Письменный столп — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Юридическая практика № 34 » Письменный столп

Письменный столп

Квалифкомиссиям предоставили больше полномочий по фиксации нарушений в процессе сдачи письменного экзамена как одного из основных этапов для получения статуса адвоката

К такой профессии, как адвокат, в последние годы все чаще стали проявлять интерес. И связано это в том числе с конституционными изменениями, которыми вводится так называемая адвокатская монополия на представительство интересов в судах. Напомним, что представительство в Верховном Суде и судах кассационной инстанции исключительно прокурорами и адвокатами введено с 1 января 2017 года, в апелляционной — с 1 января 2018 года, а судах первой инстанции — с 1 января 2019 года.

Впрочем, на протяжении нескольких лет делались попытки разработать и принять новую редакцию профильного закона, но поскольку к единому мнению прийти не удалось, этот вопрос был отложен в долгий ящик. Справедливости ради отметим, что законопроектами планировалось учесть технический прогресс и предлагалось ввести новый порядок сдачи квалификационного экзамена в региональных квалификационно-дисциплинарных комиссиях адвокатуры (КДКА) или их аналогах в специально обустроенных помещениях с использованием средств видеонаблюдения. Более того, параллельно Совет адвокатов Украины (САУ) принял за основу Концепцию реформирования процедуры сдачи квалификационного экзамена для получения права на занятие адвокатской деятельностью (Концепция), которая существенно изменяет и модернизирует процедуры сдачи квалификационного экзамена (о законопроектах и Концепции мы писали в № 15 (1059) от 10 апреля 2018 года и № 39 (1083) от 25 сентября 2018 года «Юридической практики»).

Тем не менее, пока технический прогресс не дошел до порядка сдачи квалификационного экзамена, САУ на одном из последних летних заседаний принял ряд изменений к Порядку допуска к сдаче квалификационного экзамена, порядку сдачи квалификационного экзамена и методике оценки результатов сдачи квалификационного экзамена для получения права на занятие адвокатской деятельностью в Украине (Порядок).

Изменения касаются, в частности, требования к претендентам относительно наличия высшего юридического образования на уровне магистра (специалиста). Но наибольший резонанс в адвокатском сообществе, судя по социальным сетям, вызвали положения, устанавливающие более жесткие условия для сдачи письменного экзамена.

В соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте Национальной ассоциации адвокатов Украины, во время сдачи письменного экзамена кандидат может пользоваться официальными текстами нормативно-правовых актов на печатных носителях. Использование других источников информации не допускается. В случае выявления членами квалификационной палаты квалификационно-дисциплинарной комиссии адвокатуры, которые принимают экзамен, факта использования лицом неразрешенных источников информации, составляется акт, в котором фиксируется указанный факт. Акт должен содержать и такие данные, как дата его принятия, персональный состав членов квалифпалаты КДКА и их подписи, фамилия, имя, отчество лица, в отношении которого составлен акт, информация о выявленном факте и ссылки на запрещенные источники информации, которые были использованы лицом. Отметим, что в отношении такого лица будет приниматься решение об отказе в выдаче свидетельства о сдаче квалификационного экзамена.

Как пояснил Владимир Полищук, председатель КДКА Киевской области, в Порядок вносились изменения более десяти раз, в том числе решением САУ № 72 от 26 июня 2019 года. «Отмечу, что норма, касающаяся возможности пользоваться при составлении письменной части квалификационного экзамена только официальными текстами нормативно-правовых актов, существовала всегда (пункт 13.7 раздела 4 Порядка). Она лишь была дополнена новыми абзацами, регламентирующими, как действовать комиссии в случае выявления факта использования лицом неразрешенных источников информации. КДКА Киевской области составляла такие акты и принимала решения об отказе в выдаче свидетельства о сдаче квалификационного экзамена и до внесения соответствующих подобных изменений», — обратил внимание г-н Полищук.

При этом он предполагает, что сегодня каждый адвокат при подготовке процессуальных документов использует нормативно-правовые акты в электронном виде. С другой стороны, в случае исключения возможности пользования шаблонами процессуальных документов и сетью интернет претендент на получение статуса адвоката вполне может использовать нормативно-правовые акты на электронных носителях при выполнении заданий письменного экзамена. Но для этого необходимо создать соответствующую материально-техническую базу и внести соответствующие изменения в Порядок.

«Претенденты на получение статуса адвоката во время сдачи письменного квалификационного экзамена сетуют лишь на то, что им приходится писать от руки. А подготовить нужно три процессуальных документа и правовую позицию по делу», — рассказывает г-н Полищук.

О том, что требование об использовании только печатных текстов законодательства вовсе не нововведение, говорит и Антон Каганец, юрист практики решения национальных споров МЮФ Integrites. «Новой является процедура составления акта в случае нарушения этого требования. Восприятие данной нормы как новшества свидетельствует о том, что некоторые комиссии игнорировали эту норму и закрывали глаза на использование электронных ресурсов. Думаю, ключевой мотив — мнение, что на устном экзамене «дурь каждого будет видна». И это не безосновательно. Безусловно, в наше время требование о печатных версиях актов законодательства звучит архаично. С другой стороны, разрешить использовать интернет во время сдачи экзамена — значит нивелировать смысл экзамена. В сети можно не только найти шаблон документа, но и связаться с коллегами, получить доступ к заготовленным шаблонам. Кто-то скажет, что на практике мы все это используем. Да, но как вспомогательный элемент. Вряд ли достойный адвокат будет предоставлять услугу, основываясь лишь на том, что «нагуглено» на юридическом форуме. А если есть консультации коллег, то скорее по сложным и «долгоиграющим» вопросам. В случае, например, с уголовными делами такого времени просто может не быть», — отмечает наш собеседник.

По его мнению, в идеале также следует разрешить использовать электронные базы законодательства и судебной практики. Но тогда претенденты в адвокаты должны использовать технические средства исключительно КДКА, в которых будет доступ только к этим базам. «Полагаю, что комиссии сейчас не имеют необходимого количества техники и в ближайшее время не смогут закупить ее. Так что запрещают все, не имея возможности контролировать… В марте 2018 года я сдавал экзамен по печатным кодексам. Конечно, без поиска по тексту сложно, но можно», — резюмирует г-н Каганец.

Несколько иной подход к этому вопросу у Станислава Ены, адвоката ЮК VB PARTNERS. «В эпоху, когда все вокруг, включая гаранта Конституции, декларируют курс на «диджитализацию» и «государство в смартфоне», адвокатское сообщество принимает решение отказаться от плодов цивилизации. В то же время современная юридическая практика невозможна без постоянного контакта с электронными сервисами и гаджетами», — уверен адвокат. Более того, по его словам, адвокат, цитирующий в судебном заседании норму закона с планшета, уже давно не «диковинка», а служители Фемиды и сами все чаще используют именно цифровые законодательные базы.

«Используя печатный источник, будущий адвокат будет применять исключительно логический способ поиска, требующий знания структуры документа. В случае же использования цифровой версии возможен механический поиск, например по ключевым словам. Но мне это кажется тезисом «староверов», так как в XXI веке гораздо ценнее не запоминание информации, а оперативная работа с ее источниками, что в умелых руках как нельзя лучше обеспечивают соответствующие гаджеты и информационные ресурсы. По моему убеждению, такое решение связано не столько с желанием повысить качество профессиональных знаний и навыков адептов адвокатуры, сколько с проблемами контроля и разрывом поколений. Дело в том, что между экзаменаторами и экзаменуемыми, как правило, имеет место существенная разница в глубине навыков пользования новыми технологиями. Молодые юристы с легкостью «обыгрывают» старшее поколение в этой сфере. В связи с этим контролировать ход экзамена становится все сложнее. Бесспорно, это плохо. А контроль в ходе экзамена важен. Но принятое Советом решение не выход», — уверен г-н Ена.

Как считает адвокат, более логичным и последовательным решением было бы создание классов для сдачи экзамена, оборудованных компьютерной техникой с доступом только к официальным ресурсам, что решило бы вопрос контроля без отрыва от реалий.

Высшим органам адвокатского самоуправления после усиления контроля за процессом сдачи квалификационного экзамена не следует забывать о тотальной диджитализации — предложенные Концепцией нововведения в части автоматизации процесса желательно реализовать в первую очередь.

Светлана ТАРАСОВА • «Юридическая практика»

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Законодательная база

Государство и юристы

Жаркое подобие

Тень голосования

Взяться за ум

Новости

Новости из зала суда

Новости из-за рубежа

Новости юридических фирм

Карта событий

Отрасли практики

Бить самостоятельным

Ранний совет

Пат арестом

Самое важное

Лучшие, конечно, впереди!

Открыть портал

Хранители вкладов

Судебная практика

Торговая мерка

Отчий том

АТО непонятно

Судебные решения

О нюансах привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности

Договор, подписанный лицом без соответствующих полномочий, является недействительным

Восприятие марок рядовым потребителем играет решающую роль при их сравнении и оценке

Особенности замены должника в исполнительном производстве двумя должниками

Тема номера

Пониженное давление

Физпроцедуры

Частная практика

Письменный столп

Онлайн-перевод

Предупредительные знаки

Інші новини

PRAVO.UA