Акты говорят за себя — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Юридическая практика №22 » Акты говорят за себя

Акты говорят за себя

Рубрика Тема номера
АМКУ необходимо будет разработать ряд рекомендательных разъяснений и внести изменения в свои нормативно-правовые акты для реализации положительных законодательных нововведений

Александр БОНДАРЧУК Специально для «Юридической практики»

7 февраля 2019 года Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения принципов процессуальной справедливости и повышения эффективности производств по делам о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции» (Закон).

Указанный закон хоть и не вступил в силу, так как не был подписан главой государства, а возвращен парламенту с предложениями Президента Украины, тем не менее содержит много интересных нововведений, которые имеют как положительные, так и отрицательные стороны, и многие эксперты уверены, что его окончательное принятие — лишь вопрос времени.

Предоставление информации

Если информация, которую требует орган Антимонопольного комитета Украины (АМКУ, Комитет), уже предоставлялась в течение 12 месяцев, предшествующих дню получения нового требования, и не изменилась, то лицо, от которого требуется такая информация, имеет право не подавать ее повторно, при этом следует обязательно сообщить об этом в АМКУ.

Раньше коммуникативные связи между территориальными отделениями, структурными подразделениями были слабым звеном в работе этих органов. Поэтому большим плюсом является то, что указанная норма урегулирует эти пробелы в работе Антимонопольного комитета Украины.

Процедура урегулирования

До недавнего времени в законодательстве о защите экономической конкуренции отсутствовал процессуальный механизм реализации института мирового соглашения между Комитетом и ответчиком.

На практике этот недостаток компенсировался устными договоренностями между АМКУ и нарушителем о сотрудничестве при расследовании дела. Такая договоренность оформлялась решением, по которому Комитет применял минимальные суммы штрафов к нарушителям.

Факт принятия решения о наложении минимальных сумм штрафов как следствие договоренностей мог негативно влиять на репутацию органов Комитета, ведь об открытости таких договоренностей речь не шла.

Теперь же у ответчиков на законных основаниях появляется возможность уменьшить размер штрафа на 20 % по сравнению с рассчитанным. Так, ответчик может воспользоваться процедурой урегулирования, применяемой только в случае признания и прекращения им нарушения.

Однако не совсем понятно, почему возможность применения указанной нормы предусмотрена только в делах об антиконкурентных согласованных действиях и остаются без внимания, например, дела о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции в виде злоупотребления монопольным (доминирующим) положением, о недобросовестной конкуренции.

Смягчение ответственности

Рассмотрим вопросы, касающиеся освобождения от ответственности и уменьшения размера штрафа за совершение антиконкурентных согласованных действий.

Условия применения программы смягчения ответственности («Линенси»), которые существовали в законодательстве о защите экономической конкуренции, не обеспечивали эффективности и требовали определенной доработки.

Законодательство предоставляло, в частности, возможность полного освобождения лица от ответственности за антиконкурентные согласованные действия. Условия реализации указанных положений были определены в Порядке подачи заявлений в Антимонопольный комитет Украины об освобождении от ответственности за совершение нарушения законодательства о защите экономической конкуренции, предусмотренного пунктом 1 статьи 50 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» (Порядок).

Но, несмотря на это, лица, совершившие антиконкурентные согласованные действия, не спешили обращаться в органы Комитета с соответствующими заявлениями, поскольку для заявителя — участника таких действий не было определенных «гарантий успеха». Так, Порядок не предусматривал права заявителя на существенное уменьшение размера штрафа, если не выполнялось любое из условий для получения полного иммунитета.

Теперь же не только будет предоставлен иммунитет первому заявителю — участнику антиконкурентных согласованных действий, но и снижены финансовые санкции до 50 % другим информаторам — участникам.

Сроки рассмотрения дел

С принятием Закона будут установлены четкие сроки рассмотрения дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции, а именно:

— дела о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции должны рассматриваться не более двух лет;

— дела о нарушении законодательства в виде неисполнения решения органов Комитета, непредоставления, предоставления в неполном объеме и предоставления недостоверной информации и в виде создания препятствий работникам органов Комитета — в течение шести месяцев;

— дела о нарушении законодательства в виде антиконкурентных согласованных действий — в течение пяти лет;

— дела о нарушении законодательства в виде осуществления концентрации без получения соответствующего разрешения Комитета — в течение одного года.

Но при отслеживании сроков рассмотрения дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции необходимо учитывать следующее:

— в случае необходимости получения информации, которая не была предоставлена по требованию органов Комитета, проведения слушания по делу, предоставления достаточного времени ответчикам для подачи замечаний государственный уполномоченный АМКУ, председатель территориального отделения могут продлить срок рассмотрения дела на шесть месяцев;

— в срок рассмотрения дела не засчитывается время приостановления рассмотрения дела до завершения рассмотрения органом Комитета или хозяйственным судом дела, связанного с этим;

— в срок рассмотрения дела не засчитывается время на получение от ответчика информации по требованию органов Комитета.

Вместе с тем Законом предусмотрено, что если в течение предельных сроков рассмотрения дела органом Комитета решение не принято, дело подлежит закрытию в связи с недоказанностью нарушения.

Если же говорить о новом Законе в целом, то он весьма неплох, но для успешной его реализации Комитету необходимо разработать ряд рекомендательных разъяснений и внести изменения в нормативно-правовые акты. А для этого, как всегда, нужно время.

БОНДАРЧУК Александр — управляющий партнер ЮФ ADS Legal Group, г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA