Море возможностей
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Юридическая практика №23 » Море возможностей

Море возможностей

«Нужно помогать нашему государству выстраивать новые правила игры в морской отрасли, а бизнесу следует адаптироваться к этим правилам», — рекомендует Татьяна Титаренко, управляющий партнер юридической компании Legrant

«Мы повышаем инвестиционную привлекательность Украины», — говорит Татьяна Титаренко, управляющий партнер юридической компании Legrant. По ее словам, вскоре на морском побережье начнется реализация масштабных инфраструктурных проектов. И если задача государства — гарантировать инвесторам безопасность капиталовложений, то юридические компании, со своей стороны, должны помочь бизнесу разобраться в тонкостях отраслевого законодательства и выстроить эффективный диалог с властью. В интервью «Юридической практике» г-жа Титаренко рассказала об особенностях работы юристов в Южном регионе Украины, актуальных проблемах морской отрасли и перспективах ее развития.

— Оправдалось ли ваше решение развивать юридический бизнес именно в Одессе?

— Бесспорно. Стартовав с нуля в 2015 году, сегодня мы стали одной из ведущих юридических компаний Южного региона. Сейчас в команде 15 юристов, и мы продолжаем увеличивать штат, так как количество клиентов увеличивается, а объем задач растет. Теперь важно сохранить эту тенденцию, тем более что свыше 60 % перевалки грузов приходится на порты «Большой Одессы», и сердце внешнеэкономической деятельности нашего государства бьется именно здесь.

Помимо юридического сопровождения клиентов есть еще стратегические направления: нужно помогать нашему государству выстраивать новые правила игры, а бизнесу — адаптироваться к этим правилам. Вскоре именно на морском побережье начнется реализация масштабных инфраструктурных проектов. И наша отраслевая экспертиза будет полезна всем заинтересованным сторонам. Мы понимаем масштабы ответственности перед клиентами. Также понимаем, что от решений, которые предлагаем, зависит не только контракт отдельно взятой компании, но и репутация всей страны на международной арене. Правильные действия являются положительным ответом на вопросы зарубежных партнеров: надежен ли украинский бизнес, можно ли с ним работать? Можно. И если ему мешают бюрократические барьеры или противоречия в законодательстве, мы помогаем их устранить.

— Планируете ли вы масштабировать свою практику в других регионах, в частности в Киеве?

— Сейчас у нас действует филиал в Киеве, однако для полноценного представительства этого пока недостаточно. Также к нам часто обращаются за помощью юридические компании из столицы. Не исключаю, что в будущем, когда наша команда расширится, мы станем развивать киевский офис. Лично я собираюсь и дальше работать в Одессе, укрепляя позиции Legrant в Южном регионе.

— За счет чего вы рассчитываете этого достичь?

— Прежде всего за счет нашей глубокой экспертизы, скорости предоставления услуг и высокой клиентоориентированности. Нам важно быть с клиентом на одной волне, это помогает понять с полуслова все его пожелания, учитывать все интересы и предлагать лучшие решения. Каждый из наших юристов имеет не только знания в различных отраслях права, но и немалый опыт в решении судебных споров. Кроме того, мы находимся в постоянном диалоге с органами государственной власти, что дает нам возможность урегулировать проблемные вопросы на государственном уровне.

Конечно, большую роль играет и наше умение адаптироваться к постоянным изменениям, ведь современный мир развивается очень динамично, и тот, кто стоит на месте, очень быстро отстанет, а догонять потом будет трудно.

— И как это помогает в конкурентной борьбе?

— Наши преимущества увеличивают наши возможности, например, находить новых клиентов и удерживать существующих, привлекать в команду лучших юристов и реализовывать новые интересные дела. Хотя, признаюсь, это достаточно непросто, ведь наши конкуренты — опытные юридические компании, которые давно работают на рынке и хорошо разбираются в местной специфике. Но нас никогда не пугали трудности, ведь мы открывали Legrant под лозунгом «Патовых ситуаций не бывает». И наши конкуренты мотивируют нас работать еще больше и настойчивее.

— Вы говорили о сотрудничестве со столичными юркомпаниями. Насколько это большой и стабильный источник работы/клиентов?

— Пока что это не настолько масштабное сотрудничество, но мы видим достаточно большой интерес со стороны тех компаний, которым требуется узкая экспертиза в привычных для Legrant сферах. Прежде всего это касается вопросов морской отрасли. Кроме того, мы консультировали наших коллег по некоторым аспектам корпоративного права. Как правило, к нам обращаются те, чьи проекты затрагивают не одно направление в юриспруденции и требуют участия нишевых узкоспециализированных игроков.

— Каким отраслевым проблемам вы сейчас уделяете больше всего внимания?

— В первую очередь это факторы, сдерживающие развитие украинской морской отрасли и уменьшающие ее привлекательность для международных инвесторов. Например, постоянные споры с Государственной экологической инспекцией Украины, которая, несмотря на законодательные изменения, пытается проводить спорные проверки и задерживать суда в портах. Так, обязательный контроль изолированного балласта был отменен еще в 2015 году, однако некоторые представители ведомства все еще продолжают попытки его осуществления.

Большой победой нашей компании можно считать прекращение неправомерного взыскания канального сбора при подходе к определенным гаваням Одесского морского торгового порта, который навязывала судовладельцам Администрация морских портов Украины (АМПУ). С учетом высоких сборов в морских портах, которые всегда негативно влияли на их конкурентоспособность, отмена дополнительных платежей — это большой плюс для отрасли.

Также мы сейчас ведем активную борьбу против двойной тарификации услуг, которые АМПУ предоставляет по свободным тарифам. Например, предпринимаются попытки взимать плату за так называемую организацию перевалки грузов по методу «борт-борт», хотя все услуги, которые предоставляются в этом случае, уже включены в состав портовых сборов. АМПУ же пытается продать их участникам рынка как отдельный сервис. Это же касается и захода судна в порт и выхода из него, расходы на которые полностью покрываются портовыми сборами, однако АМПУ вводила за это дополнительную плату.

Отдельно следует отметить попытку АМПУ регулировать рынок морских агентов. В конце прошлого года Администрация в одностороннем порядке сообщила им о том, что отныне единственной формой сотрудничества является договор присоединения. А это значит, что условия такого соглашения АМПУ может изменять без согласования с контрагентом, а возможность просмотреть их другой стороной практически отсутствует. Благодаря нашему обращению Антимонопольный комитет Украины уже сделал предварительное заключение о нарушении конкурентного законодательства и продолжает работать над делом.

— Сопровождаете ли вы проекты по развитию портовой инфраструктуры?

— Да, конечно, так как это одно из перспективных направлений в отрасли. Сейчас мы сопровождаем проект по строительству терминала в одном из портов Азовского моря.

— Как вы оцениваете инвестиционный потенциал отрасли, в том числе в части развития украинского торгового флота?

— Инвестиционный потенциал отрасли огромен, по разным оценкам, степень износа портовых мощностей достигает 80 %. Поэтому, когда Украина обеспечит благоприятные условия для государственно-частного партнерства, мы увидим масштабное техническое «перевооружение» портовой отрасли. В судоходстве тоже есть куда расти. Сегодня наша страна является кузницей кадров для торгового мореплавания. Каждый шестой моряк в мире — украинец, а потому не исключено, что в будущем мы увидим восстановление флота.

— Что следует предпринять для стимулирования инвесторов? Какими в этом контексте должны быть задачи политиков, бизнеса и юридических советников?

— Основное требование инвесторов — понятные и прозрачные правила игры. Деньги любят не только тишину, но и порядок, поэтому каждый инвестор при подготовке проекта оценивает свои трудозатраты и риски. И гарантировать ему безопасность капиталовложений — задача государства. Ну а юридические компании, со своей стороны, помогают бизнесу разобраться в тонкостях отраслевого законодательства и выстроить эффективный диалог с властью.

Беседовал Алексей НАСАДЮК, «Юридическая практика»

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA