Частное преимущество — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Юридическая практика №13 » Частное преимущество

Частное преимущество

Рубрика Репортаж
Диджитализация и применение инновационных технологий 
среди прочего может стать конкурентным преимуществом 
для компаний на рынках ритейла и FMCG

Представьте себе современное общество без супермаркетов или магазины с пустыми стеллажами. Удручающее зрелище, не так ли? Едва ли при походе в магазин нас что-то интересует помимо списка покупок. Но товару, чтобы попасть на полки магазина, необходимо пройти длительный и сложный путь, а в процессе неизбежно будут задействованы рынки ритейла и товаров повседневного спроса (FMCG).

Актуальным вызовам на этих рынках, правам потребителя, вопросам конкуренции, маркетинга, рекламы и структурирования бизнеса и был посвящен Legal FMCG & Retail Forum, который третий год подряд собирает в отеле «Премьер Палаc» ведущих игроков рынка. Форум состоялся 20 марта. Организатор мероприятия — газета «Юридическая практика», генеральный партнер форума — Dynasty Law Firm, FMCG-партнер — группа компаний «Хенкель в Украине».

Права потребителя

Во главе угла всего этого товарооборота находится потребитель. Именно с обсуждения вопросов защиты прав потребителей стартовал форум. Со специальным докладом выступил начальник отдела государственной политики в сфере защиты прав потребителей управления контроля и защиты прав потребителей департамента развития предпринимательства и регуляторной политики Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) Украины Александр Васильчук, который упомянул о существовании Концепции государственной политики в сфере защиты прав потребителей до 2020 года. Основная идея концепции — движение в сторону Европы. Речь идет об имплементации ряда европейских директив, предусмотренных Соглашением об ассоциации Украины с ЕС. «Это ключевая и самая сложная работа, которая заключается не только в написании нового закона, но и в построении новой системы защиты прав потребителей в Украине», — подчеркнул г-н Васильчук.

Сейчас разрабатывается новое законодательство в сфере защиты прав потребителей, которое должно сохранить баланс между интересами потребителя и бизнеса. Александр Васильчук отметил, что МЭРТ Украины совместно с европейскими партнерами разрабатывает мобильное приложение, посредством которого можно будет узнать об основных требованиях к той или иной продукции. Приложение предоставит возможность так называемому белому бизнесу при выявлении неофициальной продукции уведомлять органы рыночного надзора для принятия соответствующих мер. Приложение станет полезным и для инспектора, обеспечив эффективность его работы и тем самым обезопасив бизнес от чрезмерного давления. В свою очередь потребитель, используя данное приложение, будет знать, на какие характеристики товара следует обратить внимание, а если продукция не маркирована, не сертифицирована, приложение подскажет, в какой именно орган рыночного надзора нужно обратиться.

Ритейл-рынок

Актуальные вызовы ритейл-рынка обсудили участники форума на первой секции, модератором которой выступил управляющий партнер Dynasty Law Firm Денис Миргородский. Участники дискуссии: руководитель юридического отдела Billa Украина Иванна Зубова, заместитель директора юридического департамента FOZZY GROUP Ирина Дячук, заместитель директора юридического департамента ООО «ЭКО» Ольга Мыцык, заместитель директора юридического департамента ООО «ОМЕГА» (сеть супермаркетов VARUS) Константин Ромащенко.

Иванна Зубова начала с того, что стандарты Billa основаны не только на национальных, но и на международных нормах, следовательно, вся продукция сертифицирована в соответствии с международными требованиями. Компании важно получать обратную связь от потребителей, поэтому предусмотрено множество цифровых каналов связи. Также спикер напомнила о том, что с августа 2019 года вступают в силу законодательные изменения относительно маркировки упаковки товаров: требование об указании страны происхождения товара, количестве (а не просто наличии) сахара, наличии глютена и аллергенов. По словам спикера, руководство Billa решило не отказываться от книги жалоб, поскольку она является хорошим подспорьем для улучшения собственной работы. «Наша компания также приняла решение пока оставить книгу жалоб и предложений. Для некоторых магазинов это единственный инструмент коммуникации с потребителем», — добавила Ольга Мыцык.

Ирина Дячук поделилась опытом, как юристы FOZZY GROUP узнают обо всех операционных процессах: каждый юрист компании ежегодно в течение двух дней проходит стажировку в магазине — такое погружение в операционный процесс помогает выявлять многие моменты, в том числе хорошие и не очень. Сегодня, по словам спикера, структура рынка очень развита — только тот участник рынка, кто динамично реагирует на вызовы, будет конкурентоспособным. «Задача ритейла — удовлетворять потребности потребителей, обеспечивать баланс цены и качества продукции, обеспечивать широкий спектр товаров», — убеждена Ирина Дячук. Конкурентным преимуществом может стать применение инновационных технологий, таких как системы обмена информацией, электронный документооборот, публичные каналы в мессенджерах; активную обратную связь дают также пользователи социальных сетей.

На развитии инфраструктуры и сложностях арендных отношений остановилась Ольга Мыцык. По ее словам, на открытие нового магазина влияет конкурентное поле (магазины-конкуренты), наличие домохозяйств, их благосостояние (чем выше благосостояние домохозяйств, тем выше рентабельность магазина). Удачная локация для аренды и хорошая инфраструктура позволяют арендодателю диктовать условия аренды.

Денис Миргородский попросил спикеров осветить также вопрос размещения магазинов в жилых многоквартирных домах. Опыт компании Billa показывает, что тут могут быть нюансы. Иванна Зубова отметила, что есть технические требования к торговой площади супермаркета, а в жилом доме торговая площадь не может превышать 700 м2. «Я рекомендую это учитывать, иначе могут возникнуть вопросы у контролирующих органов», — сказала спикер. Также необходимо принимать во внимание взаимоотношения с жильцами, вопрос парковки (не важно, на сколько мест она рассчитана, жильцы дома хотят ее постоянно использовать), необходимо решать такие вопросы, как вывод вентиляции и размещение холодильников (чтобы они не примыкали к стене соседней квартиры).

В своем выступлении Константин Ромащенко сосредоточился на взаимоотношениях с налоговыми органами. Отдельно он затронул вопрос поведения сотрудников во время проверки контролирующего органа, в частности, в компании разрабатывается чат-бот, направленный на помощь сотрудникам при проведении проверок, в том числе в вопросах поведения при общении с представителями госорганов.

FMCG-рынок

Вторая секция мероприятия была посвящена актуальным вызовам FMCG-рынка. Ее модератором выступил партнер ЮФ «Антика» Алексей Кот, в числе участников — руководитель юридического департамента «PepsiCo в Украине» Виктория Огрыза, руководитель юридического отдела McDonald’s Ukraine Ирина Мусийчук, директор по юридическим вопросам АО «Бель Шостка Украина» Татьяна Мороко, юрисконсульт группы компаний «Хенкель в Украине» Иванна Олещенко.

Говоря о законодательном обеспечении этой сферы, г-н Кот отметил, что сейчас мы имеем правовой вакуум, когда старое законодательство работает не очень хорошо, а новое только разрабатывается. «Мы находимся на низком старте» — так охарактеризовала состояние FMCG-рынка Виктория Огрыза. По ее словам, имплементация европейских стандартов влечет за собой определенные вызовы, а следование новым правилам игры требует некоторых инвестиций от бизнеса. Простое копирование европейских директив выглядит странно и не отвечает ожиданиям рынка. «В имплементации директив нет системности», — сожалеет спикер. Говоря о феномене «белорусской сгущенки», г-жа Огрыза поприветствовала отмену советских ГОСТов, ведь технология производства продуктов питания ушла далеко вперед.

Имплементация директив Европейского Союза, по мнению Ирины Мусийчук, будет подстегивать Украину быстрее разрабатывать нормы законодательства европейского образца. Спикер остановилась на новом порядке проверок Государственной службы Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей (Госпродпотребслужбы). Главное отличие — изменились принципы государственного контроля. Если раньше категории риска устанавливались автоматически без оценки предприятия, то сейчас применяется риск-ориентированный подход: чем выше степень риска для здоровья, тем чаще проверки будут проводиться, причем без предупреждения. Каждая проверка проводиться новым ревизором. Г-жа Мусийчук оценила это изменение позитивно (нивелирует коррупционные риски, обеспечивает беспристрастность инспектора). Кроме того, была утверждена унифицированная форма акта по результатам проведения проверки — при заполнении акта инспектор должен отдавать себе отчет, что конкретное нарушение должно соответствовать конкретной норме законодательства.

Иванна Олещенко рассказала о развитии каналов и новых форматах продаж. Традиционная торговля на Западе практически не присутствует, такую торговлю можно наблюдать в странах постсоветского пространства. Компании, по словам спикера, часто используют довольно нестандартные каналы продаж, к примеру, «Укрпочту», что позволяет доставить товар в удаленные точки страны. Также можно говорить о стремительном развитии электронной коммерции. «Это неудивительно с учетом инновационного развития и диджитализации нашей жизни. Потребители все больше увеличивают свою цифровую активность. Все это подталкивает потребителя к онлайн-шопингу, что экономит и деньги, и время», — поделилась наблюдениями г-жа Олещенко.

Татьяна Мороко согласна с тем, что диджитализация прочно вошла в нашу жизнь, тем не менее изо дня в день сотни бумажных документов «кочуют» из кабинета в кабинет. С учетом принятия Закона Украины «Об электронных доверительных услугах» необходимо имплементировать электронный документооборот. Его преимущества очевидны: экономия времени и ресурсов, упрощение систематизации документов и их поиска, упрощение работы с партнерами, которые уже используют электронный документооборот. Из минусов — невозможность оцифровки всех документов в компании ввиду законодательных ограничений или соображений безопасности.

Структурная формула

Очередная сессия форума была посвящена различным аспектам структурирования бизнеса, ее модератором выступила Ольга Лукьянова, руководитель юридического отдела, комплаенс-офицер группы компаний «Хенкель в Украине».

Открыл сессию доклад Ирины Прониной, начальника юридического отдела АО «Лантманнен Акса», о построении эффективной системы взаимодействия юридического департамента и бизнес-подразделений компании. Спикер отметила, что в компании юристы сталкивались с огромным количеством договорной работы. Основной задачей департамента стало упрощение, ускорение и упорядочивание всех процессов в этой сфере. «Один из вариантов, который был нами предложен и в последующем успешно реализован, — внедрение автоматизированной системы согласования договоров», — отметила спикер, в то же время обратив внимание, что не каждый бизнес готов к изменениям, которые не всегда просты и понятны. «По сути, для реализации этого проекта нам пришлось фактически стать проектными менеджерами», — сказала г-жа Пронина.

«Понял ли бизнес, что вы отдали договорной процесс в его руки?» — поинтересовалась Ольга Лукьянова. «Не сразу», — ответила на вопрос Ирина Пронина. По ее словам, в последующем отношения с бизнесом существенно улучшились, но для этого юристам пришлось приложить много усилий и понадобилось много времени.

Елена Бугаева, адвокат Dynasty Law Firm, проанализировала правовые особенности организации внутренней структуры компании в контексте трудовых ресурсов. В частности, она обратила внимание на такой вид сотрудничества, как аутстаффинг, подразумевающий «аренду» персонала. Г-жа Бугаева озвучила перечень документов, подтверждающих реальность операции аутстаффинга. В частности, в их числе — гражданско-правовой и трудовой договоры, заключенные с работником и компанией-провайдером, заявки на подбор персонала, анкеты претендентов на работу и пр. «Сегодня очень важно проверять клиентов в перечне субъектов хозяйствования, предоставляющих услуги посредничества при трудоустройстве и осуществляющих наем работников для дальнейшего выполнения ими работы в Украине у других работодателей», — считает спикер.

Продолжила тему трудовых правоотношений Анна Жарова, управляющий юридическим и комплаенс-направлением ООО «Филипс Украина», предоставив рекомендации относительно подготовки к встрече с представителями Государственной инспекции Украины по вопросам труда. Изначально, по словам спикера, следует провести встречу с персоналом. Кроме того, как советует спикер, нужно отдельно проводить консультации с персоналом, который работает на аутсорсинге и аутстаффинге.

Следующая рекомендация — проверка бизнес-процессов. В частности, речь идет о проведении аудита процессов совместно с отделом кадров, желательно с привлечением третьей стороны.

«Внешний» взгляд на цепочку поставок представила Ирина Кравцова, главный юрисконсульт ООО «РАБЕН УКРАИНА». Основная проблема, по словам спикера, связана с бюрократическими преградами при оформлении технических нюансов. Государственные органы могут «придраться» к чему угодно. И последствием может стать даже попытка привлечения к уголовной ответственности, сказала она.

Вторая глобальная проблема, по словам г-жи Кравцовой, касается специфики договорной работы. Юридический отдел не должен быть ручником, который стопорит все процессы, убеждена спикер.

Завершил сессию доклад Игоря Крыжановского, управляющего партнера TEFFI Law Firm, о сложностях переходного периода Закона Украины «об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (Закон об ООО). В частности, он указал на ряд законодательных коллизий, среди которых часть 5 статьи 11 Закона об ООО и части 2 и 4 статьи 82 Хозяйственного кодекса Украины, в контексте приоритетности применения норм этих нормативных
актов.

Эксперт акцентировал внимание и на положениях о корпоративном договоре. В любом случае, по его мнению, ключевую точку во всех спорных моментах должен будет поставить суд.

Конкурентный взгляд

Со специальным докладом о взгляде АМКУ на специфику взаимоотношений поставщиков и розничных сетей выступил Игорь Кустовский, директор департамента исследований и расследований рынков производственной сферы, фармацевтики и ритейла Антимонопольного комитета Украины (АМКУ).

Спикер сообщил, что причинами проведения исследования стала необходимость анализа ситуации на рынках, анализа международного опыта и определения проблемных вопросов, которые препятствуют развитию конкуренции.

«Есть несколько ритейлеров, которые занимают лидирующие позиции по объему товарооборота и количеству магазинов в сети за 2017—2018 годы», — сообщил докладчик.

В то же время в некоторых торговых сетях, по его словам, предоставляются услуги, которые не могут характеризоваться как дополнительные. Среди них — введение новой позиции, вход в сеть, включение товара в ассортимент артикула и пр.

Кроме того, г-н Кустовский ознакомил участников с международным опытом в этой сфере, сделав акцент на законодательных базах разных стран.

В завершение он отметил, что в ближайших планах — продолжение проведения дальнейшего анализа рынков розничной торговли и закупки потребительских товаров торговыми сетями по направлениям do it yourself-ритейл (DIY) и drogerie-ритейл для выявления других существующих проблемных вопросов, которые могут возникать между торговыми сетями и поставщиками на этих рынках, и определение путей их решения.

Антимонопольное поле

Завершающая сессия III  Legal FMCG & Retail Forum была посвящена аспектам конкуренции, маркетинга и рекламы. Модерировал дискуссию Александр Вознюк, партнер Asters.

В продолжение предыдущего специального доклада Даниил Федорчук, директор юридического департамента АМКУ, на примерах конкретных кейсов на рынке FMCG & Retail рассказал об актуальных вопросах конкуренционного правоприменения. Как сообщил спикер, очень много дел касалось введения в заблуждение потребителей в сфере производства и распространения алкогольных напитков. Как правило, нарушения квалифицировались как распространение информации, вводящей в заблуждение.

Различные нюансы учета антимонопольных рисков в ходе формирования коммерческих политик при взаимодействии поставщиков с торговыми сетями осветил Александр Нагорный, советник Sayenko Kharenko. Он напомнил, что традиционная коммерческая политика компании-продавца, несмотря на схожесть множества моментов, имеет свою специфику и охватывает огромный спектр услуг. Вместе с тем необходимо учитывать различные условия с подобными контрагентами, действующие в один и тот же период, стимулирование повышения объемов продаж через «ретробонусы», обмен чувствительной информацией и пр., поскольку эти нюансы могут привести к существенным последствиям для компании.

«АМКУ ведет наступательную политику в правоприменении. Но наши комплаенс-программы очень общие и не приспособлены к соответствующим рынкам товаров. Кроме того, они не учитывают особенности применения законодательства АМКУ и судами», — обратил внимание спикер.

Сергей Денисенко, советник ЮФ Aequo, рассказал о практике АМКУ по вопросам неправомерного использования деловой репутации в части применения коммерческих обозначений. Спикер предоставил ряд рекомендаций при подготовке и подаче заявлений в АМКУ. Так, в заявлении нужно аргументировать наступление негативных последствий для заявителя и конкуренции в целом. Как напомнил докладчик, первоначальный размер штрафа составляет 10 % дохода от реализации продукции с нарушением законодательства в этой сфере.

О гранях допустимого в рекламных кампаниях участникам рассказал Павел Беспалов, советник Philip Morris. Он подчеркнул, что для рецептурных лекарств и табачных изделий установлены специальные требования, к тому же эти сферы максимально зарегулированы. В то же время специальный закон и Закон Украины «О рекламе» содержат коллизионные нормы.

«Для предотвращения нарушений закона начните использовать чек-листы, далее преобразуйте их в руководства, в случае каких-либо отклонений превратите их в политику», — порекомендовал спикер.

«Influence-маркетинг является одной из сфер в мировой практике, где вопросов больше, чем ответов», — считает Глеб Дьяков, юрисконсульт группы компаний «Хенкель в Украине». Он пояснил, что influence-маркетинг — это способ продвижения брендов, товаров, услуг с помощью лидеров общественного мнения. Эта сфера становится очень важным инструментом, и его игнорирование, с точки зрения законодателя, невозможно. Но в ЕС пока нет единого подхода к урегулированию influence-маркетинга, хотя на локальном уровне попытки регулирования уже применяются.

«Маркетинг vs права потребителей» — тема доклада Марии Паясь, руководителя юридического отдела L’Oreal Ukraine. Как отметила спикер, маркетинг изменяется и с каждым днем компания становится все ближе к потребителю. В сфере диджитал проблемные аспекты возникают из-за отсутствия информации о продавце и наличия «серого» или параллельного импорта.

Завершил форум доклад Артема Белоусова, представителя JN Legal, раскрывший проблематику государственного контроля в сфере прав потребителей и рыночного надзора.

Спикер порекомендовал при сопровождении процесса проверки определить до начала проверки уполномоченных лиц и составить алгоритм действий, а также проверить всю необходимую документацию. Следующая рекомендация — подписывать акт проверки с изложением своих возражений, поскольку простое подписание акта в суде может трактоваться как согласие с выводами, сделанными в ходе проверки.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA