанных норм в РФ принят специальный нормативный акт, который устанавливает порядок отнесения товарного знака к категории общеизвестных. Это Правила признания товарного знака общеизвестным, утвержденные приказом «Роспатента» от 17 марта 2000 года. В этих Правилах установлен перечень сведений (хотя и не исчерпывающий), подтверждающих общеизвестность товарного знака. К ним относятся следующие сведения: об интенсивности использования знака на территории РФ — дата начала использования знака, перечень населенных пунктов, где производилась реализация товаров под этим знаком, объем реализации этих товаров, способы использования товарного знака и т.п.; о странах, в которых товарный знак приобрел широкую известность; о производственных затратах на рекламу знака; о стоимости (ценности) знака в соответствии с данными, содержащимися в годовых финансовых отчетах; о результатах опроса потребителей товаров по вопросу общеизвестности знака, проведенного специализированной независимой организацией с учетом рекомендаций «Роспатента».

Спорным и неоднозначным остается вопрос о том, какой государственный орган уполномочен принимать решения об отнесении знака к общеизвестным. В статье 6 bis Парижской конвенции указывается, что необходимость установления общеизвестности знака возникает при спорных правоотношениях (хотя и не всегда). Руководствуясь общей нормой статьи 124 Конституции Украины, можно сделать вывод о том, что спор об общеизвестности товарного знака должен решаться судом. Вместе с тем было бы целесообразно установить порядок отнесения товарного знака к общеизвестным национальным патентным ведомством при отсутствии спора или для установления общеизвестности знака как этапа, предшествующего рассмотрению такого спора.

Вышеупомянутыми Правилами, действующими в РФ, принятие решения об отнесении знака к категории общеизвестных осуществляется коллегией Высшей патентной палаты «Роспатента». Такое решение может быть обжаловано в суд. На Украине аналогичным специально уполномоченным субъектом может выступать Апелляционная палата Государственного департамента интеллектуальной собственности.

СОВГИРЯ Ольга — главный специалист отдела общего законодательства отделения нормативно-правового обеспечения ГП «Украинский институт промышленной собственности», г. Киев;
СОВГИРЯ Светлана — главный специалист отдела административной защиты Управления организации защиты прав в сфере интеллектуальной собственности, г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

«Укрпатент»: экспертиза на высоте

Деловая практика

Недобросовестное использование знака

Роль арбитража в доменных спорах

Законодательная практика

Право преждепользования на знаки для товаров и услуг

Зарубежная практика

Добросовестному покупателю гарантируют его права

Вдова требует $ 50 миллионов

Беженцы отстояли право на политическое убежище

Сильвио Берлускони обвиняется во взяточничестве

Новый орган в делах о банкротстве

Сбор за просмотр телевизора?

Неделя права

Судебная реформа провалена

Обжалование определений ВХСУ

Семейный кодекс Украины: мнения не однозначны

У Минюста «отняли» регистрацию недвижимости

Новости профессии

Устав Гаагской конференции будет ратифицирован?

КСУ рассматривает дело о моратории на отчуждение госимущества

Рассмотрение исков по сбитому Ту-154 перенесено

Председатель ВХСУ посетил Россию

Прецеденты

Признание договоров купли-продажи и комиссии притворными

Признание договоров купли-продажи и комиссии притворными (кассация)

Признание недействительным налогового разъяснения

Судебная практика

Притворная сделка с судебным исходом

Борьба за товарный знак «Smirnoff»

Тема номера

Признание знака общеизвестным

«Патентные» суды Украине не нужны?

Правовая охрана общеизвестных знаков

Регистрируйте знаки, пока не поздно

Частная практика

Правовая оценка письма ГНАУ

Юридический форум

Закон о контрразведке принят. Нужен ли он?

О вкусах много не спорят

Інші новини

PRAVO.UA