К введению института уголовных проступков отечественные законодатели шли долгих шесть лет, после того как в 2012 году в новом Уголовном процессуальном кодексе (УПК) Украины (в главе 25) был предусмотрен упрощенный порядок осуществления досудебного расследования уголовных проступков. Причем парламентских попыток подкрепить процессуальные правила материальными нормами было немало, но самой результативной оказалась последняя — 2018 года выпуска, реализованная в аккурат к шестой годовщине вступления в силу УПК Украины. 22 ноября с.г. Верховной Радой Украины был принят во втором чтении и в целом проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения досудебного расследования отдельных категорий уголовных правонарушений» (№ 7279-д). Поскольку изменения не были официализированы (соответствующий закон еще не подписан главой государства и официально не опубликован), сразу оговоримся, что предметом анализа экспертов будет текст законопроекта, подготовленный ко второму чтению, за который собственно и голосовали народные депутаты Украины.
Курс на упрощение
В УПК Украины изначально была заложена необходимость отнесения преступлений небольшой тяжести к категории уголовных проступков, напоминает Денис Овчаров, партнер, руководитель практики защиты бизнеса Lavrynovych & Partners Law Firm, рассказывая о законодательной философии нового института. Так, устанавливается, что уголовный проступок является одним из видов уголовного правонарушения, за совершение которого предусмотрено основное наказание в виде штрафа в размере не более трех тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан (сейчас это не более 51 тыс. грн) или другое наказание, не связанное с лишением свободы.
Категория уголовных проступков представляет собой значительно меньшую степень общественной опасности по сравнению с преступлениями, которые, согласно новой законодательной классификации, делятся на нетяжкие, тяжкие или особо тяжкие. «Сегодня преступления небольшой тяжести расследуются по основным правилам УПК Украины. Но после введения в действие нового закона расследование проступков будет проводиться по упрощенной процедуре в форме дознания, продолжительность которого не должна превышать один месяц со дня вручения лицу уведомления о подозрении», — рассказывает Денис Овчаров. Такая упрощенная форма дознания преступлений небольшой тяжести должна способствовать разгрузке следственных органов досудебного расследования. Дознание будут осуществлять соответствующие подразделения или уполномоченные лица других подразделений Национальной полиции, Государственного бюро расследований, органов безопасности и органов, осуществляющих контроль за соблюдением налогового законодательства.
Введение в действие принятого закона отразится и на деятельности судов, подчеркивает Денис Овчаров. После направления прокурором обвинительного акта в суд в течение пяти дней судьи должны рассмотреть дело. А если обвиняемый признает свою вину и не намерен оспаривать установленные в ходе дознания обстоятельства, то суд может рассмотреть производство без вызова участников в судебное заседание. «Суд фактически будет иметь возможность тратить незначительное время на рассмотрение дел небольшой тяжести, как это происходит сегодня, в силу правил действующего процессуального законодательства», — отмечает наш собеседник, добавляя: в связи со спецификой алгоритма введения в действие новых законодательных правил реальная практика их применения начнет формироваться еще не скоро, не ранее конца следующего года.
Сложности в реализации
«С одной стороны, внесение изменений в Уголовный кодекс (УК) Украины и признание части уголовных правонарушений уголовными проступками должно оптимизировать сроки расследования и скорость рассмотрения уголовных производств, а также способствовать восстановлению нарушенных прав потерпевших и смягчению наказания виновных. Но с другой — по результатам рассмотрения такой категории дел суд выносит приговор, что влечет за собой для виновного лица такие же негативные последствия, как и при совершении преступления (наличие судимости, более тяжкое наказание в случае повторного совершения уголовного проступка и т.д.)», — комментирует принятые законодательные изменения судья-спикер Кассационного уголовного суда в составе Верховного Суда (КУС в составе ВС) Светлана Яковлева.
Вместе с тем в практической реализации нового закона могут возникнуть определенные сложности. По словам Светланы Яковлевой, законодательные положения содержат существенные разногласия в части последующих действий органов досудебного расследования и суда. Так, согласно заключительным и переходным положениям принятого акта, он вступает в силу со следующего дня после его опубликования и вводится в действие через год. При этом указывается, что именно со дня вступления в силу закона все уголовные производства по преступлениям, которые теперь отнесены к категории проступков, должны расследоваться в порядке, предусмотренном главой 25 УПК Украины. А обвинительные акты, находящиеся на рассмотрении в судах по такой категории дел, — или возвращаться прокурору для соблюдения положений указанной главы Кодекса (если они не назначены к рассмотрению), или рассматриваться в общем порядке с учетом положений статей 381, 382 УПК Украины. «Это может привести к тому, что рассмотрение дел, которые уже находятся в судах, действительно ускорится, а расследование новых уголовных производств «зависнет в воздухе» до внесения соответствующих законодательных изменений», — высказывает опасения наша собеседница.
Новые законодательные правила устанавливают сокращенные сроки рассмотрения судом обвинительного акта в отношении проступков — в течение пяти дней или же неотложно (в случае задержания лица) и дают возможность рассматривать его без проведения судебного заседания и вызова участников процесса. «Это создаст дополнительную нагрузку на судей, поскольку в судах первой инстанции рассмотрение текущих дел распланировано на несколько месяцев вперед», — прогнозирует судья-спикер. По словам Светланы Яковлевой, обвинительные акты по такой категории дел будут распределяться автоматизированной системой документооборота суда на общих основаниях. Будут ли рассматривать уголовные производства по проступкам следственные судьи, зависит от решения собрания судей в каждом конкретном суде, которое орган судейского самоуправления будет принимать с учетом текущей нагрузки. При этом судья КУС в составе ВС обращает внимание на то, что при осуществлении дознания по уголовным проступкам только некоторые следственные действия будут проводиться на основании определения следственного судьи.
Градус дискуссии
Криминализация такого правонарушения, как вождение в нетрезвом состоянии, — одна из громких новаций закона об уголовных проступках, вызвавшая бурное обсуждение и неоднозначные оценки в обществе. Реализовать концепт усиления ответственности за управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения, призванный дисциплинировать нерадивых водителей и уменьшить количество дорожно-транспортных происшествий, предлагается путем внесения изменений в статью 130 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КУоАП) и дополнением УК Украины новеллой — статьей 2861, которая устанавливает уголовную ответственность за управление транспортными средствами в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения или под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции. Санкции новой нормы предусматривают штраф от одной до двух тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан (от 17 до 34 тыс. грн) с лишением права управлять транспортными средствами на срок до трех лет, в случае повторного нарушения — штраф до 51 тыс. грн с лишением права управления транспортными средствами на срок от двух до трех лет. Для сравнения: минимальная штрафная санкция по статье 130 КУоАП за соответствующие действия — 600 необлагаемых минимумов доходов граждан, максимальная — 2400 (10 200 грн и 40 800 грн соответственно).
Стремление парламентариев дисциплинировать водителей за счет криминализации такого правонарушения, как вождение в нетрезвом состоянии, председатель Подольского районного суда г. Киева Василий Бородий оценивает неоднозначно, ведь благие, на первый взгляд, законодательные намерения могут негативно отразиться на работе обителей Фемиды. По его прогнозам, нагрузка на суды первой инстанции может существенно возрасти. Сейчас следственные судьи Подольского районного суда столицы (многие из которых являются цивилистами) ежедневно после обеда рассматривают только уголовные производства, и после внесения соответствующих изменений в УК Украины времени на рассмотрение других категорий дел может просто не быть, опасается г-н Бородий. И если сегодня на один протокол об административном правонарушении суд тратит в среднем порядка 15–20 минут, то после отнесения такого правонарушения, как управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения, к разряду уголовных для рассмотрения соответствующих производств может понадобиться несколько часов или даже дней: в то, что обвиняемые по статье 2861 УК Украины будут признавать свою вину и суд сможет рассматривать производства по упрощенной процедуре, Василию Бородию верится с трудом. С учетом существующей нагрузки, а также большого количества дел соответствующей категории, которые будут поступать, это может парализовать работу судов первой инстанции.
Василий Бородий констатирует: для реализации такого нововведения одного законодательного регулирования мало, нужно подготовить соответствующее экономическое, кадровое и процессуальное обеспечение. Он проводит аналогию еще с одним законодательным ноу-хау — обязательной видеофиксацией судебных процессов, которая станет активной опцией с января 2019-го. Ввиду отсутствия надлежащего материально-технического ресурса (например, в Подольском районном суде столицы соответствующей техникой нужно оборудовать пять залов судебных заседаний) и достаточного количества залов судебных заседаний, скорость работы обителей Фемиды намного сократится: судьи и стороны по делу часами будут ждать своей очереди провести судебное заседание в зале, который оборудован соответствующими техническими средствами для видеофиксации.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…