Сохранение экономического роста IT-отрасли — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Микрофора

«О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно развития креативных индустрий в Украине)»

Во избежание миграции IТ-специалистов в другие юрисдикции парламентарии предлагают пойти на небольшие уступки в вопросе введения для них определенных налоговых льгот

В перечне приоритетов стратегического развития Украины особое место должны занимать инновационные отрасли экономики (в противовес традиционным). Прежде всего это касается индустрии информационных технологий. ІT-индустрия стала наиболее динамично растущим сектором экономики Украины (на 20 % ежегодно, второе место среди экспорта услуг в 2018 году), чтобы стать экспортной отраслью Украины номер один уже в ближайшие два-три года. Так считают авторы законопроекта № 10094 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно развития креативных индустрий в Украине)» от 26 февраля с.г., целью которого является сохранение существующей динамики экономического роста IT-отрасли и других украинских креативных индустрий в целом.

Однако, по мнению экспертов, существуют и другие цели данного законопроекта. Руководитель практики налогового права ЮК MORIS GROUP Василий Андрусяк обратил внимание, что в ІT-сфере большинство специалистов зарегистрированы как физические лица — предприниматели (ФЛП) и предоставляют свои профессиональные услуги как субъекты хозяйствования. При этом «рабочее место» ФЛП обычно находится в помещении юридического лица — заказчика, оборудованном соответствующей техникой и всеми удобствами. Целый ряд обысков и проверок помог понять одно: у государства и ІT-предприятий противоположное видение правил ведения бизнеса в данной отрасли.

Поскольку конфликт нарастал и достиг кульминации после опубликования Министерством социальной политики Украины признаков для переквалификации отношений с ФЛП в трудовые (проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления защиты прав работников и противодействия применению незадекларированного труда»), необходимо было найти компромисс, чтобы снять напряжение в ІT-отрасли. Одним из компромиссных решений стал законопроект № 10094, который предусматривает выделение специалистов в сфере информационных технологий в отдельную (пятую) группу плательщиков единого налога. Какие преимущества ІT-отрасли может предоставить законодательная инициатива № 10094 и какие слабые стороны документа видят эксперты, расскажем далее.

Подводные камни

Так, ФЛП, осуществляющие деятельность исключительно в сфере информационных технологий, смогут применять упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности относящихся к пятой группе плательщиков единого налога. Под информационными технологиями стоит понимать деятельность по изданию компьютерных игр и другого программного обеспечения, услуги по компьютерному программированию, консультированию и связанной с ними деятельностью. В перечне также значатся обработка данных, размещение информации на веб-узлах и веб-порталах. Напомним, что каждый из вышеуказанных видов деятельности является объектом классификации видов экономической деятельности (КВЭД) ГК 009:2010. Важно отметить, что третья группа плательщиков единого налога устанавливает для ФЛП по виду деятельности относительно небольшое количество ограничений, в то время как для пятой группы разрешается вести деятельность по строго определенным видам КВЭД ГК 009:2010 (58.21, 58.29, разделы 62.00, 63.11, 63.12).

«Скорее всего, в случае вступления в силу законопроекта №10094 в ходе проверок офицеры Государственной фискальной службы Украины будут пытаться доказать несоответствие фактически оказанных клиентам услуг разрешенным видам деятельности», — обратил внимание Александр Цейтельман, сертифицированный налоговый консультант, сертифицированный специалист по AML/CFT. Эксперт отметил, что выходом из данной ситуации может стать указание в инвойсах (первичной документации) наименования услуг, идентичных позициям, указанным в Государственном классификаторе продукции и услуг ГК 016:2010 (ГКПУ), которые закреплены за определенным кодом. Г-н Цейтельман уверен, что с помощью такого способа ФЛП смогут доказать, что их услуги соответствуют разрешенному виду деятельности.

По словам эксперта, с подводными камнями могут столкнуться и ФЛП, предоставляющие также сопутствующие услуги (консультационные, рекламные услуги, услуги по продаже/аренде оборудования и т.п.), которые не входят в перечень разрешенных видов деятельности. Ведь если плательщик единого налога пятой группы в отчетном периоде сделает хотя бы одну операцию по не указанному коду, то, во-первых, на сумму этой операции будет насчитан налог в размере 18 %, а во-вторых, ФЛП теряет право на применение упрощенной системы налогообложения на 12 месяцев.

Установление запрета плательщикам единого налога пятой группы на занятие другими видами деятельности, которые позволяет упрощенная система налогообложения для других групп единого налога, не считает позитивным введением и г-н Андрусяк. По его мнению, такое табу может привести к маскировке какого-либо вида предпринимательской деятельности под деятельность в сфере информационных технологий, что будет искажать статистические данные и в дальнейшем может привести к неправильным решениям.

Эксперты также отмечают, что может возникнуть и проблема ценообразования при закупке услуг в сфере ІT. Как уже говорилось, ФЛП пятой группы разрешается осуществлять деятельность в том числе по обработке данных, размещению информации на веб-узлах и веб-порталах. «Практически каждой компании сегодня необходимо обрабатывать массивы данных и размещать информацию у себя на веб-узлах. Следовательно, ФЛП пятой группы с минимальными базовыми навыками по обработке информации быстро станет «миллионером». Можем прогнозировать, что фискальные органы не будут соглашаться с высокими ценами на ІT-услуги и станут оспаривать наличие у таких предпринимателей «деловой цели», а это прямой путь к дальнейшим налоговым проверкам и целому ряду споров», — уверен Василий Андрусяк.

Кнут и пряник

Среди других условий, соблюдая которые, ФЛП могут быть отнесены к пятой группе, необходимо отметить следующие: такие ФЛП не вправе использовать труд наемных лиц, а объем их дохода в течение календарного года не должен превышать 7,5 млн грн. К слову, сегодня максимальный объем дохода ФЛП, которые находятся на упрощенной системе налогообложения, не должен превышать 5 млн грн.

Г-н Цейтельман считает, что повышенный размер дохода в размере 7,5 млн грн в год является единственным плюсом, способным мотивировать представителей ІT-сферы перейти в пятую группу.

«Вот только не следует забывать о том, что в случае, если объем дохода плательщиков пятой группы в течение календарного года превысит 7,5 млн грн, они обязаны уплатить налог в размере 15 % от дохода», — обратил внимание Антон Лященко, управляющий партнер АО Colares.

Важно отметить, что в соответствии с положениями законопроекта № 10094 ФЛП пятой группы с целью осуществления вышеуказанной деятельности могут как платно, так и бесплатно пользоваться техническими и/или программными средствами, информационными системами и любыми другими средствами производства (в том числе помещениями), которые принадлежат ФЛП или юридическим лицам, в чью пользу осуществляется такая деятельность.

Шаг за шагом

Кроме всего прочего законопроектом № 10094 предлагается постепенное повышение процентной ставки единого налога для плательщиков пятой группы ежегодно на 1 %, то есть в размере 5 % на доход с 2020 года до 10 % — с 2025-го. Также установлен двойной размер единого социального взноса (ЕСВ) с 2020 года, который будет составлять 22 % от двух минимальных заработных плат. Соответствующие изменения будут закреплены в Налоговом кодексе Украины.

Руководитель налоговой практики ЮФ Evris Андрей Реун считает, что такое предложение может стать именно тем решением, при котором ІT-специалисты будут все меньше заинтересованы мигрировать в другие юрисдикции, тем более что юрисдикций с 10 %-ным налогом на доходы предпринимателей (не компаний) в сфере ІT-бизнеса без требований об уплате налога на добавленную стоимость не так уж и много», — комментирует адвокат.

«Поэтапное увеличение ставки единого налога для плательщиков пятой группы до 2025 года потребует соблюдения этой нормы законодателем. В противном случае внесение существенных изменений в статью может рассматриваться как нарушение принципа правовой определенности и привести к ряду судебных споров», — выразил свою позицию г-н Андрусяк. «Поэтому, учитывая то обстоятельство, что ликвидация единого налога или существенные ограничения данной системы налогообложения уже не раз становились предметом дискуссии с международными партнерами, целесообразно согласовать с ними такой шаг, как введение новой льготы на соответствующий срок», — уверен эксперт.

Однако г-н Цейтельман видит плановое повышение процентной ставки единого налога на доходы ФЛП пятой группы негативным введением по сравнению с условиями для третьей группы ФЛП, для которых процентная ставка единого налога на доходы составляет 5 %.

Ключевой вопрос

Вероятно, описанные выше риски привели к появлению альтернативного законопроекта № 10094-1 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно особенностей налогообложения субъектов индустрии программной продукции» от 14 марта с.г. «Данный законодательный документ в противовес первому предусматривает оформление взаимоотношений с ІT-специалистами именно как трудовых, однако с уменьшением ставки налога на доходы физических лиц до 9 % и определенными особенностями уплаты ЕСВ», — отметил г-н Андрусяк.

Какой из законопроектов будет принят или же не будет принят ни один, покажет время. Однако пока государство должно дать себе ответ на ключевой вопрос: нужно ли сохранять единый налог и посредством льгот стимулировать развитие малого и среднего предпринимательства или все же следует устанавливать единые правила игры на основе общей системы налогообложения с поддержкой государством новых отраслей?

Юлия КАРНАУХ «Юридическая практика»

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA