Грузовой перевал — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №40 (1084) » Грузовой перевал

Грузовой перевал

Рубрика Тема номера
Филиалы Администрации морских портов Украины не спешат заниматься вопросами реализации «залежалых» грузов из-за несовершенства законодательства

Проблема «залежалых» грузов в портах возникла еще в 90-х годах прошлого века. В связи с распадом СССР множество экономических связей оказались разорванными, и в портах образовалось большое количество невостребованных грузов. Невостребованные грузы приводят к убыткам портовых операторов и перевозчиков, простою оборудования (например, контейнеров) и могут даже негативно влиять на грузооборот.

 

Декретная процедура

В 90-е годы была предпринята попытка решить возникшую проблему путем принятия Декрета Кабинета Министров Украины (КМУ) «О порядке изъятия и реализации грузов, находящихся в морских торговых портах и припортовых железнодорожных станциях сверх установленных сроков» от 8 апреля 1993 года № 33-93 (Декрет), а также ряда подзаконных нормативных актов.

В соответствии с Декретом к «залежалым» грузам могут относиться:

— грузы, находящиеся на хранении в морских торговых портах свыше установленных договорами сроков, при отсутствии поручения грузовладельцев (грузоотправителей) относительно дальнейшего их отправления;

— грузы, дальнейшее отправление которых невозможно по вине грузовладельца (грузоотправителя) и по независящим от морских торговых портов причинам (отсутствие или ненадлежащее оформление документов, необходимых для выполнения таможенных, санитарных и других правил и т.д.);

— грузы, которые в соответствии с действующим законодательством признаны бесхозным имуществом.

Суть «декретной» процедуры по изъятию и реализации грузов сводилась к тому, что в случае наличия в морском порту «залежалого» груза соответствующая комиссия по заявлению руководителя морского торгового порта принимала решение о его изъятии и реализации. Персональный состав комиссии утверждался Кабинетом Министров Украины или уполномоченным им органом.

После вступления в 2012 году в силу новой редакции Таможенного кодекса (ТК) Украины в положения Декрета были внесены изменения, повлекшие существенные изменения в общей процедуре. На практике это вызвало массу вопросов, и сегодня у многих субъектов отрасли отсутствует четкое понимание, что и как необходимо делать, чтобы избавиться от проблемы.

С нашей точки зрения, существуют две процедуры: первая предусмотрена таможенным законодательством, вторая — вышеупомянутым Декретом. Каждая процедура должна применяться в зависимости от конкретной ситуации.

Для целей определения, какая именно процедура подлежит применению, мы предлагаем условно разделить все «залежалые» грузы на несколько категорий, а именно:

— грузы под таможенным контролем: импортные товары и товары, которые были размещены на хранение под таможенным контролем до 1 июня 2012 года;

— грузы, не находящиеся под таможенным контролем.

 

Импортные товары

В соответствии с частью 2 статьи 210 ТК Украины товары, выгруженные с судна в зону таможенного контроля на территории морского порта для таможенных целей, считаются находящимися на складе временного хранения. Фактически это означает, что почти все импортные товары автоматически попадают под таможенный контроль и приобретают статус товаров, хранящихся на складе временного хранения.

Общий срок временного хранения товаров под таможенным контролем составляет 90 дней. Товары, которые быстро портятся или имеют ограниченный срок хранения, могут находиться на временном хранении под таможенным контролем в пределах срока сохранения их качеств, позволяющих использовать такие товары по назначению, но не более 90 дней.

В пределах указанного срока товары, находящиеся на временном хранении под таможенным контролем, должны быть:

1) задекларированы собственником или уполномоченным им лицом в соответствующий таможенный режим; или

2) переданы владельцем или уполномоченным им лицом, держателем склада временного хранения, таможенного склада соответствующему органу доходов и сборов для хранения и/или распоряжения в соответствии с ТК Украины; или

3) отправлены под таможенным контролем другим органам доходов и сборов для их дальнейшего таможенного оформления; или

4) вывезены за пределы таможенной территории Украины.

Таким образом, товар, не истребованный собственником, фактически переходит на хранение органам доходов и сборов. Вопросы хранения товаров на складах таких органов урегулированы положениями главы 37 ТК Украины.

Большинство таких неистребованных товаров, которые уже можно отнести к «залежалым» грузам, находятся на складах портовых операторов (стивидорных компаний). Поэтому проблема «залежалого» груза по сути создается именно для стивидорной компании и компании-перевозчика, которая должна будет возмещать расходы стивидорной компании по условиям заключенного между ними договора. В силу этих обстоятельств перевозчик должен решить эту проблему, не дожидаясь истечения срока хранения товара под таможенным контролем (90 дней).

В последнее время в условия морской перевозки грузов стали включаться положения, которые позволяют предъявлять претензии по грузам не только его собственнику, но и грузоотправителю, грузополучателю, а также любому лицу, обладающему правом получения товара или иному лицу, действующему от имени собственника груза. Такой подход дает возможность перекладывать ответственность за хранение товара на этих лиц. Но даже он не всегда решает возникающие вопросы, связанные с «залежалыми» грузами.

В таком случае у перевозчика есть два варианта действий, поскольку товар может быть как ликвидным, так и неликвидным. В первом случае теоретически товар может быть реализован, и за счет сумм, полученных от продажи, будут компенсироваться расходы перевозчика. Однако для получения права реализации такого товара перевозчиком право собственности на такие товары, во-первых, должно перейти к нему, и, во-вторых, товары должны быть растаможены с уплатой всех необходимых платежей.

Что касается перехода права собственности на товар, то в условия перевозки, как правило, включается следующее положение: если товар не востребован в течение разумного срока, или, по мнению перевозчика, товар может быть испорчен либо прийти в негодность, или будет взыскана плата за хранение, перевозчик может распорядиться товаром исключительно на свой риск и за счет клиента.

Кроме того, в соответствии с положениями статьи 347 Гражданского кодекса Украины лицо может отказаться от права собственности на имущество, заявив об этом или совершив иные действия, свидетельствующие о его отказе от права собственности. В случае отказа от права собственности на имущество, права на которое не подлежат государственной регистрации, право собственности на него прекращается с момента совершения действия, свидетельствующего о таком отказе.

Но если с отношениями прав собственности на груз все более-менее понятно, то самой серьезной, на наш взгляд, проблемой остаются вопросы таможенного оформления. Согласно положениям ТК Украины декларантом может выступать резидент Украины, которым или от имени которого заключен внешнеэкономический договор.

На практике перевозчики заключают договоры со специализированными организациями, занимающимися вопросами утилизации и уничтожения товаров, поэтому им удается оформить необходимый пакет документов и убедить таможенные органы в необходимости оформления таких товаров. После таможенной очистки товаров возможна их дальнейшая реализация на территории Украины.

Если товар не является ликвидным, то основная задача перевозчика — легальным образом избавиться от него и вернуть свое оборудование (контейнеры). В таком случае также потребуется переоформление прав собственности на товар с последующим помещением товара или в таможенный режим отказа в пользу государства, или в режим уничтожения.

 

Судьба товара

Отказ в пользу государства — таможенный режим, согласно которому собственник отказывается от иностранных товаров в пользу государства без каких-либо условий. В таможенный режим отказа в пользу государства помещаются иностранные товары по письменному заявлению собственника с разрешения органов доходов и сборов и с освобождением от уплаты таможенных платежей.

Таможенный режим отказа в пользу государства завершается после размещения товаров на складе органов доходов и сборов. Ответственность за неправомерное распоряжение товарами путем их помещения в таможенный режим отказа в пользу государства несет декларант, и любые имущественные претензии лиц, имеющих имущественные права на товар, не удовлетворяются. Таким образом, перевозчик будет нести все риски перед первичным собственником товара.

Необходимо также учесть, что с точки зрения действующего законодательства не каждый товар может быть помещен в режим отказа в пользу государства. Например, в соответствии с перечнем товаров, которые не могут быть помещены в таможенный режим отказа в пользу государства утвержденным постановлением КМУ от 21 мая 2012 года № 427, не могут быть помещены в данный режим товары, срок годности для потребления или использования которых истек, или товары, требующие особых условий хранения. В таком случае единственным вариантом является помещение таких товаров в режим уничтожения.

Положениями статьи 175 ТК Украины предусмотрено, что режим уничтожения или разрушения — это таможенный режим, согласно которому иностранные товары под таможенным контролем уничтожаются или приводятся в состояние, исключающее возможность их использования. В данном случае также осуществляется условное полное освобождение от обложения таможенными платежами, установленными на импорт этих товаров.

Помещение товаров в таможенный режим уничтожения или разрушения допускается с письменного разрешения органа доходов и сборов по заявлению владельца товаров или уполномоченного им лица. Кроме того, необходимо заключение договора на уничтожение товаров с предприятием, уполномоченным в соответствии с законодательством Украины на уничтожение соответствующих категорий товаров. Дополнительно необходимо получить разрешение на уничтожение товаров от государственных органов, к полномочиям которых относится контроль за перемещением таких товаров.

 

Передать на хранение

Как уже говорилось выше, если товары не были задекларированы в один из таможенных режимов в течение 90 дней, то они передаются на хранение органам доходов и сборов.

Основаниями для такой передачи, в частности, могут быть следующие обстоятельства:

— товары никто не задекларировал (пункт 3 части 1 статьи 238 ТК Украины);

— товары помещены в режим отказа в пользу государства (пункт 6 части 1 статьи 238 ТК Украины).

На складах органов доходов и сборов товары могут храниться в течение дополнительных 90 дней. Если в течение этого времени собственник или уполномоченное лицо не обратились в соответствующий орган доходов и сборов, такие товары подлежат реализации, безвозмездной передаче в пользование, переработке, утилизации или уничтожению.

Таким образом, формально перевозчик может ничего не предпринимать, и в соответствии с положениями ТК Украины определить дальнейшую судьбу товаров должны будут органы доходов и сборов. В данном случае, на наш взгляд, проблемными моментами являются неурегулированность вопроса относительно возврата контейнеров и вопросы финансирования процедур утилизации грузов. Ведь в соответствии с действующими правилами, если товары не истребованы собственником, то их утилизация осуществляется за счет средств государственного бюджета.

 

Конфликт процедур

Согласно пункту 5 раздела XXI «Заключительные и переходные положения» ТК Украины, меры по таможенному контролю и выполнению таможенных формальностей, начатые и не завершенные до 1 июня 2012 года, завершаются в порядке и на условиях, действовавших по состоянию на 31 мая 2012 года.

Редакция Декрета по состоянию на 31 мая 2012 года предусматривала, что в установленном этим Декретом порядке изъятию и реализации подлежат грузы, находящиеся на хранении в морских торговых портах сверх установленных договорами сроков, а также грузы, сроки хранения которых под таможенным контролем закончились, а таможней не приняты меры к их реализации в отсутствие поручения грузовладельцев (грузоотправителей) относительно дальнейшего их отправления. Поэтому мы полагаем, что грузы, помещенные под таможенный контроль до 1 июня 2012 года и не реализованные таможенными органами, должны изыматься и реализовываться в порядке, предусмотренном Декретом. Процесс изъятия и реализации грузов, не находящихся под таможенным контролем, также должен осуществляться в порядке, предусмотренном Декретом. Однако в связи с изменениями в законодательстве реализация такого порядка тоже проблематична.

Одна из проблем заключается в следующем: Декретом и постановлением КМУ «О реализации грузов, хранящихся в морских торговых портах и припортовых железнодорожных станциях сверх установленных сроков» от 16 мая 1996 года № 536, установлено, что реализация изъятых грузов осуществляется портами и железнодорожными станциями, на которых они находятся, на основании решений комиссии.

После вступления в силу Закона Украины «О морских портах Украины» статус морского порта был изменен. В настоящее время, согласно статье 1 этого закона морской порт — это определенные границами территория и акватория, оборудованные для обслуживания судов и пассажиров, проведения грузовых, транспортных и экспедиционных работ. Очевидно, что в таком статусе морской порт формально не может выступать в качестве субъекта любого правоотношения, в том числе исполнять обязанности по реализации «залежалых» грузов.

В принципе такие функции могла бы выполнять Администрация морских портов Украины (АМПУ) — государственное предприятие, которое обеспечивает функционирование морских портов, содержание и использование объектов портовой инфраструктуры государственной формы собственности, выполнение других возложенных на него задач. Согласно уставу АМПУ, одним из направлений деятельности предприятия является, в частности, деятельность по реализации грузов, находящихся на хранении в морских портах сверх установленных сроков, и грузов, находящихся в портах без
документов.

Однако на практике не все филиалы АМПУ спешат заниматься данными вопросами. Причина, на наш взгляд, заключается в отсутствии четкого механизма компенсации расходов портовых операторов, связанных с хранением «залежалых» грузов. Кроме того, не совсем ясен порядок организации полного объема услуг по обслуживанию залежалых грузов (перевалка, перемещение в пределах порта и т.п.).

В заключение отметим, что закономерным решением большинства вышеописанных проблем, как это ни банально звучит, является внесение необходимых изменений в действующее законодательство. Обе применяемые процедуры требуют доработки и учета проблемных аспектов, возникающих на практике.

 

УРУМ Виталий — старший юрист АО Arzinger, г. Одесса

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

И старт и млад

Государство и юристы

Uber выплатит США 148 млн долларов из-за сокрытия утечки персональных данных

Скоростной пуск

Суд ЕС встал на защиту персональных данных депутатов Европарламента

Капитал очевидность

Отечественную и международную санкционные политики хотят синхронизировать

За отдельные преступления предлагается лишать права голоса на выборах

Вступили в силу новые правила парковки автомобилей

Сертификат с отличием

Конспект

Школьные оды

Отрасли практики

Разрешительное действие

Привести в чувство

Безоборотная отговорка

Рабочий график

Карта событий

Репортаж

С места — в карьеру

Самое важное

Холодные игры

Манипуляция со знанием

Нестандартное лишение

Уместный спорт

Судебная практика

Процедура увольнения председателя КААС нарушала право на справедливый суд

Эксгумация может составлять вмешательство в личную жизнь

Знать мэру

Споры, связанные с реализацией корпоративных прав, не могут быть рассмотрены в порядке упрощенного искового производства

Осадок в банке

ВС отменил три из пяти обжалованных ОСД подпунктов Регламента ВККС

Суд отменил оправдательный приговор в связи с нарушением процесса

Тема номера

Грузовой перевал

По коду движения

Водный курс

Граница в окне

Частная практика

Укрепить иммунитет

ЮФ Asters защитила интересы АО КБ «ПриватБанк» в Верховном Cуде

Внешний гид

Гарантийный эталон

ЮФ «Ильяшев и Партнеры» защищает интересы «Укринтерэнерго» в споре с «Интер РАО ЕЭС»

ЮФ Sayenko Kharenko — консультант Mriya Agro Holding в связи с успешной реструктуризацией задолженности и последующей продажей

МЮФ Baker McKenzie предоставила юридическую поддержку компании Monsanto в процессе строительства завода в Украине

Інші новини

PRAVO.UA