В юридической практике, в том числе судебной, часто отношения сторон регулируются не только внутренним законодательством Украины, но и международными договорами и конвенциями. Особенно часто такая ситуация встречается в спорах, возникающих в связи с международными перевозками.
В таких спорах для правильного их разрешения важно адекватно применить и использовать нормы международного права, поскольку именно они наиболее полно учитывают специфику подобных споров. К сожалению, Украина ратифицировала далеко не все базовые международные конвенции и договоры. Например, не приняты законы (или постановления Верховного Совета, как это практиковалось в первые годы независимости) о ратификации таких важных международных соглашений, как Конвенция по унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшавская конвенция) и Конвенция о договоре международной перевозки грузов (известная как конвенция КДПГ, или, во французской аббревиатуре — CMR).
Данные конвенции являются основополагающими в сфере авиационных перевозок в мировом масштабе и автомобильных — в масштабе Европы. Практически каждый авиационный билет на любой международной авиалинии включает ссылку на Варшавскую конвенцию. Почти каждая перевозка автотранспортом между европейскими странами (включая страны СНГ) и странами Ближнего Востока осуществляется после оформления стандартной автотранспортной накладной CMR. Украина, все активнее включаясь в международную торговлю и международные транспортные связи, не может не учитывать эти реалии. Поэтому существует острая необходимость в применении судами Украины международных универсальных и региональных конвенций, которые наша страна, однако, все еще не ратифицировала.
Согласие на обязательность или ратификация
Имеется целый ряд международных конвенций, в том числе первостепенной важности, которые до настоящего времени не были ратифицированы украинским парламентом. Отсутствие такой ратификации нередко становится камнем преткновения в судебных спорах. Многие видят препятствие к применению конвенций, членом которых являлся бывший СССР, но которые не ратифицировал Верховный Совет Украины, в нормах Конституции Украины. Согласно статье 9 Конституции Украины, «международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховным Советом Украины, являются частью национального законодательства». Данное положение часто дублируется в той или иной форме во многих законах Украины.
Таким образом, согласно смыслу процитированной нормы Конституции, частью национального законодательства признаются не все соглашения и конвенции, а лишь те, согласие на обязательность которых дано Верховным Советом Украины. Определить пределы этой категории международных договоров не всегда легко. Конечно, Конституция подразумевает прежде всего ратифицированные международные договоры. Однако из текста Конституции также становится очевидным, что понятие «дача согласия на обязательность» не является тождественным понятию «ратификация». Именно поэтому в тексте Конституции Украины используется первое из названных понятий, а не, на первый взгляд, более короткое и понятное второе.
До принятия новой Конституции Украины в 1996 году в законодательных актах Украины превалировало понятие «ратификация». С момента же принятия Конституции в законодательных актах преимущественно употребляется именно понятие «дача согласия на обязательность» международного договора Верховным Советом. Именно такое «согласие» выдвигается законодательными актами в качестве условия применения международного договора на Украине наряду с внутренним законодательством и зачастую даже в приоритетном перед внутренним законодательством порядке.
Например, статья 4 Хозяйственного процессуального кодекса Украины следующим образом регулирует применение хозяйственными судами норм международных договоров: «Если в международных договорах Украины, согласие на обязательность которых дано Верховным Советом Украины, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Украины, то применяются правила международного договора».
Разъяснение понятия «согласие на обязательность» в отличии от «ратификации» содержится в основном источнике современного международного права — Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года. Согласно статье 11 этой Конвенции, согласие государства на обязательность для него международного договора может быть закреплено не только путем ратификации, но и другими способами, а именно: самим подписанием договора, обменом документами, которые составляют договор (обычно нотами), принятием, утверждением договора, присоединением к нему.
СОРОЧИНСКИЙ Николай, СТАДНИЧЕНКО Денис — сотрудники юридической фирмы «АНК», г. Одесса (0482) 348-716, www.ank.odessa.ua
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…