Инспекторы по вопросам интеллектуальной собственности- PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Юридическая практика №23 » Браво обладателю

Браво обладателю

Инспекторы по вопросам интеллектуальной собственности

Рубрика Тема номера
От слаженности и согласованности действий правообладателей 
или их представителей и инспекторов зависит эффективность прекращения нарушений и привлечение виновных лиц к ответственности

С конца марта 2019 года в Украине снова работают инспекторы по вопросам интеллектуальной собственности. С момента ликвидации Государственной службы интеллектуальной собственности Украины мы уже успели забыть, кто они и чем занимаются, так как фактически несколько лет в Украине не было ни одного инспектора с такими полномочиями. А потому предлагаем проанализировать более детально, на что правообладатели могут рассчитывать, взаимодействуя с этими должностными лицами.

Так, приказом Министерства экономического развития и торговли Украины (МЭРТ) № 518 от 27 марта 2019 года было установлено, что полномочия инспекторов будут исполнять должностные лица Минэкономразвития. Данным приказом было определено семь человек, среди которых директор Департамента интеллектуальной собственности МЭРТ Валерий Жалдак, его заместитель Богдан Падучак  и другие сотрудники данного департамента.

Имеют право

Полномочия инспекторов регламентированы Положением о государственном инспекторе по вопросам интеллектуальной собственности Министерства экономического развития и торговли, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 17 мая 2002 года № 674, с последними изменениями от 13 декабря 2017 года (Положение).

В частях 7–9 Положения предусмотрены задания, права и обязанности инспекторов. Проанализировав данные нормы, можно выделить основные полномочия, о которых следует знать:

— осуществлять плановые и внеплановые проверки субъектов хозяйствования на предмет соблюдения ими прав интеллектуальной собственности;

— требовать от субъектов хозяйствования предъявления разрешительных документов на использование объекта интеллектуальной собственности (договоры, финансовые документы и т.п.);

— отбирать образцы фальсифицированной продукции и направлять их на экспертизу;

— выдавать субъектам хозяйствования обязательные для выполнения распоряжения (предписания) об устранении нарушений законодательства в сфере интеллектуальной собственности, выявленных при проведении проверок деятельности указанных субъектов;

— требовать прекращения нарушения прав интеллектуальной собственности;

— составлять протоколы об административных правонарушениях и направлять их в суд для рассмотрения;

— изымать фальсифицированную продукцию.

Инспекторы имеют право составлять протоколы и направлять в суды дела за нарушения, предусмотренные следующими статьями Кодекса Украины об административных правонарушениях: 512 (нарушение прав на объект права интеллектуальной собственности), 1649 (незаконное распространение экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, видеограмм, компьютерных программ, баз данных), 16413 (нарушение законодательства, регулирующего производство, экспорт, импорт дисков для лазерных систем считывания, экспорт, импорт оборудования или сырья для их производства), 16417 (нарушение условий и правил, определяющих порядок прекращения нарушений авторского права и (или) смежных прав с использованием сети интернет), 16418 (предоставление заведомо недостоверной информации в заявлениях о прекращении нарушений авторского права и (или) смежных прав, совершенных с использованием сети интернет).

Защитная функция

Проанализировав указанные выше нормы законодательства, можно прийти к выводу, что основной функцией инспекторов является защита именно авторских и смежных прав, ведь даже в части 1 Положения указывается, что оно регламентирует деятельность государственных инспекторов по вопросам интеллектуальной собственности, определяет их права и функциональные обязанности относительно государственного контроля за соблюдением субъектами хозяйствования требований законодательства в сфере интеллектуальной собственности в процессе использования объектов права интеллектуальной собственности, в частности распространения, проката, хранения, перемещения экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, видеограмм, компьютерных программ, баз данных, а также производства, экспорта и импорта дисков для лазерных систем считывания и матриц.

Однако функции реагирования инспекторов также распространяются и на факты нарушения прав на торговые марки. Инспекторы имеют право и обязаны заниматься контролем не только в сфере авторских и смежных прав, но и в сфере защиты прав на знаки для товаров и услуг.

Так, абзацем 5 части 12 Положения предусмотрено, что внеплановые (внезапные) проверки проводятся без предварительного уведомления субъекта хозяйствования по письменным обращениям заявителей. При этом заявителями являются лица, которым принадлежат права интеллектуальной собственности, в частности авторские права и/или смежные права, имущественные права на знак для товаров и услуг, или лица, которым предоставлено разрешение (лицензия) на использование указанных объектов, а также представители этих лиц.

Таким образом, можно утверждать, что кроме основных своих функций по контролю в сфере авторских и смежных прав, получив заявление правообладателя торговой марки (знака для товаров и услуг), инспектор обязан инициировать внеплановую проверку и в случае обнаружения нарушения имеет право составить протокол по статье 512 Кодекса Украины об административных правонарушениях.

На момент написания данной статьи в Едином государственном реестре судебных решений не удалось обнаружить ни одного судебного решения, вынесенного на основании протокола, составленного новыми инспекторами по подследственным им статьям с марта 2019 года. Это обусловлено низкой информированностью населения о том, что инспекторы снова работают, и, как следствие, малым количеством заявлений правообладателей и их представителей. К слову, по информации одного из инспекторов, они готовы реагировать на все заявления о нарушениях прав интеллектуальной собственности, включая и нарушения прав на знаки для товаров и услуг.

Эффективнее полиции

Можно с уверенностью утверждать, что инспекторы могут эффективно бороться с нарушениями прав интеллектуальной собственности. В отличие от полиции, которая также имеет право расследовать нарушения по подследственным инспекторам статьям, они имеют больше специальных знаний в сфере интеллектуальной собственности и не обременены расследованием никаких других правонарушений и преступлений. Реагировать на заявления инспекторы могут значительно быстрее, чем органы полиции.

Однако важно понимать, что эффективность прекращения нарушений прав интеллектуальной собственности инспекторами зависит не только от них, но и от самих правообладателей. Заявители обязаны подавать качественно подготовленные заявления со всеми необходимыми данными об объекте интеллектуальной собственности (документы, подтверждающие право на них, отличительные характеристики объекта, суть правонарушения и др.) и быть готовыми принимать участие в проверках потенциальных нарушителей вместе с инспекторами. От слаженности и согласованности действий правообладателей (их представителей) и инспекторов зависит эффективность прекращения нарушений и привлечение виновных лиц к ответственности.

НИКУЛЕСКО Дмитрий — адвокат ЮФ «Ильяшев и Партнеры», г. Киев

_________________________________________________________________

КОММЕНТАРИЙ

Быть активным

Елена КОЖОКАРЬ, юрист Asters

Для защиты своих прав интеллектуальной собственности правообладателям стоит занимать активную позицию. Как говорится, на инспектора надейся, а сам не плошай. При обнаружении нарушения правообладателю следует инициировать внеплановую проверку путем обращения к инспектору с письменным заявлением о прекращении нарушения прав интеллектуальной собственности, например, авторского права или лицензии на использование указанных прав.

Кроме того, по требованию правообладателя инспектор может привлечь его к проведению проверки. В таком случае при составлении инспектором акта проверки и/или протокола об административном нарушении правообладатель в качестве потерпевшего может предоставить пояснения, замечания, а также доказательства, которые будут приобщены к такому акту/протоколу.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA