Стратегическая высота — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Юридическая практика № 38 » Стратегическая высота

Стратегическая высота

История успеха судебных реформ в Сингапуре – это выбор и реализация эффективной стратегии, позволившей достичь высочайших вершин в сфере защиты прав человека и экономической свободы
Сильная и всеохватывающая судебная система Сингапура стала одной из причин поступления в страну многочисленных инвестиций, которые помогли построить процветающую экономику

Новая судебная реформа анонсирована, а это говорит о том, что в профессиональном кругу с участием международных экспертов продолжится дискуссия, направленная на поиск эффективной формулы реформирования украинской системы правосудия.

Стремление судебной власти перенимать и внедрять лучший мировой опыт подтверждается позитивными изменениями, произошедшими в последние годы, ведь система правосудия Украины в значительной степени меняется и становится открытой для общества.

Однако есть и вызовы, которые судебной власти еще не удалось преодолеть по тем или иным причинам, а это обязывает в дальнейшем настойчиво двигаться по пути реформ и стратегий, поскольку следование мировым тенденциям, таким как борьба за авторитет и независимость судебной власти, не бывает простым.

Путь к успеху

Формула успеха обязательно должна состоять из продуманных и амбициозных стратегий — именно таким путем пошел Сингапур, начав почти 30 лет назад свою первую судебную реформу, благодаря которой получил образцовую судебную систему с безупречной репутацией в мире.

Правовая система Сингапура как бывшей британской колонии базируется на общем английском праве.

Судебная власть является одной из трех ветвей власти и состоит из Верховного суда, системы подчиненных судов (называемых так же государственными) и судов семейного правосудия (FJC).

Главный судья стоит во главе судебной власти, а также является председателем Верховного Суда и назначается президентом по рекомендации премьер-министра.

В состав Верховного суда входят Высокий суд, уполномоченный рассматривать гражданские дела, если стоимость иска превышает 250 000 сингапурских долларов, уголовные дела, если за преступление предусмотрено наказание в виде смертной казни или лишения свободы на срок, превышающий десять лет, гражданские и уголовные апелляционные жалобы на решения государственных судов, дела о ликвидации компании, дела, связанные с банкротством, а также ряд других дел, и Апелляционный суд, который осуществляет пересмотр решений Высокого суда и, в отдельных случаях, решений Сингапурского международного коммерческого суда (SICC). SICC ориентирован на международные и коммерческие споры, даже если спор не имеет связи с Сингапуром и не регулируется законодательством Сингапура.

В систему государственных судов входят окружные суды, суды магистрата, суды коронеров, общественные суды, трибуналы по малозначимым делам и центр судебного посредничества (медиации). Окружные суды и суды магистрата рассматривают гражданские дела, если спорные суммы больше 60 000 и не превышают 250 000 сингапурских долларов соответственно, уголовные дела, если предусмотренный за совершение преступления максимальный срок лишения свободы не превышает десяти лет или пяти лет соответственно или если применяемое за преступление наказание предусматривает только штраф. Суды коронеров проводят расследование случаев внезапной или неестественной смерти или случаев, когда причина смерти неизвестна. А трибуналы решают мелкие споры, если сумма требований не превышает 10 000 сингапурских долларов.

Семейное правосудие

Суды семейного правосудия созданы в результате реконструкции судебной системы на основании закона о семейном правосудии от 4 августа 2014 года. В структуру системы судов семейного правосудия входят отдел по семейным делам (Family Division) Высокого суда, рассматривающий дела, в которых стоимость спорного имущества превышает 5 000 000 сингапурских долларов, и пересматривающий решения семейных и ювенальных судов как апелляционная инстанция, Семейный суд, рассматривающий почти все семейные дела, в том числе связанные с расторжением брака, разделом имущества, опекой и попечительством, процедурой усыновления, защитой от насилия в семье, за исключением дел, попадающих под юрисдикцию ювенальных судов, рассматривающих дела в соответствии с законодательством о детях и молодежи.

Также в систему судов семейного правосудия входит отдел медиации и консультирования. Эти суды призваны больше помогать молодежи и семьям решать споры путем консультирования и посредничества (медиации) с участием судей, семейных медиаторов, специалистов по делам семьи и специалистов-волонтеров. В отличие от гражданских и уголовных дел в семейных делах отсутствует классический соревновательный подход.

В любых спорах, когда это необходимо по распоряжению суда, стороны могут воспользоваться консультациями или посредничеством (медиацией), чтобы попытаться достичь мирового соглашения о разрешении спора, особенно в делах, где речь идет об интересах детей. Поэтому, когда в суде рассматривается дело о расторжении брака, пара, у которой есть ребенок в возрасте до 21 года, в соответствии с требованиями законодательства просто обязана пройти консультирование и применить процедуру медиации в суде в рамках производства по делу.

Медиацию (посредничество) в системе правосудия рассматривают как один из способов расширения доступа к правосудию, впервые предложенный государственными судами в 1994 году.

Верховный Суд не имеет в своей структуре отдела посредничества, поэтому нередко передает дела в Сингапурский центр медиации, который начал свою деятельность как первый частный центр посредничества в 1997 году.

Сингапурские коллеги признают, что интеграция института медиации в судебную систему происходила довольно медленно, однако сегодня результаты его деятельности превращают Сингапур в мировой хаб для внесудебного разрешения споров.

Сильная и всеохватывающая судебная система Сингапура стала одной из причин поступления в страну многочисленных инвестиций, которые помогли построить процветающую экономику, выйти из категории стран третьего мира и создать в современной истории сингапурское экономическое чудо.

Авторитетный суд

На протяжении всей независимости Сингапура вопросы укрепления авторитета судебной власти всегда подразумевали укрепление авторитета этой страны в целом.

Государственные мужи Сингапура убеждены, что от судебной власти зависит действенность верховенства права, поэтому так энергично защищают ее, принимая соответствующее законодательство и проводя последовательную политику для поддержания авторитета и престижа судебной власти как среди своих граждан, так и в глазах инвесторов.

Два года назад власти Сингапура, приняв закон об управлении юстицией (защиты), вступивший в силу 1 октября 2017 года, вновь усилили меры по защите судебной власти от случаев злоупотреблений и проявления неуважения к суду.

Этим законом определены четыре основных типа поведения, квалифицируемого как неуважение к суду: скандальность (именно такой термин применяется в сингапурском законодательстве, что может означать оговор); вмешательство в осуществление правосудия; невыполнение указаний суда; неуважение к судебному процессу.

В таких делах для суда достаточно факта наличия риска, что обжалуемое заявление/действие подорвало или могло подорвать доверие общественности к правосудию.

Любое лицо, признанное виновным в совершении такого правонарушения, может быть оштрафовано на сумму до 100 000 сингапурских долларов и/или лишено свободы на срок до трех лет.

Поэтому сингапурцам рекомендуется быть очень осторожными, особенно при высказывании или написании комментариев, касающихся непосредственно судебной власти.

Предложенные правительством изменения в законодательстве, направленные в том числе на то, чтобы судебному разбирательству не мешали средства массовой информации, нашли поддержку в обществе, которое убеждено, что каждый имеет право на справедливое судебное разбирательство и только суд должен решать исход дела, избегая какого-либо внешнего воздействия в ходе его рассмотрения.

По последним опубликованным Министерством юстиции Сингапура результатам опроса, 92 % сингапурцев подтвердили, что доверяют правовой системе, а 96 % согласились с тем, что Сингапур руководствуется верховенством права.

Любые сомнения в достоверности такого высокого уровня доверия опровергает Индекс верховенства права, ежегодно публикуемый World Justice Project, согласно которому Сингапур второй год подряд занимает 13-е место в рейтинге из 126 стран в 2019 году и в 2018 году из 113 стран и входит в топ азиатских государств.

Безусловно, такие беспрецедентные меры защиты судебной власти, с одной стороны, можно подвергнуть жесткой критике, усматривая в них ущемление демократии и свободы слова, а с другой — оценить впечатляющий эффект, который усиливает веру каждого, что давление и влияние на судебную власть неотвратимо карается законом.

Существует ли система противовесов на случай, если такая защищенность будет провоцировать на злоупотребление властью или принятие неправосудных решений?

В законодательстве предусмотрено увольнение судей лишь в случае недобросовестного поведения или недееспособности.

В течение 60 лет любые возможные коррупционные риски и действия находятся под эффективным контролем правительственного агентства Сингапура — Бюро расследования коррупционных практик, которое преследует лиц, причастных к коррупции в государственном и частном секторах.

Бюро придерживается позиции относительно недопустимости сокрытия коррупции и, руководствуясь законом о предотвращении коррупции, торговли наркотиками и других тяжких преступлений, действует быстро и эффективно, несмотря на статус лица, попавшего в поле зрения бюро.

Правительству во главе с лидером Ли Куан Ю удалось «вмонтировать» в сингапурскую ментальность нулевую нетерпимость к коррупции, сделав этот вид деятельности высоко рискованным и неприбыльным.

То обстоятельство, что коррупция воспринимается как позорное явление, подтверждает Индекс восприятия коррупции, опубликованный Transparency International в 2018 году, согласно которому Сингапур занял 3-е место наряду с Финляндией, Швецией и Швейцарией.

Судебная власть Сингапура имеет безупречную репутацию и завоевала доверие как среди своих граждан, так и за пределами страны.

Что касается доверия к судьям, то для сингапурцев важна уверенность, что дело рассматривает высокопрофессиональный и беспристрастный судья.

Государство считает, что поддержание высокого качества системы правосудия могут обеспечить только независимые судьи, поэтому назначает на должности судей лучших юриcтов и выплачивает им заработную плату на уровне топ-менеджеров ведущих корпораций.

Следует сказать и о продолжительности рассмотрения дела. Как утверждает The World Bank, сингапурская судебная система является одной из лучших и демонстрирует способность рассматривать сложные хозяйственные (коммерческие) споры в кратчайшие сроки.

Сингапурцам не приходится годами ждать решения спора несмотря на то, что более 95 % всех судебных дел в Сингапуре, а это более 350 000 дел в год, находятся на рассмотрении государственных судов и еще примерно 27 500 дел — на рассмотрении судов семейного правосудия.

Результаты проведенного в 2018 году опроса посетителей государственных судов свидетельствуют о том, что 99 % респондентов были удовлетворены предоставляемыми услугами, а 96 % респондентов также выразили мнение, что споры в государственных судах разрешаются своевременно и эффективно.

Судебные сборы

Стоит упомянуть о том, что такая оперативность обеспечивается, с одной стороны, обязанностью судьи рассмотреть дело в четко установленный законодательством срок, а с другой — обязанностью уплаты судебного сбора за каждое судебное слушание.

Например, если в суд подается иск на сумму до 10 000 сингапурских долларов, истец уплачивает судебный сбор в размере 30 сингапурских долларов, такие небольшие суммы, безусловно, способны обеспечить доступ к правосудию. Однако любое затягивание рассмотрения дела будет стоить кругленькую сумму.

Суды никогда не взимают судебный сбор за первое судебное слушание, а второе и все последующие, как правило, подлежат оплате.

Как упоминалось выше, при рассмотрении дела с исковыми требованиями до 10 000 сингапурских долларов судебный сбор за судебное слушание взимается в размере 30 долларов. В апелляционном суде по делу с исковыми требованиями меньше 1 000 000 уже второе заседание стоит 4000 долларов.

В 2018 году в Верховный суд Сингапура поступило 14 780 новых гражданских и уголовных дел, по 14 359 делам судом приняты решения, поэтому коэффициент рассмотренных гражданских и уголовных дел составил 97 %.

Решения государственных судов практически не обжалуются, незначительное количество решений Высокого суда пересматривается апелляционным судом.

Медиация тоже создает положительный имидж судебной власти, благодаря этой процедуре ежегодно решаются примерно 6700 споров.

Процесс формирования доверия судебной власти завершается исполнением судебного решения, принятого по результатам оперативного рассмотрения дела компетентным и беспристрастным судом, поскольку сингапурцы убеждены: если судебное решение не исполняется, лицо, выигравшее дело, не добьется справедливости.

Таким образом, правосудие должно быть не только доступным и оперативным, но и эффективным, и именно это сегодня получают сингапурцы.

Истоки реформ

О том, что почти 30 лет назад суды были завалены делами настолько, что принятия судебных решений приходилось ждать по десять лет, уже никто и не вспоминает, а может, уже и не помнит.

Однако именно с этой отметки началась «перестройка» судебной системы Сингапура. Поняв, что судебная власть фактически парализована и не выполняет свою основную функцию, Сингапур начал полномасштабную судебную реформу. Главным судьей стал Йонг Пьюн Хау, который был не просто авторитетным юристом, а главным вдохновителем изменений. Занимая высокий пост в системе судебной власти, он в течение 16 лет действовал как настоящий антикризисный топ-менеджер, который отвоевывал авторитет своей корпорации. Чтобы вернуть сингапурцам веру в эффективность судебной власти, главный судья и его коллеги отправлялись в суды первой инстанции, чтобы поближе рассмотреть слабые грани правосудия, анализировали сроки рассмотрения дел и нагрузку на судей, реализовали новые идеи, внимательно отслеживая их результативность. Несмотря на непростые вызовы того времени, ему удалось закалить судейское сообщество в духе солидарности и судейской корпоративности. Поэтому уже через десять лет кризис был преодолен, период ожидания судебных решений по гражданским делам сократился до пяти лет, а в 2000-х годах этот процесс уже занимал 15 месяцев.

С первого дня реформы судебная власть уже никогда не останавливалась на достигнутом, взяв себе за правило каждый раз воплощать новые стратегии развития, уделяя много внимания долгосрочному планированию и текущему контролю.

Новейшая стратегия является одной из самых амбициозных в истории развития судебной системы, поскольку определяет будущий вектор, сформированный в результате совокупного эффекта от комплексной глобализации, инновационного прогресса технологий и коммерциализации законодательства, а ее воплощение в реальность — дело чести для всей судебной власти.

Накануне своего назначения в 2012 году Сундареш Менон посвятил несколько месяцев встречам с представителями профессионального сообщества, целью которых было слушать, размышлять и учиться коллективным мыслям и мудрости. Главный судья убежден, что никто не имеет монополии на мудрость и умение принимать безапелляционно правильные решения, поэтому часто напоминает коллегам, что действовать необходимо сообща, поскольку, действуя в одиночку, невозможно достичь желаемого результата и, к сожалению, трудно найти объективные ответы на сложные вопросы и новые вызовы.

Какими эти вызовы будут, точно никто не может ответить, но судебная власть демонстрирует глубокое понимание преимуществ технологий, которые доступны уже сегодня, так и новых, которые неизбежно появятся завтра.

Поэтому, чтобы сохранять свою эффективность, сингапурские суды уже сегодня меняют отправную точку и постепенно интегрируются в мир Четвертой промышленной революции (4IR).

Высокие технологии

Будучи одними из первых, кто в 1997 году ввел систему электронной подачи документов и постепенно создавал мировой образец электронного суда, сингапурские коллеги начали процесс интегрирования искусственного интеллекта (AI) как инструмента, способного улучшить определенные процедуры в процессе осуществления правосудия.

IT-специалисты внимательно наблюдают за интеллектуальными способностями AI, который эффективно работает в ведущих правовых и судебных системах по всему миру.

Например, в США он выполняет задачи оценки рисков рецидивизма по уголовным делам, в Китае проводит анализ отклонений путем сравнения проектов судебных решений с прошлыми прецедентами, в Австралии исследует налоговое право, а в Канаде и Великобритании предоставляет услуги в менее сложных делах.

В поле зрения специалистов попало интеллектуальное соревнование, которое устроили в прошлом году американцы между AI и 20 лучшими корпоративными юристами.

В течение двух месяцев участники соревнования ежедневно пересматривали и утверждали контракты. Выяснилось, что AI демонстрировал 94-процентную точность, а высококлассные юристы — только 85 %. В среднем на выполнение задания юристы тратили более 90 минут, самый длинный период времени составил 156 минут, а самый короткий — 51 минуту. AI вкладывался в считанные секунды — всего за 26 секунд завершал поставленные задачи.

Вот как AI ломает традиционное представление о правовых и судебных системах: будучи технологически и интеллектуально жизнеспособным, осуществляет точные квантовые вычисления и принимает машинные судебные решения, с легкостью выполняет работу высококвалифицированных юристов и вне зала суда решает споры.

Судебная власть Сингапура относится к современным технологиям не как к «победителям», а наоборот, постепенно интегрирует их в свою систему для более эффективного осуществления правосудия.

В 2016 году была создана рабочая группа «Суды будущего», занимающаяся реализацией 15 основных IТ-инициатив, имеющих три общие цели — это подготовка решений для самопомощи в судебных делах, для эффективного осуществления правосудия и интеллектуального использования данных.

Интерес представляют наработки в сфере мирового урегулирования споров: стороны могут вести онлайн-переговоры и использовать посредничество по заявлениям, поданным в общественную систему правосудия и трибуналов (CJTS) в удобное для них время. CJTS признано первопроходцем в применении интернет-решения споров (ODR) среди судов во всем мире. ODR экономит время и средства как для судов, так и для сторон. С момента запуска CJTS за полтора года в трибуналы, рассматривающие мелкие претензии, подано 1725 заявлений для проведения электронных переговоров, и примерно в 35 % случаев (602 заявления) стороны достигали мирного урегулирования в результате электронных переговоров.

До конца этого года планируется представить и первые наработки платформы для решения споров в интернете по делам о ДТП, которые тоже будут позволять пользователям искать решения вне судебных процессов.

Несмотря на то что онлайн-урегулирование споров на основе платформ фактически находится вне законодательного регулирования, благодаря таким преимуществам, как удобный интерфейс, впечатляющая пропускная способность, цена, скорость и удобство, ему прогнозируют большое будущее.

Также в этом году в государственных судах уже начался процесс внедрения технологии «Интеллектуальная система судебной транскрипции» (ICTS), которая работает на основе искусственного интеллекта.

ICTS, используя нейронные сети, моделирование и естественную обработку языка, переписывает устные доказательства, полученные в судебных заседаниях в режиме реального времени. Результат работы AI позволяет судьям и сторонам безотлагательно пересматривать устные свидетельства и сократить время на оформление стенограммы. Апробация ICTS подтверждает 90-процентную точность, однако для достижения еще большей точности AI продолжает учиться, овладевая специальной лексикой и другими доменными терминами.

С целью более эффективной реализации стратегии в судебной системе создан Офис по вопросам трансформации и инноваций, который отвечает за координацию и введение изменений во всей судебной власти.

Деятельность этого органа заключается в централизации и унификации инициатив, осуществляемых в каждом из судов, с целью достижения последовательности и обеспечения возможности масштабирования выгоды.

На данный момент офис работает над новыми и инновационными подходами в работе судебных инстанций, в том числе изучает, каким образом можно усовершенствовать процессы, сократить количество документов и физических встреч, более эффективно использовать данные, инновационные идеи и новые технологии, всегда привлекает все заинтересованные стороны и стремится иметь обратную связь с ними.

Вопреки критике мировых экспертов относительно внедрения IT-технологий и AI в систему правосудия, судебная власть Сингапура последовательно проводит «цифровую» реформу для усиления эффективности своей роли в сфере защиты прав человека, в очередной раз демонстрируя свою смелость стать мировым флагманом во внедрении новейших технологий и платформ для урегулирования споров, работающих на основе искусственного интеллекта.

Главный судья не скрывает гордости за судейскую профессию, представители которой, несмотря на стремительные и глобальные изменения, остаются преданными таким ценностям, как честь, самоусовершенствование и служение закону и людям. И какие бы стратегии развития судебной системы не планировались, решающая роль для осуществления правосудия остается всегда за человеком.

Учесть опыт

Опыт Сингапура подтверждает, что реформирование — это вполне естественный и крайне необходимый процесс, который позволяет судебной власти совершенствоваться и соответствовать вызовам современного мира, отстаивая права человека и усиливая status quo принципа верховенства права.

Реформа нашей национальной системы правосудия, бесспорно, должна формироваться на основе лучшего мирового опыта, однако нам нужна наша уникальная украинская стратегия. Важно то, чтобы стратегия имела четкую «навигационную» систему, которая бы предотвращала возможность следования наугад, поскольку результат и качество в любом деле всегда зависят от слаженности действий команды, а потому украинская стратегия должна быть хорошо выписанной и доступной для тех, кто призван ее воплощать в жизнь.

 

ГЛАДЫШЕВА Кристина — судья Ровенского районного суда Ровенской области, гг. Львов — Сингапур

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA