Несмотря на многочисленные и во многом справедливые нарекания на слабость и отсутствие какого бы то ни было развития отечественного фондового рынка, определенная внутренняя динамика ему все же присуща. Закон Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже», принятый в 1991 году, даже с учетом всех последующих корректив и дополнений уже не отображает реальной картины рынка и не способен регулировать многообразие общественных отношений в этой сфере. Поэтому необходимость нового закона ощущается довольно остро. Находящийся в данный момент на рассмотрении законопроект с названием «Об эмиссионных ценных бумагах и фондовом рынке» представлен в Верховный Совет (вместо поданного ранее) 21 ноября 2001 года членами Комитета ВС по вопросам финансов и банковской деятельности Алешиным, Порошенко, Цушко, Кривошеей. После рассмотрения данного документа в сессионном заседании 7 февраля 2002 года депутаты большинством голосов отклонили законопроект, как требующий доработки. С его введением в действие будут отменены законы Украины «О Национальной депозитарной системе и особенностях электронного оборота ценных бумаг на Украине», «О ценных бумагах и фондовой бирже», постановление Верховного Совета от 22 сентября 1995 года «О концепции функционирования и развития фондового рынка», а также внесены изменения в целый ряд смежных законов. Таким образом, будущий нормативный акт должен охватить все вопросы, регулируемые перечисленными документами на сегодняшний день, а также учесть перспективу их развития на ближайшее время. Именно поэтому и правоведы-теоретики, и практики проявляют к законопроекту большой интерес. С точки зрения структуры, законопроект «Об эмиссионных ценных бумагах и фондовом рынке» достаточно компактный и представляет собой девять глав, имеющих постатейное деление. Общие положения дают определение эмиссионной ценной бумаги (далее — ЦБ), акцентируя внимание на правах собственников таких бумаг по отношению к эмитенту. Установлены новые категории ЦБ — электронная и бумажная — взамен существующих документарной/бездокументарной, что вряд ли можно отнести к сильным сторонам проекта. Из числа эмитентов, по сравнению с действующим законодательством, исключены физические лица, введены административно-территориальные единицы. Во второй главе приведены дефиниции и перечень видов эмиссионных ценных бумаг, из которого исчезли привычные сегодня ЦБ: вексель и сберегательный сертификат. Таким образом, правовая судьба векселя в разрезе обращения его на рынке ценных бумаг остается теперь неопределенной. В перечень эмиссионных ЦБ включен варрант (производная ценная бумага, дающая определенные права ее собственнику на конкретный срок). Хотя представляется гораздо более обоснованным включение не одной из разновидностей опционов варранта, а дерриватива (общеродового понятия для производных ценных бумаг). Тем более, что оно уже имплементировано в отечественное налоговое законодательство. Среди ранее существующих видов облигаций появились облигации Автономной Республики Крым. В перечне участников фондового рынка (глава 3) отражены все субъекты (эмитенты, инвесторы, саморегулирующиеся организации, лица, осуществляющие профдеятельность), кроме исключенных по непонятным причинам торгово-информационных систем. Здесь же установлена возможность совмещения отдельных видов деятельности для участников рынка, иное совмещение, кроме прямо разрешенного, запрещено. Есть немало нового в установленном порядке эмиссии. Так, при открытом и закрытом размещении ценных бумаг среди учредителей общества первое размещение акций должно быть закрытым. Также введена норма об обязательном выкупе акций у акционеров, которые голосовали против проведения частного размещения, по их требованию.
В главе 5 вводится понятие недобросовестной эмиссии, под которой подразумевается нарушение процедуры эмиссии, установленной этим Законом. Пресекающая мера — приостановление публичного размещения, а в случае неустранения нарушений — признание эмиссии недействительной. Существенные изменения претерпел порядок возникновения права собственности и перехода прав по ЦБ. В частности, право собственности на именные ЦБ и права по ним передаются в порядке, установленном для отступления права требований (цессии) путем регистрации информации в системах учета прав. Регламентирован порядок заключения договоров на биржевом рынке, а их урегулирование на внебиржевых торгах корреспондировано Гражданскому кодексу. Надо полагать, будущему. Детально выписанная система учета прав эмиссионных ценных бумаг, а также организация торговли на фондовом рынке, тем не менее требует некоторой корректировки. Урегулирован вопрос о раскрытии информации эмитентом и дано определение инсайдера, инсайдерской информации, и установлены нормы и ограничения, регулирующие использование инсайдерской информации при заключении договоров, что следует отнести к положительным сторонам проекта. Уделено внимание лицензированию профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
В заключительных положениях главы 9 предусматривается, что на протяжении года участники фондового рынка должны привести свою деятельность в соответствие с этим Законом (хотя, ранее выданные на длительный срок сберегательные сертификаты, не признаваемые нынешним проектом эмиссионной ценной бумагой, окажутся в правовом вакууме по истечении отведенного года). Кроме того, данный законопроект по некоторым позициям не согласован с уже действующим «свежим» Законом «Об институтах совместного инвестирования», налоговым законодательством.
Таким образом, представляя собой прогрессивное видение проблем фондового рынка в целом, законопроект тем не менее нуждается в существенной доработке с учетом пожеланий фондовиков-практиков. Хочется надеяться, что обсуждаемый проект не постигнет участь его предшественников-долгожителей, обитающих в стенах Верховного Совета по несколько лет, и уже на ближайшей сессии он превратится в совершенный Закон европейского уровня.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…