Выйти в ноль — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Выйти в ноль

Введение нулевой декларации, по мнению авторов законопроектов, позволит не только внедрить международные налоговые стандарты, но и вывести доходы налогоплательщиков из тени

Такое словосочетание, как «налоговая реформа», похоже, окончательно ушло из обихода как представителей власти, так и бизнес-сообщества. Впрочем, в последние годы в сфере законодательного урегулирования налоговых вопросов было сделано немало. Чего только стоит разделение Государственной фискальной службы Украины на два независимых органа с открытой конкурсной процедурой назначения их руководителей. При этом следует напомнить, что Министерством финансов Украины было разработано много законопроектов в разных сферах налоговой политики, но большинство из них так и не были приняты парламентом прошлого созыва.

«Работа в турборежиме» — так характеризуют деятельность Верховной Рады Украины представители власти. Налоговый блок тоже не остался без внимания парламентариев. Меньше чем за месяц ими было одобрено большинство законов, разработанных профильным министерством.

Документом, который еще предстоит обсудить и рассмотреть народным депутатам Украины, предлагается ввести специальное декларирование доходов физических лиц. Речь идет о законопроекте № 1232 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно особенностей применения специального декларирования за нарушения физическими лицами налогового и иного законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, имевшие место до 31 декабря 2019 года» (законопроект № 1232), поданном на рассмотрение парламента председателем Комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, и об альтернативном законопроекте «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно добровольного разового декларирования активов физических лиц» (законопроект № 1232-1), авторами которого выступила группа народных депутатов Украины.

Отметим, что, несмотря на единую идею введения институтов «нулевого декларирования» и «налоговой амнистии», законопроектами предлагаются несколько отличающиеся друг от друга механизмы урегулирования их применения. Более того, хоть эта идея и не нова (первые серьезные предпосылки введения «нулевого декларирования» датированы еще 2015 годом), бизнес с большим опасением смотрит на подобные механизмы.

«Что касается законопроекта № 1232, то в первую очередь возникает вопрос: а зачем он вообще нужен? Запросы и заявления о необходимости проведения налоговой амнистии, насколько мне известно, не поступали ни от бизнес-ассоциаций, ни от отдельных налогоплательщиков. Не наблюдалась даже заинтересованность в использовании этого инструмента в случае принятия закона», — отмечает Александр Минин, старший партнер «КМ Партнеры».

По его мнению, причин такого отношения несколько. Во-первых, нет доверия к системе, не наблюдаются реальные изменения, а вал сырых, недостаточно проработанных законопроектов вызывает беспокойство и ощущение непрогнозируемости. Во-вторых, сейчас нет такой насущной проблемы, как необходимость «очиститься» от различных схем, действовавших во времена президентства Виктора Януковича. «Тогда у бизнеса не было выбора, и как условие осуществления хозяйственной деятельности он должен был иметь дело с «лицензированными» площадками, контрагентами и т.д. В последние годы такого административного давления, которое бы прямо загоняло в такие ситуации, не было. Поэтому такие основания и исчезли. При отсутствии общественного запроса указанные механизмы настойчиво продвигаются и заявляются как один из приоритетов в налоговой сфере, но это приоритет, очевидно, только для очень узкого круга лиц, которые, однако, имеют значительный вес в определении приоритетных направлений. Поэтому можно предположить, что внедрение таких инструментов в большей степени сводится к так называемой спецоперации, необходимой в действительности узкому кругу лиц для определенных целей, но не нужной по большому счету обществу в целом. Кстати, таких лиц этот законопроект поголовно записывает в «уклонисты», но милостиво амнистирует в пределах определенной суммы», — поясняет свою позицию эксперт.

Справедливости ради отметим, что комментарий от Государственной налоговой службы Украины (ГНС) получить не удалось, поскольку законопроекты поступили на ознакомление ГНС буквально накануне сдачи номера в печать.

Но вернемся к законопроектам. Законопроект № 1232 некоторые понятия трактует значительно шире. Например, этот акт, предлагая ввести специальное декларирование, подразумевает под ним режим освобождения налогоплательщиков от юридической ответственности за нарушения налогового законодательства и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, имевшие место в течение какого-либо одного или нескольких налоговых периодов до 31 декабря 2018 года включительно, при условии дальнейшей уплаты налоговых обязательств, в порядке, сроки и размерах, установленных Налоговым кодексом Украины, и выполнении других установленных условий.

«Разовое декларирование — добровольное декларирование физическим лицом принадлежащих ему активов, которое осуществляется один раз в особом порядке, определенном этим подразделом» — так определяет ключевое понятие альтернативный законопроект.

Различия в законопроектах касаются и ставок налоговых обязательств. Как предусмотрено законопроектом № 1232, налогоплательщикам, подавшим специальную декларацию, предлагается уплатить налоговые обязательства по скрытым доходам (активам) в следующих размерах: 5 % — для валютных ценностей, движимого и недвижимого имущества, ценных бумаг, долей (паев) в имуществе юридических лиц, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности и/или финансовых инструментов; 10 % — для всех имущественных прав; 2,5 % — для активов, за счет которых произошло приобретение декларантом облигаций внутреннего государственного займа, выпущенных Национальным банком Украины.

Законопроект № 1232-1 для физического лица устанавливает право самостоятельно определить в декларации размер дохода, на который ранее не уплачивался налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и который был источником приобретения активов, если отсутствует информация об источниках его происхождения, и уплатить налог на доходы физических лиц по ставке 9 %.

«В случае если в течение периода разового декларирования для подачи разовой декларации физическое лицо разместит денежные средства в государственном банке сроком от 12 месяцев без права досрочного возврата вклада и/или приобретет государственные облигации Украины со сроком обращения от 12 месяцев без права досрочного погашения, к соответствующим доходам, на которые ранее не был уплачен НДФЛ, будет применена ставка в размере 5 %», — разъясняется в пояснительной записке к альтернативному законопроекту.

Для тех, кто не воспользуется правом разового декларирования, декларируемыми будут считаться активы, зарегистрированные или задекларированные другим способом в установленном законодательством порядке в Украине по состоянию на 31 декабря 2019 года, а также денежные средства в сумме 1 млн грн. Как предусмотрено основным законопроектом № 1232, подтвержденными будут считаться доходы на сумму 300 тыс. грн.

Таким образом, и представителям власти, и бизнесу предстоит разобраться в предложенных механизмах. Сомнений в том, что они будут запущены, практически ни у кого не осталось, поскольку применение данных инструментов является одной из основных рекомендаций Международного валютного фонда.

 

Светлана ТАРАСОВА • «Юридическая практика»

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA