Бизнес-цепи — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Бизнес-цепи

Рубрика Тема номера
Во избежание обвинения в отмывании денег компании необходимо отказаться от «многослойной» цепи владения бизнесом

В последнее вре­мя актуальность комплаенса в сфере AML (Anti-Money Laundering) для международного бизнеса в первую очередь связана с недавними скандалами по поводу участия нескольких европейских банков в схемах легализации денежных средств, полученных преступным путем. Результатом этих событий стали замораживание счетов службами финансового контроля в проблемных банках, изменение законодательства и комплаенс-процедур по согласованию осуществления трансграничных расчетов в международных банках.

Комплаенс и банковский счет

Если говорить о структурировании международного бизнеса, то можно условно выделить три группы вопросов, которые необходимо решить перед началом процесса структурирования или выхода на новые рынки. Первая группа включает в себя корпоративные вопросы (управление компанией, соглашения между акционерами, оптимальная корпоративная форма компании, распределение дивидендов и др.). Вторая группа относится к налоговым вопросам (ставки налогов для пассивных доходов, оптимизация налогового бремени, трансфертное ценообразование и др.). Последняя группа вопросов связана с открытием банковских счетов и их использованием при проведении расчетов с контрагентами. Именно от успешного прохождения комплаенс-процедур зависит, сможет ли компания открыть банковский счет, перечислить денежные средства, использовать уже открытый банковский счет. Ведь открытие компании даже в самой благоприятной с налоговой точки зрения юрисдикции окажется бессмысленным, если у компании не будет возможности осуществления расчетных операций.

Службы и внешние консультанты

Традиционно AML-комплаенс осуществляют внутренние службы комплаенса банковских и финансовых учреждений, где клиент хочет открыть счет или провести финансовые операции. В то же время с повышением требований к AML-комплаенсу в эту нишу приходят внешние игроки, которые предлагают услуги по аудиту и разработке политик, процедур в сфере комплаенса, технологических решений для мониторинга трансакций, проверки клиента — KYC (Know Your Customer), санкционного скрининга.

Другая группа клиентов, которая активно пользуется услугами внешних консультантов в сфере AML-комплаенса, — это так называемые частные клиенты (топ-менеджеры, собственники компаний и др.). Они заинтересованы в выводе средств в другие юрисдикции с целью инвестиций или передачи в управление профессиональным управляющим (трастовым компаниям, фондам, компаниям по доверительному управлению капиталом). Для них актуальными являются услуги по подготовке документов для комплаенс-служб и сопровождению переговоров. К этой группе клиентов также можно отнести бывших чиновников, их родственников и доверенных лиц, так называемых PEP (politically exposed persons).

Регулирование в сфере

Примечательно, что сегодня нет унифицированного законодательного подхода к порядку проведения AML-комплаенса. Каждая страна разрабатывает свою нормативную базу для банков и иных финансовых учреждений относительно порядка и процедур проведения AML-комплаенса. Основой для этого служат 40 рекомендаций Международной группы по противодействию отмыванию денег (FATF) 2012 года с соответствующими пояснительными записками. Общие стандарты борьбы с «грязными» деньгами для своих стран разрабатывает и ЕС, что нашло свое отражение в пяти «антиотмывочных» директивах. Последняя директива ЕС 2018/843 (5 AMLD) вступает в силу 10 января 2020 года. Кроме того, отдельные организации (например, Базельский комитет по банковскому надзору, Эгмонтская группа, Вольфсбергская группа) разрабатывают свои рекоммендации по проведению комплаенс-процедур для участников рынка.

Основой в AML-комплаенсе является применение риск-ориентированного подхода при оценке угроз легализации преступных доходов и финансирования терроризма. К ключевым элементам, подлежащим оценке, относятся тип клиента, юрисдикция клиента, а также продукт или услуга, которую использует клиент. К примеру, есть ряд клиентов, которые во многих странах автоматически будут подлежать детальному аудиту, в частности, это политики, казино, финансовые компании, компании с номинальными акционерами, трасты, неприбыльные организации. Такой же подход применяется к клиентам, которые являются гражданами стран, находящихся под санкциями или где наблюдается повышенный уровень коррупции, терроризма, наркоторговли. Продуктами и услугами, подлежащими особому мониторингу, являются услуги частного банкинга, наличные и анонимные трансакции, операции с ценными бумагами, операции в сфере гэмблинга.

Последние изменения в AML-законодательстве показывают, что в ближайшие несколько лет регуляторы многих стран внедрят новые инструменты для повышения прозрачности трансграничных операций и противодействия легализации незаконных доходов. Среди таких инструментов можно отметить появление общедоступных реестров бенефициаров, реестров PEP, новые требования к провайдерам услуг с виртуальными активами, уменьшение лимитов по предоплаченным картам, включение в перечень субъектов мониторинга торговцев драгоценными металлами и произведениями искусств. Многие банки и финансовые компании уже сейчас при открытии счета предъявляют дополнительные требования к клиентам относительно наличия экономического присутствия (economic substance). Данное требование предусматривает наличие у компании сотрудников, физического офиса, материально-технической базы (для торговых компаний), соответствующего опыта у сотрудников и менеджмента компании. Кроме того, в некоторых странах регулятор может требовать открытия счетов в стране инкорпорации компании, наличия бизнес-партнеров в стране регистрации компании или стране, где открывается счет, объяснения экономической целесообразности трансакций.

Новые риски

Развитие новых финансовых технологий и решений, а также сложности с прохождением традиционного AML-комплаенса заставили бизнес обратить внимание на новые альтернативные варианты расчетов. Одним из таких инструментов стало использование криптовалюты в качестве средства платежа. Очевидным преимуществом такого способа расчетов является отсутствие регулирования и необходимости проведения традиционных комплаенс-процедур. Однако увеличение рисков использования криптовалюты для легализации «грязных» денег и финансирования терроризма заставило FATF в октябре 2018 года пересмотреть свои стандарты и предоставить соответствующие рекомендации для участников операций с криптоактивами.

Долгосрочный тренд

Сегодня необходимо понимать, что проходят времена, когда компания на Кипре с бенефициаром из стран СНГ, скрытым за номинальными акционерами и директорами, без реального экономического присутствия и физического адреса может без проблем открыть счет в банке или в платежной системе. Более того, появление или нахождение такой компании в корпоративной структуре в будущем становится определенным риском для других компаний группы, которые ведут активную хозяйственную деятельность. В данном случае они могут столкнуться с необходимостью предоставления дополнительных пояснений и прохождения «повышенного» аудита со стороны службы AML-комплаенса. Минимизацией такого рода рисков может быть пересмотр подхода к международному структурированию бизнеса, отказ от «многослойной» и сложной цепочки владения компаниями без реального экономического смысла, а также формирование прозрачной истории бенефициаров.

 

СИЧКАРЬ Дмитрий — советник QUANTUM ATTORNEYS, адвокат, г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA