Бюро наводок — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Бюро наводок

Разоблачители коррупции могут стать главными помощниками для Национального антикоррупционного бюро Украины: нюансы президентской законодательной инициативы

«Не бороться с коррупцией, а победить ее!» — этот тезис из своей предвыборной программы Президент Украины Владимир Зеленский озвучил 5 сентября с.г., находясь в символичном месте — в главной рабочей резиденции Высшего антикорруционного суда, расположенной на столичном проспекте Победы, 41, в день, когда новый суд начинал свою процессуальную деятельность. А буквально за неделю до этого намерение искоренить данное явление в высших эшелонах власти глава государства задекларировал на законодательном уровне, внеся на рассмотрение Верховной Рады Украины ряд инициатив, направленных на создание дополнительных «очистительных» опций и механизмов. В их числе и проект закона № 1010 с красноречивым названием — «О внесении изменений в Закон Украины «О предотвращении коррупции» относительно разоблачителей коррупции». Правда, законодательной инициативой предлагается внести изменения не только в профильный закон, но и в целый ряд других актов: в частности, в Кодекс законов о труде Украины, Кодекс Украины об административных правонарушениях, Уголовный и Гражданский кодексы Украины, Уголовный процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы Украины, Кодекс административного судопроизводства Украины, Законы Украины «О бесплатной правовой помощи», «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» и т.д.

Главная цель предложенных изменений — установить на законодательном уровне правовой статус разоблачителей — лиц, сообщивших о совершении коррупционного или связанного с коррупцией правонарушения, а также закрепить права, гарантии и механизмы защиты таких лиц. Среди прочего предусматривается, что разоблачители и их близкие лица находятся под защитой государства: при наличии угрозы жизни, жилищу, здоровью и имуществу таких лиц и их близких правоохранительными органами к ним могут быть применены правовые, организационно-технические и другие направленные на защиту от противоправных посягательств меры, предусмотренные Законом Украины «Об обеспечении безопасности лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве». Для защиты прав и представительства своих интересов разоблачитель сможет пользоваться всеми видами правовых услуг в рамках бесплатной вторичной правовой помощи или привлечь адвоката самостоятельно. При этом изменения вносятся и в часть 1 статьи 19 Закона Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», устанавливая новый вид адвокатской деятельности — защита прав, свобод и законных интересов разоблачителя в связи с сообщением им информации о коррупционном или связанным с коррупцией правонарушении.

Кроме того, Уголовный процессуальный кодекс (УПК) Украины предложено дополнить новеллой — статьей 1301 «Выплата вознаграждения разоблачителю»: конкретный размер вознаграждения будет определяться судом на основании таких критериев, как «персональность» и «важность» информации. Выплата такого гонорара привязывается к материальному ущербу, нанесенному коррупционным деянием, о котором было сообщено. В указанных положениях оговаривается, что вознаграждение разоблачителю выплачивается при сообщении им о коррупционном преступлении, денежный размер предмета которого либо нанесенный государству ущерб от которого в пять тысяч и более раз превышает размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного законом на момент совершения преступления (сегодня это все, что свыше 10 млн 35 тыс. грн). Размер вознаграждения определяется судом в пределах 10 % от денежного размера предмета коррупционного преступления или размера причиненного государству ущерба от преступления. При этом такой финансовый бонус не может превышать трех тысяч минимальных заработных плат, установленных на момент совершения преступления (сейчас максимальная финансовая величина — это 12 млн 519 тыс. грн). «В случае сообщения несколькими разоблачителями разной информации об одном и том же коррупционном преступлении, в том числе информации, дополняющей соответствующие факты, размер вознаграждения распределяется между такими разоблачителями с учетом важности сообщенной ими информации», — уточняется в новелле, которой предложено дополнить УПК Украины.

Реализация этих законодательных изменений, если они будут приняты, потребует дополнительных бюджетных расходов. Как отмечается в пояснительной записке к проекту, в этом случае финансовыми источниками предлагается определить средства, поступающие от возмещения ущерба государству, от уплаты штрафов и т.п., применяемых по решениям (приговорам) судов, принятым по результатам рассмотрения судебных дел, предметом в которых является совершение коррупционного или связанного с коррупцией правонарушения, где показания разоблачителя содержат важную информацию для привлечения виновного лица к ответственности. «Дополнительным источником финансирования мероприятий по обеспечению безопасности разоблачителей и выплаты им компенсаций может стать сокращение расходов на содержание правоохранительных органов в связи с тем, что благодаря эффективному законодательному регулированию деятельности разоблачителей коррупции ожидается уменьшение количества коррупционных или связанных с коррупцией правонарушений, а также уменьшение объема нагрузки на правоохранительные органы, вызванное выполнением разоблачителями части работы по поиску информации о возможных коррупционных или связанных с коррупцией правонарушений», — отмечается в главном сопроводительном документе к законодательной инициативе.

Этот законопроект на прошлой неделе дважды становилась предметом обсуждения в Комитете Верховной Рады Украины по вопросам антикоррупционной политики на заседаниях, состоявшихся 9 и 11 сентября с.г. В ходе их проведения, в частности, отмечалось, что предложенные законодательные новации в первую очередь направлены на разоблачение топ-коррупции, на то, чтобы разоблачители стали помощниками в раскрытии именно преступлений, подследственных детективам Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ). Следует отметить, что среди прочего НАБУ, Национальному агентству по предупреждению коррупции, другим специально уполномоченным субъектам в сфере противодействия коррупции, государственным органам и органам местного самоуправления, а также юридическим лицам публичного права проектом № 1010 предписывается создать защищенные анонимные каналы связи (каналы онлайн-связи, анонимные горячие линии, электронные почтовые ящики и т.д.), по которым разоблачитель может направить сообщение, гарантированно сохраняя свою анонимность.

В ходе обсуждения на заседании профильного парламентского подразделения народные депутаты Украины отмечали, что изменения, предложенные в президентской законодательной инициативе, являются положительными и долгожданными. В то же время возникали вопросы, в частности, относительно механизма определения размеров вознаграждения разоблачителям, порядка рассмотрения анонимных сообщений и информации, составляющей государственную тайну. В результате 11 сентября с.г. профильный комитет принял решение, что законопроект соответствует требованиям антикоррупционного законодательства, и рекомендовал Верховной Раде Украины принять его за основу, что она и сделала 13 сентября 2019 года. При этом в резолюции другого парламентского подразделения — Комитета по вопросам бюджета — было констатировано, что проект № 1010 будет иметь влияние на показатели главного финансового документа страны (потребует дополнительных расходов из госбюджета на функционирование соответствующих государственных органов и реализацию предусмотренных в законопроекте мероприятий) и в случае его принятия до 15 июля 2020 года может быть введен в действие не ранее 1 января 2021-го, а после указанной даты — не ранее 1 января 2022-го (или с 1 января следующего за этим года в зависимости от времени принятия закона).

Ольга КИРИЕНКО • «Юридическая практика»

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA