Украинский порыв — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Украинский порыв

«По сравнению с 2017 годом общая стоимость сделок увеличилась на 91 % и составила 1,05 млрд евро. Можно сказать, что в 2018-м украинский M&A-рынок восстановился после кризиса 2014 года» — партнер ЮФ Aequo Анна Бабич

Слияние и поглощение (M&A) — хороший индикатор живости и развитости экономики страны, позволяющий соизмерять отечественный потенциал с мировыми тенденциями. Какой виделась украинская экономика в 2018 году через призму M&A-активности, рассказала партнер ЮФ Aequo Анна Бабич.

— Анна, насколько активны процессы слияний и поглощений в украинской экономике по сравнению с предыдущими годами и докризисным периодом?

— Как показывает исследование, которое Aequo в четвертый раз провела совместно с изданием Mergermarket, рынок слияний и поглощений в Украине продолжал интенсивно восстанавливаться в 2018 году. По сравнению с 2017 годом общая стоимость сделок увеличилась на 91 % и составила 1,05 млрд евро, а общее их количество выросло более чем на 31 % — до 59 сделок. Таким образом, можно сказать, что в 2018 году украинский M&A-рынок восстановился после кризиса 2014 года.

— В каких отраслях наблюдается наиболее высокая активность? Чем она вызвана?

— С точки зрения количества сделок 2018 год был удачным для сектора финансовых услуг и TMT (технологии, медиа и телекоммуникации). Количество сделок в этих двух индустриях составило по 16 % от общего количества трансакций в 2017—2018 годах. За ними с небольшим отставанием следуют агрорынок, сфера потребления, энергетика и добыча полезных ископаемых (по 13 %).

Что касается стоимости сделок, здесь ситуация немного иная. Наибольшие результаты показал агросектор — 35 % от общей стоимости всех M&A-сделок за 2017—2018 годы. На втором месте, хоть и со значительным отставанием от лидера, — сектор промышленного производства. Показатели двух этих индустрий в значительной степени были сформированы за счет двух крупных приобретений: покупки агрохолдинга «Мрия» фондом SALIC (Саудовская Аравия) и покупки завода «Кузня на Рыбальском» (бывшая «Ленинская кузня») частным инвестором.

В целом активность на рынке M&A-сделок происходит в ожидаемых для Украины отраслях. Активность в секторе финансовых услуг постепенно замедляется после всплеска 2015—2016 годов, но по-прежнему остается высокой. Индустрия аграрного производства и переработки исторически весьма привлекательна в Украине, и динамика
M&A-сделок только подтверждает это. Сектор TMT демонстрирует отличные результаты в первую очередь за счет активности в IT. Мы ожидаем, что они будут только улучшаться в 2019 году.

— Если говорить о резидентности инвесторов, кто сейчас в большей мере инвестирует в украинскую экономику: иностранцы или местный бизнес (включая инвестирование через другие юрисдикции)?

— В 2018 году украинские активы покупали приблизительно поровну ­украинские (53 %) и иностранные (47 %) инвесторы. Достаточно высокой остается активность фондов прямых инвестиций, которые концентрируются на активах с высокой добавленной стоимостью. Показательно, что в 2018 году Horizon Capital сформировал новый фонд и уже закрыл несколько сделок с украинскими активами. Также очень деятелен на рынке M&A фонд прямых инвестиций Dragon Capital.

Интерес к украинским ак­тивам проявля­ли и стратегические инвесторы. Нес­колько сделок было закрыто нами в конце 2018-го — начале 2019 года, несмотря на военное положение, введенное в ноябре 2018 года, и приближающиеся президентские выборы. Так, в начале 2019 года одна из крупнейших международных торговых компаний Posco Daewoo приобрела долю в зерновом терминале ­в г. Николаеве.

— Что чаще всего приобретают отечественные резиденты? Есть ли свежие примеры из активности в других юрисдикциях?

— У отечественных инвесторов сохраняется стабильный интерес к агросектору, который они хорошо понимают. Коммерческая недвижимость также пока остается интересной преимущественно только украинским покупателям.

При этом украинский бизнес достаточно сдержан в приобретении активов в других юрисдикциях. Из таких сделок в 2018 году можно выделить покупку агрохолдингом «МХП» активов в Словении (Perutnina Ptuj).

— Как обстоят дела с привлечением финансирования? Кто и на каких условиях готов кредитовать приобретение украинских активов?

— Привлечение долгового финансирования в Украине для M&A-сделок остается достаточно сложным.
В 2018 году мы видели несколько сделок по приобретению украинских активов, которые финансировались за счет заемных средств зарубежных банков, но пока это скорее исключение, чем правило. Из-за достаточно высоких процентных ставок в 2018 году мы не наблюдали M&A-сделок, займодателями в которых были украинские банки.

— Способствует ли привлечению внешнего инвестора изменение валютного регулирования? Насколько этот фактор повлиял на увеличение объема и сумм сделок на рынке?

— Достаточно сложно оценить влияние именно фактора валютного регулирования на принятие решения о сделке. Этот вопрос рассматривается в комплексе с другими элементами, формирующими инвестиционный климат страны. Бе­­­зус­ловно, ослабление валютных ограничений, которые произошли в 2018 году и продолжаются сейчас, делают страну более привлекательной для иностранных инвесторов. Мы считаем, что дальнейшая либерализация валютного регулирования может существенно увеличить интерес ­к украинским активам у крупных иностранных игроков. В то же время мы понимаем, что для украинских покупателей валютное регулирование было определяющим при принятии решения об M&A-сделке крайне редко.

— Как изменение корпоративного законодательства (прежде всего принятие Закона Украины «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью») отразилось на структурировании и сопровождении сделок M&A? Какие нормы закона упростили решение юридических вопросов, а какие моменты остались проблемными?

— Новое законодательство достаточно сильно изменило базовые концепции, которыми привыкли пользоваться украинский бизнес и юридическое сообщество. Поэтому процесс адаптации к изменениям корпоративного регулирования затянется на некоторое время. Рынку еще предстоит выработать единую практику по целому ряду вопросов, включая согласование существенных сделок, механизмы конвертации долга в капитал и прочее.

Проведенная реформа позитивно сказалась на рынке и мы высоко ценим набор инструментов, который стал доступен для M&A-сделок в Украине. В их числе в первую очередь выделяем корпоративные договоры. Участники небольших сделок M&A все чаще обращаются к нам с просьбой структурировать их в украинском правовом поле, чтобы избежать необоснованных расходов на иностранных консультантов и поддержание иностранных холдингов.

— 2019-й, по всем прогнозам, должен быть годом затишья в сфере M&A. Подтверждает ли это первая половина года? Каковы ваши прогнозы в отношении M&A в 2020-м?

— Безусловно, двойные выборы в ­2019 году будут влиять на деловую активность в целом и на рынок M&A в частности. Мы видим осторожность как со стороны иностранных инвесторов, так и со стороны украинских продавцов.

В то же время первый квартал ­2019 года был довольно активным с точки зрения количества закрытых нами сделок. Поэтому если из-за политической неопределенности в 2019 году их станет меньше, то незначительно. Если макроэкономическая ситуация останется стабильной, а прогнозы роста ВВП оправдаются, мы ожидаем, что ­2020 год компенсирует возможное затишье на рынке M&A в 2019 году.

Беседовала Ирина ГОНЧАР, «Юридическая практика»

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Новости юридических фирм

VOX POPULI

Реформенный стиль

Акцент

Летнее бремя

Слово — народу

В фокусе: адвокатура

Сужение людям

В фокусе: рынок

Украинский порыв

Государство и юристы

Сборный интерес

LET’s go

Выносить взор из избы

На ТО есть причины

Зарубежная практика

Мира измерения

Книжная полка

Мировое оглашение

Отрасли практики

Уклончивый ответ

Тоска отчета

Бес тормозов

Тень сомнения

Самое важное

С новым гОООдом!

Судебная практика

Уравнение с иском

Общественный порядок

О нюансах налогообложения представительства иностранной компании

Судебные решения

В случае получения акта камеральной проверки определенной налоговой декларации налогоплательщик не ограничен в праве подать уточняющий расчет к этой декларации

Третейский суд не является участником судебного дела об отмене принятого им решения

Тема номера

Защитное средство

M&A-фактор

Забить штрафной

Частная практика

В стиле техно

Інші новини

PRAVO.UA