Укрепить фундамент — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №50 (1094) » Укрепить фундамент

Укрепить фундамент

Рубрика Тема номера
«Мне кажется, что наступает критический момент, когда государство должно проявить свою заинтересованность в укреплении института семьи и брака», — Екатерина Власюк, управляющий партнер ЮК AVG, член правления ААУ
«Уже есть прецеденты, когда суд оставляет ребенка с отцом и взыскивает алименты с матери, правда, этот показатель измеряется пока десятыми долями процента», — отмечает Екатерина ВЛАСЮК

Статистика свидетельствует, что во всем мире все меньше людей заключают традиционный брак. Люди хотят быть свободными, поэтому, с одной стороны, возрастает количество тех, кто вообще не вступает в брак, а с другой — увеличивается количество тех, кто официально регистрирует свои отношения по два-три раза и даже больше. Сейчас в нашей стране выросло поколение, чье детство пришлось на 90-е. Их родители занимались экономическим выживанием, а дети были предоставлены сами себе и не усвоили четких семейных ценностей. К сожалению, после развала Советского Союза популяризации семейных ценностей у нас нет, поэтому сложилась критическая ситуация с разводами — фактически две трети семей на определенных этапах жизни распадаются. Государство должно быть заинтересовано в укреплении института семьи и брака, ведь обществу выгодно, когда все живут долго и счастливо. О том, как преодолеть кризис института семьи и что может для этого сделать законодатель, рассказала «Юридической практике» Екатерина Власюк, управляющий партнер юридической компании AVG, лучший адвокат в сфере семейного права 2016 года, по версии авторитетного профильного издания.

 

— Как вы оцениваете состояние действующего законодательства в сфере семейных правоотношений?

— Сказать, что ситуация в семейном праве у нас плохая, нельзя, но законодательство в любом случае нужно менять, адаптируя его к существующим реалиям. Ведь есть факты двоеженства и практически одновременного рождения детей в официальном и неофициальном браке, увеличилось число случаев домашнего насилия и в отношении детей, и в отношении взрослых. Именно поэтому мы принимали участие в разработке ряда законопроектов, направленных на реформирование семейного права.

Первая реформа состоялась в феврале, когда приняли закон по криминализации домашнего насилия; вторая — в июле: внесены изменения, ужесточающие ответственность за неуплату алиментов, а в конце августа вступили в силу изменения в законодательстве, которые касаются выезда детей за границу.

Мне кажется, что наступает критический момент, когда государство должно проявить свою заинтересованность в укреплении института семьи и брака, в том, чтобы у родителей появлялось осознанное желание родить детей. Через пропаганду семейных ценностей на государственном уровне мы можем со временем повлиять на ситуацию.

 

— Какие еще изменения необходимо внести в украинское семейное законодательство?

— В первую очередь нуждается в доработке часть Семейного кодекса Украины, посвященная брачному контракту. Я изучаю и анализирую иностранный опыт в этой области с тем, чтобы применить его к нашим реалиям. Нужно отработать вопросы возмещения морального вреда в случае измены одного из супругов. Такая норма предусмотрена в семейном законодательстве, но на практике не работает: возмещение либо минимальное, либо о нем вообще никто не заявляет. Есть необходимость введения нормы об обязательном участии медиатора или психолога в бракоразводных процессах, чтобы уменьшить негативное восприятие и сохранить нормальные отношения между бывшими супругами, прожившими вместе длительное время.

Решить все вопросы сразу невозможно, тем более что институт семейного права как в мире, так и в Украине развивается. Есть целый ряд неурегулированных моментов, в их числе относительно новое направление — суррогатное материнство, закон о котором есть, но сама процедура имеет полулегальный статус. Тем не менее эта практика получает все большее распространение, поскольку украинские женщины вынашивают и рожают детей для иностранцев.

 

— По сложившейся в Украине традиции после развода ребенок остается с матерью, что можно рассматривать как дискриминацию по отношению к отцам. Изменится ли ситуация в ближайшем будущем?

— В июле прошлого года Европейский суд по правам человека принял решение с отдельным предписанием для Украины, чтобы украинские судьи в момент определения, с кем будет проживать ребенок, не становились априори на сторону матери. Есть прецеденты, когда суд оставляет ребенка с отцом и взыскивает алименты с матери, правда, пока этот показатель мизерный и измеряется десятыми долями процента. Как правило, речь идет о состоятельных и влиятельных отцах, которые перед разводом консультируются с адвокатом. Есть решение Международного суда ООН по правам детей, который сделал разъяснение, что если тот из родителей, которого лишили права проживать с ребенком, смог его каким-либо образом заполучить и удерживать в течение длительного времени — от трех месяцев до года (в зависимости от возраста), то считается, что ребенок настолько адаптировался, что его нельзя забирать назад.

 

— Как правило, адвокат в бракоразводном процессе защищает интересы одной из сторон. А может ли он быть примирителем, помогающим найти компромисс и сберечь семью?

Может. Я являюсь сертифицированным семейным медиатором. Но есть ограничение: если я как адвокат подписала контракт с одной из сторон, то в этом процессе я уже не могу выступать в роли медиатора. Задача семейного медиатора — быть условно рефери, понять истинные причины, например, почему эта женщина уходит от мужчины и почему этот мужчина не хочет ее отпускать с детьми. Медиация у нас пока не развита из-за тотального недоверия сторон друг к другу. Очень мало людей готовы доверять третьему лицу, к тому же медиация подразумевает, что стороны хотят достичь компромисса, просто им для этого нужен сторонний незаинтересованный помощник.

 

— Насколько брачный контракт способен предупредить вопросы, которые могут возникнуть у сторон при разводе, и развита ли в Украине практика заключения брачных контрактов?

— В Семейном кодексе Украины мало статей, посвященных брачному контракту. Наши люди боятся такой формализации отношений, статистика говорит, что только 1,8 % вступивших в брак в 2017 году заключили брачный контракт. В основном это люди, которые уже состояли ранее в брачных отношениях, у кого есть серьезный бизнес, иностранцы или дети богатых родителей. Вступая в брак, молодожены зачастую даже не задумываются о том, как будут распределять деньги, которые им подарили на свадьбу, не интересуются, есть ли у будущего мужа/жены долги или незакрытые обязательства перед детьми от предыдущих браков. Кажется, что все произойдет само собой, ведь они любят друг друга. Но впоследствии именно на этой почве начинается крах семьи.

 

— Кроме руководства юридической фирмой, работы в качестве адвоката и медиатора вы ведете активную общественную деятельность в Ассоциации адвокатов Украины. Расскажите об этом подробнее.

— Адвокатура — это мое призвание, и я хочу остаться в этой профессии надолго. Я выбрала для себя Ассоциацию адвокатов Украины как площадку общественной деятельности, сначала посещала организованные ею семинары и форумы, потом стала работать в комитетах. Мне это интересно, я вижу там позитивных хороших людей, и у меня нет ощущения, что адвокат адвокату враг или конкурент. Я считаю, что адвокатура в Украине должна стать кастой профессионалов, думающих о будущем. От адвоката в обществе зависит очень многое, потому что если я как адвокат предлагаю клиенту сразу сделку вместо попытки выиграть дело, у человека складывается впечатление, что справедливости нет. К состоянию недоверия, которое сегодня мы наблюдаем в судебной системе, приложили руку и адвокаты, стремившиеся «решить» дело вместо того, чтобы попытаться выиграть его в состязательном процессе.

 

— Вы являетесь инициатором создания Женского клуба при Ассоциации адвокатов Украины. Какие цели преследует эта организация?

— Как адвокат, как мать и социально активная женщина я понимаю, что профессия адвоката для женщины очень тяжелая. Работа в режиме 24/7 не оставляет времени для себя, семьи и детей, остро чувствуется профессиональная деформация. Создавая женский клуб, я ставила перед собой задачу научить деловых женщин находить время для себя. Заседания у нас происходят раз в месяц по вторникам, и я считаю, что раз в месяц можно найти возможность переназначить встречи, отложить дела и посвятить несколько часов себе самой — послушать лекции психолога, стилиста, визажиста. Женский клуб — это не курсы повышения юридической квалификации, это время оглянуться вокруг и увидеть, что есть жизнь и вне профессии.

 

— Вы написали книгу «Развод. Исповедь адвоката». Чего в ней больше – психологии отношений или юридических советов?

— Это книга поддержки, которая каждому читателю даст понять, что хотя развод — это маленькая смерть, но после него может быть долгая счастливая жизнь. Книга о том, что нужно понять, чего ты хочешь, отпустить обиду и идти в новую жизнь. В этой книге и мой опыт, и знания психологии, и рекомендации как адвоката.

 

(Беседовал Олесь ЕВТЕЕВ,

«Юридическая практика»)

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

В фокусе: адвокатура

Иллюзия обманна

Дело бремени

В фокусе: госбанки

Совет Европы принял хартию о применении искусственного интеллекта в правосудии

Британские юридические фирмы обязаны раскрывать цены на свои услуги

Составное звено

Государство и юристы

Сила поручительства

Финансовый код

Палата за переезд

Не сорить деньками

Постоянные признаки

Конспект

Уважаемая редакция

Отрасли практики

А нам все давно

Дискриминационная сцена

Продвижение

Видеоконтемп

Заслужить призвание

Целевое использование

Через годы, через расстоянья

Прозрачный мир

Постоянная переменная

Смысловая нагрузка

Участники движения

Расставить точки

Бить эмоциональным

Рабочий график

Карта событий

Получить Quiz

Самое важное

Часто символически

Зарплатная видимость

Судебная практика

Не в этой связи

Выплаты компенсации за невменяемое лицо достаточно для ответственности государства перед потерпевшим

Плен Б

Отдел перепродаж

Большая Палата ВС высказала свою позицию о праве на обращение к частному исполнителю

ВС стал на сторону предприятия в споре с управлением Гоструда

Медиа не могут нести безусловную ответственность за использование гиперссылок

Тема номера

Укрепить фундамент

Родительский том

Опекунский свет

Супружеские кары

Последнее предупреждение

Содержание дома

Частная практика

ЮФ AVELLUM консультировала крупнейшего производителя кирпича в Украине в связи с реструктуризацией и рефинансированием его задолженности

Asters утверждена эксклюзивным представителем Украины в международной сети Lex Mundi

IT’s good

Інші новини

PRAVO.UA