В ходе осуществления функциональных полномочий, в рамках своей компетенции, нотариусы зачастую совершают нотариальные действия, которые затем становятся объектом пристального внимания со стороны правоохранительных органов. Особенно этот вопрос актуален при удостоверении различного вида доверенностей и/или договоров купли-продажи, засвидетельствовании подлинности подписи на документах. Нередки случаи, когда печати нотариусов просто-напросто подделывают и используют их для удостоверения мошеннических сделок и фальшивых документов.
В общем, никакой нотариус в нашей стране не застрахован от появления в один прекрасный день на пороге помещения, где расположено рабочее место, бравых ребят со служебными удостоверениями одной из многочисленных правоохранительных служб Украины. Общение с этой категорией людей «в погонах» в большинстве случаев носит конфликтный характер. Ибо они хотят получить необходимую им информацию с наименьшими затратами времени на выполнение необходимых процедур, и, как правило, действуют весьма напористо, с трудом воспринимая аргументы противоположной стороны. Однако наличие одного служебного удостоверения само по себе не дает им права на получение информации, тем более в такой конфиденциальной сфере, как нотариальная. Для этого в законодательстве существует довольно обстоятельно «выписанная процедура». О ней наш разговор.
НА БЛАНКЕ С ГЕРБОВОЙ ПЕЧАТЬЮ!
В статье 8 Закона «О нотариате» от 2 сентября 1993 года № 3425-XII с изменениями и дополнениями (далее — Закон) четко выписано: «Нотариусы, другие должностные лица, совершающие нотариальные действия, обязаны соблюдать тайну этих действий». Там же указано, что «по письменному требованию суда, арбитражного суда, прокуратуры, органов дознания и следствия справки о совершении нотариальных действий и документов выдаются в связи с находящимися в их производстве уголовными, гражданскими или хозяйственными делами».
Этот абзац Закона позволяет сделать три вывода: во-первых, информация дается только на основании письменного запроса. Во-вторых, необходимым основанием для такого запроса является нахождение в производстве компетентного органа уголовного, гражданского или хозяйственного дела. Об основании в виде заведенного оперативно-розыскного дела в Законе не сказано ни слова. В-третьих, во исполнение запроса выдаются не оригиналы нотариальных документов или реестры, а справки и выписки о фактах совершения тех или иных нотариальных действий.
Относительно полномочий работников Государственной налоговой администрации в том же Законе сказано: «По письменному требованию государственной налоговой инспекции выдаются справки, документы и их копии, необходимые для определения правильности взыскания государственной пошлины и целей налогообложения».
Однозначно выписан в Законе и следующий момент: «Справки о завещаниях (о наличии завещания, его сути и др.) выдаются лицам, перечисленным в абзацах втором и третьем этого пункта, а также наследникам по закону только после смерти наследодателя при представлении свидетельства о его смерти».
В то же время толкование работниками правоохранительных органов необходимости и содержания письменного запроса на получение информации несколько иное. В этом случае принято ссылаться на п. 17 статьи 11 Закона «О милиции» от 20 декабря 1990 года № 565-XII с изменениями и дополнениями, согласно которому работники милиции имеют право на «беспрепятственное и бесплатное получение от предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности и объединений граждан, по письменному запросу сведений (в том числе являющихся коммерческой и банковской тайной), необходимых в делах о преступлениях, находящихся в производстве милиции».
Кроме того, пункт 9 той же статьи определяет, что работники милиции могут: «проводить в порядке производства дознания и по поручению следственных органов в уголовных делах обыски, выемки, допросы и иные следственные действия согласно уголовно-процессуальному законодательству».
Как мы видим, в Законе «О милиции» сказано только о форме запроса — должен быть письменным, но ни слова нет ни о его содержании, ни об объеме информации, который могут потребовать работники милиции. Именно эти «пробелы» дают последним возможность весьма широко толковать свои полномочия.
Если мы обратимся к вышеуказанной ссылке на п. 17 статьи 11 Закона «О милиции», согласно которому «получение от банков информации, содержащей банковскую тайну, совершается в порядке и объемах, установленных Законом Украины «О банках и банковской деятельности», то увидим, что в данном случае в статье 62 Закона «О банках и банковской деятельности» от 7 декабря 2000 года № 2121-III, содержание понятия «письменный запрос» четко определено, это: «Требование соответствующего государственного органа на получение информации, содержащей банковскую тайну, должно: 1) излагаться на бланке государственного органа установленной формы; 2) заверяться подписью руководителя государственного органа (или его заместителя), скрепленной гербовой печатью; 3) содержать предусмотренные этим Законом основания для получения этой информации; 4) содержать ссылку на нормы закона, согласно которым государственный орган имеет право на получение такой информации».
Ясно и исчерпывающе. Между тем информация, с которой работают нотариусы, тоже имеет статус строго конфиденциальной, и Закон «О нотариате» возлагает на нотариусов обязанность по соблюдению тайны в отношении совершенных нотариальных действий и, кроме того, эта обязанность распространяется и на иных лиц, которым эта информация стала известной в ходе исполнения служебных обязанностей.
В связи с этим Управление юстиции в г. Киеве своим письмом от 10 февраля 1997 года № 108-6 обращает внимание работников нотариата, прокуратур, милиции и судов на необходимость строгого соблюдения статьи 8 Закона «О нотариате» и регулирует этот вопрос следующим образом. «Ответы на письменные запросы направляются судам, арбитражным судам, органам прокуратуры, дознания и следствия только при условии их соответствующего оформления: наличия в запросе исходного номера и даты; четко указанной фамилии исполнителя и должностного лица, подписавшего запрос; удостоверения подписи должностного лица гербовой печатью; указания в запросе номера гражданского или уголовного дела; номера производства; входящего регистрационного номера материала.
Выемка и направление документов по требованию проводится только в соответствии с главой 16 Уголовного процессуального кодекса Украины, главой 4 Гражданского процессуального кодекса Украины.
Рекомендуем (по предварительной договоренности) использовать механизм предоставления органу, запрашивающему материал (особенно это касается реестров совершения нотариальных действий и нарядов документов), непосредственно нотариусом или уполномоченным лицом без передачи, поскольку отсутствие указанных номенклатурных дел усложняет деятельность нотариуса, имеет место утрата реестров и нарядов».
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…